Статистика
Онлайн всього: 2 Гостей: 2 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
ПРИГЛАШЕНИЕ К ПРАЗДНИКУ
| 23.04.2014, 20:08 |
Я люблю отдавать долги. Всем, кому я чем-либо обязан.
И если что-либо застряло в памяти, это постоянно болит и свербит, пока не найдёт какого-либо отражения на экране. Большинство моих картин сделано по заказу. Не сам я приносил заявку. Кто-то снизу, сверху подталкивал меня и тогда я вступал в игру. От чужой первоначальной заявки ничего не оставалось. Часто даже всё выворачивалось в картине наизнанку. Но всё равно в начале работы требовался толчок со стороны. Наверно, это не правило, а мой личный недостаток. Но надо же когда-нибудь признаться, что сам грешен и прожил свою жизнь «неправильно»! Нынешние времена призывают к инициативе. Под «лежачий камень» вода не течет. А я всегда любил сказку о солдате и топоре:
Приходит солдат к скупой хозяйке и просит его накормить. Жадюга естественно отказывается. Тогда солдат предлагает сварить « суп из топора». Удивившись, хозяйка соглашается. Солдат сначала принимается за топор, а потом просит прибавить к своему вареву то одного, то другого. И получились «Щи» на славу.
Вот и я часто начинал картину без особенного интереса. Аппетит приходил во время еды. Надо работать, работать и работать и тогда вдруг обнаруживается, что тебе удалось выразить себя гораздо полнее, чем закладывалось в начале «по заказу».
На этот раз всё случилось иначе.
Я сам долгое время не находил повод расплатиться со своими театральными учителями и наставниками. Всё-таки, я вахтанговец по происхождению. И вахтанговская школа определила моё отношение к театру и кино, а после и к телевидению.
Приближалась круглая дата рождения «Щуки». Так ласково её всегда называли ученики. Тогда ректор училища, замечательный актёр Владимир Этуш нашёл меня в «Экране» и уговорил снять полнометражную картину.
Праздновать, так праздновать - принародно, а значит, по телевидению. Уговаривать особенно меня не надо было. Самому до смерти хотелось сделать «вахтанговскую» картину.
Исходные точки определись сразу. В юбилейной картине надо будет показать, как из желторотого птенца за четыре года вырастает профессиональный артист. Какие вахтанговские корифеи царствуют сегодня на разных сценах. И по возможности, вспомнить и найти материал из истории училища и театра.
Конечно, в юбилейном фильме не стоит затрагивать больных вопросов. Как разошлись в своё время Захава и Симонов и разрыв между театром и училищем существует до сих пор. Не стоит вспоминать и причину ухода Любимова на Таганку. Наверно, не нужно и волноваться, почему вахтанговский театр на время ушел из общественного сознания и на первые роли среди театров вышел «Современник», Ленинградский театр Товстоногова и та же любимовская «Таганка»? Всё это не материал для юбилейного фильма. Здесь вполне хватит «своего» праздника. А фильм проблемный я сниму как-нибудь в другой раз.
/Пока, впрочем, не снял! И не знаю, сниму ли когда-нибудь. Хотя в моём личном отдалении от театра тоже кроется «вахтанговская проблема» - театр вне противоречий жизни своего современника, вне политики, на одном «искусстве» существовать долго не может./
Но и не углубляясь в проблемы у меня хватало ремесленных задач. Как соединить учебный процесс в училище с великими артистами? Как найти и объединить историю и сегодняшний день. В конце концов, как сделать легкий, увлекательный документальный спектакль, который сам напоминал театральное представление. И всё это надо было решить быстро и с малыми затратами, как всегда на телевидении.
И ещё была потаённая цель, как найти «вахтанговскую» формулу зрелища, пригодную не только для театра, но и объясняющую то направление в документалистике, к которому я себя давно причислял.
Только сначала я не знал, как и с какой стороны подойти? Время было смутное - все болели политикой, обрадовались жесткой публицистике, топтали власть. А тут я вдруг со своей «Принцессой Турандот». Но ведь и сам Евгений Багратионович Вахтангов ставил свой знаменитый спектакль именно в такое же беспутное время и, как оказалось, очень кстати!
Господи! Как мудр бывает случай!
И вот мы с Митей Бритиковым, оператором моей первой деревенской киноповести «Макаровы», уже маракуем в коридорах училища, соображая, что снимать. Настоящий сценарий писать некогда. Фильм должен быть готов к дате.
Замысел родился легко.
В фильме надо будет показать, как из неопытного птенца вырастает настоящий артист. Значит, от вступительного экзамена и до выпуска. И не за четыре года, а за один час на экране. Таковы условия игры.
В фильме надо было связать славную историю училища и его нынешних корифеев - вахтанговцев. Но главное, надо объяснить себе и людям, чем отличается вахтанговское мировоззрение от всех прочих театральных школ. Не говоря уже о том, что картина должна быть ярким запоминающимся зрелищем, иначе нам не простит публика, не простят великие Артисты. Как всегда, хотелось объять необъятное…
Сюжет мог выстроить один вопрос: Чем же всё-таки отличается вахтанговский стиль? Одни должны сформулировать словами, другие продемонстрировать в действии.
Фильм начинается с «капустника», который устроили студенты, только что принятые в училище. С песнями, с танцами, немыслимо разодетые или почти голые они появились перед входом в здание и стали творить «вахтанговский» спектакль прямо на улице, на глазах ошарашенных преподавателей…
Через несколько минут их собрал в зале Владимир Этуш. Он устроил им дикий разнос:
…Вы поступили неправильно. Вы думаете, что то, что вы сейчас устроили и есть вахтанговское? Разлюли малина! Что я вижу теперь каждый день на Арбате. Что я ненавижу! Против чего мы будем бороться! Не против «капустников», а против этого театрализованного хулиганства. Вахтанговское – совсем другое! Это истина страстей в предлагаемых ситуациях…
Студенты были растеряны и вовсе не понимали, за что им так жестоко попало. А я обрадовался, потому что получил «завязку» в картине.
Потом, на протяжении экранного часа выскажутся все знаменитые и постараются дать своё определение «вахтанговсой» школы. Актёры - Яковлев, Ульянов, Лановой, Катин-Ярцев, Калягин, Быков, Симонов, Райкин, Симонова, Гундарева, Любимов. В конце фильма Василий Ливанов на репетиции в своём театре «Детектив» даже сделает неожиданный вывод в кадре, что «школа» избежала канонизации и в этом её явное преимущество.
Нам удалось снять уроки выдающихся педагогов училища и выстроить в последовательности целый «учебный» процесс, вплоть до дипломного спектакля. У нас получилось втиснуть в метраж редкие записи сцен из спектаклей с Борисом Щукиным и Рубеном Симоновым. Конечно, монтажная структура была предельно напряжена, и временами казалось, что фильм развалится. Но, к счастью этого не произошло.
Может быть в картине «Приглашение к празднику» и нет каких-то сногсшибательных открытий? Во всяком случае, как говорят мои ученики, он и теперь смотрится на одном дыхании, и будет смотреться завтра и послезавтра.
Когда я сам просматриваю его в очередной раз, у меня обязательно поднимается настроение. Есть какая-то неразгаданная до сих пор тайна в открытии Вахтангова. Эта тайна, мне кажется, даже независимо от нас, есть в картине.
Я даже боюсь это сказать вслух, но мне кажется, документальный фильм получился «вахтанговским». Иногда радостный, иногда грустный, порой трогательный, а порой серьёзный.
Когда Ролан Быков снял «Доктора Айболита», великий Ромм назвал его фильм разрушением кинематографа. Нарушая все каноны, Быков просто снял на плёнке типичный вахтанговский спектакль /об этом он рассказывает сам в нашем фильме/. И не могло быть иначе. Потому что вахтанговская кровь - сильная кровь. И если она вошла в плоть художника, значит, навсегда.
Работая над картиной, я сделал выводы и для своего направления в документалистике - ДА, я тоже стремлюсь добиться «Истины страстей в предлагаемых обстоятельствах». Независимо от того, какие декорации мне предлагает жизнь в картину.
Пересказать наш фильм нельзя - скучно. Может быть, телевидение когда-нибудь опомнится и покажет его в эфире. Честное слово, мы неплохо делали своё дело в «Экране»! Это нынешнее поколение телевизионщиков живёт одним днем. Мы же работали надолго. Может быть навсегда.
После «Приглашения к празднику» я вскоре ушел из «Экрана». Видеть, как добивают «старика», которому исполнилось едва двадцать пять, было невыносимо. Молодые троглодиты зубами вцепились в эфир и не давали дышать телевизионному отечественному кинематографу, который только-только набрал полную силу во всех жанрах и формах, а «Молодёжка» умела разве что болтать в эфире.
Самое обидное в том, что все мы были как-то причастны к этой драме, очарованные «демократическими» бреднями нахалов и спекулянтов.
Снявши голову, по волосам не плачут. Опускалась на дно советская Атлантида и вместе с ней скукожилась вся культура. Ликовали только «эстрадники». Для меня и моих «товарищей по оружию» начинался период бродяжничества. Мы искали места приложения нерастраченных сил в разных компаниях, там, где ещё заботились о качестве своего зрителя. Я даже думаю, что последнее десятилетие было весьма плодотворным для меня и нескольких, выживших в этой бойне, коллег. И фильмы случались значительные, и теория телевизионного искусства, несмотря ни на что, двигалась дальше.
Слава Богу, эти «неумехи» стереть с лица земли Россию не успели. И после «бури и натиска» телевидение вроде бы пошло на поправку. |
Категорія: Спектакль документів | Додав: koljan
|
Переглядів: 591 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|