Статистика
Онлайн всього: 7 Гостей: 7 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
ТЕХНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА
| 23.04.2014, 20:07 |
В поле журналистики корреспондент встречается с героем уже в момент съёмки и при этом лихорадочно соображает, о чём бы поговорить с ним, времени нет, «мотор», поехали.
От этого взаимоотношения у них холодные, я бы сказал равнодушные. И это тут же считывает с экрана зритель и тоже остаётся равнодушным. А потом еще удивляются - почему у нас «не любят» документальное кино?
В искусстве всё по-другому. Кукольник любит свои куклы, актёры вживаются в образы героев, а писатели даже отождествляют себя со своими персонажами.
Среди природных качеств необходимых нашей профессии, я бы в первую очередь, назвал «влюбчивость». Порой документалист ещё не знает судьбы своего героя, его биографии, и может не совсем «информирован», но уже влюблён по уши. Он распознает героя скорее чувственно, чем сознательно. И тогда начинается настоящее дело.
Это вовсе не значит, что документалист комплиментарно относиться к съёмочному объекту. Он умеет смеяться над ним и иронизировать, даже ненавидеть и презирать, но познает своего героя чувственно. Вот почему я и ввёл новый термин в документалистике – «сенсорная информация». На этом и держится «спектакль документов».
Однажды, Алеша Габрилович - один из лучших документалистов первого века телевидения грустно заметил в своем кругу:
- Мы все делаем большое никому не нужное дело...
Приходится довольно часто выбирать героя функционально. Но и в этом несчастном случае автор обязан настроиться на своего героя. Иначе образа не получится. А выйдет тот же равнодушный поток информации, который может и полезен потребителю, но никогда не проникнет в душу зрителя.
У каждого документалиста свой герой и его КАЧЕСТВА на экране зависят от симпатий и антипатий художника, в своем герое открывает черты и свойства ему близкие. Поэтому портрет одного и того же человека, выполненный разными режиссерами может быть удивительно разным. Это вовсе не означает, что один документалист сказал правду, а другой солгал. Просто Объект многозначен.
Одному откроется одна «сторона медали», другому - другая. Злой нарисует злого, добрый - доброго. В этом и есть чудо преображения натуры в образ на экране.
Почти никогда мне не удавался герой по чужой подсказке. А своих настоящих героев я зачастую находил на ощупь. Думаю, что большинство моих коллег поступают также. Найти героя в кино, как и найти гармонию в музыке, в этом тайна и откровение искусства. Некоторые характеры легко проецируются, а другие никак не укладываются на экране. Хотя в жизни это могут быть очень интересные люди.
Найти «золотой ключик» к личности это дело непростое.
А телевидение, к сожалению, пользуется чаще всего отмычкой. Поэтому и получаются герои на одно лицо на разных каналах.
В поколении первых телевизионщиков особенно ценилась ИСКРЕННОСТЬ.
Придушенные пропагандой они искали и находили людей свободных, и открытых. Правда, это бывало нечасто и, в основном, в среде простых людей. Крестьяне, рабочие, не отягощенные мундиром, вели себя перед камерой более естественно и откровенно.
Однако проблема искренности, и как ее добиваться - предмет важнейший на все времена. Дело в том, что всякий человек маскирует себя от «сгляда». Он привык, что общество агрессивно и, если не прятать свои чувства и мысли, пропадешь. В жизни мы почти всегда участвуем в маскараде.
Но на экране маска видна сразу.
Большинство людей общается через «переводчика».
При этом, каждый из нас перед камерой становится политиком.
Сначала подумал, потом соизмерил мысль с собеседником, прикинул, чем это тебе грозит, и только потом выразил её.
Процесс этот почти мгновенный, даже электронный, но все равно удается спрятать часть мысли и чувства, и выдать собеседнику экстракт. И эта «продукция» вполне устраивает телевидение.
А для документалиста в кино нет ничего скучнее «чистой» информации. Поэтому он и гонится не за словом, а за мыслью, не за фактом, а за чувством. Ему важно не то, что человек хочет или вынужден сказать, а сам процесс размышления и переживания. И наша задача устранить «переводчика» и общаться «напрямую».
Искренность приходит в ответ на искренность.
Открой свою душу и тогда душа героя тебе откроется навстречу.
Журналист же ведет себя, как следователь, а не как исповедник. Он держится на «публичной» дистанции. А документальный портрет строится на дистанции «интимной».
Голубая мечта каждого документалиста открыть подлинник, а не показать маску. В этом великая ценность нашего искусства. Творить по законам красоты и гармонии, не разрушая правды.
Меня часто спрашивают.
Как вы ищите темы для своих картин?
Режиссер темы не ищет. Тема растет вместе с ним. Он шалит, ест, пьёт, любит, ссорится. Одним словом живёт, а тема исподволь растёт рядом.
Темы ищут журналисты. Это их работа. А я ищу адрес своей темы.
У режиссера документалиста фильмы бывают разные, часто совсем непохожие друг на друга. Герои разные, картины разные, а тема одна. И её не так-то просто выразить словом. Потому что тему свою надо не знать, а чувствовать.
В теме моё миропонимание.
В теме мой смысл жизни.
В теме мое отношение с Богом и человечеством.
Но это узнаёшь не сразу. Только подводя итоги, вдруг оказывается, что всю жизнь ты делал ОДНУ картину.
А что же такое тогда Идея фильма?
Идея это понятие рациональное. Её можно выразить словами или превратить в формулу. Идея это приказ двигаться в определенном направлении.
Лучше если удаётся найти афористичную формулу идеи. Конечно, в картине идея должна быть растворена в материале. Это только в пропагандистских роликах идея выставлена в голом виде. Для художественного документального фильма это противопоказано.
Как начинается работа над фильмом?
Не думаю, что в пушкинском «Пророке» изложена вся «технология» рождения творческого замысла, хотя вчитаться в каждую строчку всякому художнику небесполезно. Откуда приходит вдохновение? От любви или, наоборот, от разочарования, от дождика или от солнца сказать сложно. «Кто знает, из какого сора, растут стихи...» написала Анна Андреевна Ахматова. Точнее не скажешь.
Но когда пришла мысль, и появилось желание. Что делать дальше?
Пишу заявку.
Откуда я знаю, что я думаю, пока не напишу.
Заявка, иногда говорят - литературная заявка, это значит изложен замысел будущей вещи. Обозначена тема, сформулирована идея, указан объект, найдена технология и форма будущего произведения, оговорены сроки и возможности производства. С заявки и начинается весь производственный процесс фильма.
Заявка это и юридический документ, защищающий авторское право и в то же время рекламный щит будущего произведения. Так что заявки надо уметь писать по делу.
Вообще-то говоря, заявка это работа сценариста. Но режиссер должен уметь читать заявку и распознавать, где пустые слова, а где многообещающий замысел.
Некоторые вообще считают, что на стадии заявки еще не может быть обозначена форма, жанр будущего произведения. Я считаю, это лукавством и убежден, что в заявке должно обозначаться не только содержание, но и форма будущей вещи. Еще раз скажу: Бог не в содержании, Бог в форме. Без найденной формы часто бессмысленно обсуждать содержание экранного произведения. |
Категорія: Спектакль документів | Додав: koljan
|
Переглядів: 554 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|