Статистика
Онлайн всього: 8 Гостей: 8 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
МИРНОЕ ВРЕМЯ
| 23.04.2014, 16:05 |
Почему я выбрал сорок шестой?
Это был «мой» год. По какому-то внутреннему настрою. Год, еще наполненный переживаниями только что окончившейся войны. Год, открывающий новое время. Самый противоречивый, выплеснувший наружу всю разноголосицу бытия, где все рядом, все вместе — радость и горе, ложь и правда, война и мир...
Кроме того, это время было в моей памяти, в моих ощущениях. Это была уже моя личная история. Значит, я мог решиться строить образ времени.
Конечно, построить свой образ на «чужой» хронике задача тяжкая, может быть, до конца не решаемая. Но пробовать можно.
Сначала я стал рассматривать хронику года в уже сложившейся манере «Летописи» — сюжет за сюжетом. Потом (на монтажном столе) не на киноскорости, а кадрик за кадриком. И вот тут-то и открылся неизвестный, не использованный еще материал. Кадрики, порой случайно, может быть, против воли их авторов, закравшиеся в сюжеты, вскрывали время изнутри, проходили трудные для тех лет редакторские барьеры.
Я с удивлением рассматривал выражение лиц людей, невидимое в монтажной фразе, но такое ясное в одном кадре. Я заглядывал людям в глаза/Второстепенные перебивки (как это было с футбольным репортажем) становились порой главным материалом для строительства эпизода в фильме.
Разбирая кадрики новогоднего сюжета, я и обнаружил своего клоуна.
У него была веселая маска и грустные глаза. И еще: он играл на трофейной губной гармошке... Мне показалось, что он смотрит на меня с того конца времени, хочет сказать что-то важное и не может.
Я хотел представить кинофакты в двух измерениях — как они подавались современникам и как выглядят с позиции наших дней.
В фильме звучали голоса радиодикторов того времени, читающих тексты того времени. Мужской и женский голос.
Я хотел показать то, во что я действительно верил. И то, во что я не верил никогда.
И здесь мне помогла музыка и мой клоун.
При этом хотелось, чтобы все компоненты шли не параллельно друг другу, а во взаимодействии. Тогда, мне казалось, и явится объемное, образное представление времени.
Москвин (Царь Федор Иоаннавич) в картине говорит такие слова: «Когда меж тем, что бело иль черно, избрать я должен — я не обманусь. Тут мудрости не нужно... тут по совести приходится лишь делать». Эти слова, произнесенные в том году великим артистом в последний раз, стали определяющими для фильма и в пластическом решении и в нравственном смысле.
По характеру художественного решения «Сорок шестой» — монтаж символов.
Я брал документ, выделял какой-то ведущий, с моей точки зрения, признак, укрупнял его всеми средствами и вводил в мозаику картины. Подчеркивал символику звуком или словом, иногда просто останавливал изображение. Действие, движение в этом случае давала композиция.
В композиции образно решаемой вещи должен быть определенный структурный принцип. В данном случае это был принцип противостояния.
Все эпизоды сложены таким образом, что они в монтажной схеме друг другу противопоставлены. Причем противостояние идет по всем линиям. Белое и черное, доброе и злое, смешное и горькое. В контрапункте часто находятся музыка и изображение, изображение и слово.
Внутри эпизода — мягкая стыковка кадров, обеспечивающая единство движения. Между эпизодами — жесткий стык. Монтаж-столкновение. Монтаж-противоборство. И в изображении и в звуке. Представляю объект как бы с лица и с изнанки.
В трагические минуты звучит бравурный марш. В разгар веселья слышна унылая губная гармошка...
На этой картине я понял всю важность конструктивных решений. Даже так: вне конструкции нельзя построить образ. В искусстве, как в жизни. Сложные организмы нуждаются в твердой скелетной опоре.
«Сорок шестой» — монтажный фильм. И все-таки в нем я высказался более полно, чем в сделанных до той поры съемочных картинах. Это была попытка исповеди. Как ни странно это звучит в применении к монтажному фильму.
Сценарий мы писали вдвоем с Юлией Толмачевой. Основные принципы структуры фильма наметили вместе заранее. Во всех наших поисках нас постоянно поддерживала редактор Людмила Лопато. Те уникальные письма и документы, которые представлены в картине, найдены ею в специальных архивах. Вообще наша маленькая группа, к которой присоединилась монтажер почти всех моих фильмов Наталья Захарская, была удивительно единодушна.
«Летопись полувека» делалась с особым энтузиазмом, и люди, поработавшие над ней, вспоминают это время с благодарностью. Для нас этот огромный многосерийный фильм стал своеобразной точкой отсчета на целое десятилетие. До сих пор, мне кажется, мы не исчерпали всех профессиональных открытий, сделанных в мастерской «Летописи».
Краткая запись по фильму «Год 1946 (Мирное время)».
Веселый новогодний базар на Манежной площади.
Автор:
- Война остановилась только что... И вот люди — люди, пережившие все это,— свои душевные силы направили в колею естественной, мирной жизни.
Нарядные дети пляшут вокруг елки в Колонном зале. Пляшут дети... И вдруг...
Грустный клоун остановил весь этот праздничный галоп и заиграл свою песню на губной гармонике. И пошли другие дети — нищие, оборванные дети войны.
Мальчик:
-Отца моего немцы убили, а мать умерла с голоду.
Разрушенный фонтан с детскими фигурками в Сталинграде.
Один за другим поднимаются со скамьи подсудимых главные военные преступники и заявляют:
— Не виновен.
— Не виновен!
— Не виновен!!!
Нюрнберг. Дворец Юстиции. Заседание Международного военного трибунала.
Советский обвинитель:
Господа судьи! Я приступаю к своей вступительной речи, завершающей первые выступления главных обвинителей на данном процессе, с полным сознанием его величайшего исторического значения... Пришел день, когда народы мира требуют справедливого возмездия и суровой кары для гитлеровских палачей, требуют сурового наказания преступников. Изможденные люди за решеткой концентрационных лагерей.
Автор:
Замучено семь миллионов человек. Семь миллионов... Перед лицом такого горя надо было восстановить самое право на человеческое счастье.
На площади кружится карусель. Праздничная толчея.
Женский голос:
- На днях в Ленинграде открылась весенняя ярмарка. Посетителям предлагается широкий ассортимент товаров.
Кружатся разрушенные города, заводы в руинах...
Автор:
Гитлеровский генерал Штюльпнагель докладывал своему фюреру: «Промежуток в двадцать пять лет — это такой срок, который потребуется России, чтобы восстановить разрушенное нами».
Выборы в Верховный Совет СССР. Голосуют известные люди.
Мужской голос:
- Партия большевиков рассчитывает на доверие народа и на поддержку избирателями кандидатов блока коммунистов и беспартийных.
Голосует за Советскую власть патриарх всея Руси Алексий. Он в белом облачении. Колокольный звон. Стоят разрушенные храмы. Скорбно глядят лики святых мучеников.
Автор:
Орды Гитлера не только грабили и убивали. Этого им было мало. Чтобы поставить народ на колени, им нужно было разорить нашу историю.
Афиша московских театров. В Художественном театре идет «Царь Федор Иоаннович».
Москвин:
- Какой я царь? Меня, во всех делах, И с толку сбить и обмануть нетрудно. В одном лишь только я не обманусь: Когда меж тем, что бело иль черно, Избрать я должен — я не обманусь. Тут мудрости не нужно, шурин, тут по совести приходится лишь делать…
Фашистские сборища. Горят костры из книг.
Резкий переход к сессии Верховного Совета СССР.
Н. А. Вознесенский:
- Для осуществления быстрых темпов восстановления народного хозяйства у нас имеются все необходимые условия...
Поднимается разрушенный Днепрогэс.
Женский голос:
- В этом году мы будем праздновать день второго рождения гиганта советской энергетики. Возрождается Запорожсталь.
Мужской голос:
- Партия и правительство уделяют особое внимание возрождению гиганта металлургии.
Женский голос:
- На левом берегу Днепра разворачивается небывалая стройка. Весенние поля, израненные войною.
Автор:
Еще путались по равнинам бесконечные траншеи, горбатились по краям полей железные «тигры». И сама земля еще грозилась войною.
На старых любительских фотографиях — женщина-трактористка.
Дарья Гармаш:
- В деревню все-таки мало вернулось мужчин с фронта. Очень мало. На женщинах все равно бремя так и осталось. Машине профилактику делали обязательно, делали утром и вечером. Так что машины на износ никак не работали. А люди работали...
Демобилизация из рядов Советской Армии. Торжественные встречи воинов. Радость Победы. Горькие слезы Победы. Гремит бравурный марш. Замерли воины в объятиях своих родных и близких.
Автор:
Во время войны мы потеряли двадцать миллионов человек.
В присутствии Гарри Трумена в Фултоне под аплодисменты собравшихся выступает Уинстон Черчилль. Он в черной мантии.
Черчилль:
- Советская Россия хочет плодов войны и безграничного распространения своей силы и своих доктрин. Я уверен, что русские больше всего восхищаются силой, и нет ничего такого, к чему бы они питали меньше уважения, чем военная слабость... По этой причине наша старая доктрина равновесия сил является несостоятельной.
На могилах своих сыновей плачут матери. Русские могилы в разных странах Европы. А голос Черчилля эхом разносится по миру.
Женский голос:
- Берлин. Здесь торжественно отмечается первая годовщина Победы. Парад принимают четыре берлинских коменданта.
Парад союзных войск в Вене.
Мужской голос:
- В торжественном марше идут солдаты дружественных стран, в Париже - мирная конференция.
В. М. Молотов:
- На настоящей конференции идет борьба за установление демократического мира.
В Лондоне открывается первая сессия. Генеральной Ассамблеи ООН.
Трюгве Ли:
- Ради тех, кто отдал свои жизни, чтобы освободить других, для тех, у кого есть свой очаг, и ради тех, кто еще страдает от последствий войны, мы должны построить прочный фундамент всеобщего мира.
Взрыв атомной бомбы:
Газета «Правда» с ответами И. В. Сталина на вопросы президента американского агентства Юнайтед Пресс:
«Вопрос: Имеет ли уже Россия свою атомную бомбу или какое-либо подобное ей оружие? Ответ: Нет».
Лаборатория И. В. Курчатова. Фотодокументы первого испытания атомного реактора.
Сотрудник Курчатова:
- В этот дань мы закончили монтаж шестьдесят второго слоя уранографитового ядерного реактора. В подземной лаборатории остались только самые необходимые сотрудники. Игорь Васильевич начал подъем последнего кадмиевого стержня и при этом все время наблюдал за зайчиком на шкале гальванометра. Прошло десять минут, но зайчик не двигался. И лишь в четвертый раз началась саморазвивающаяся ядерная реакция.
Молодежь восстанавливает города.
Женский голос:
- Постановление ЦК ВЛКСМ об участии комсомольских организаций в восстановлении пятнадцати старейших русских городов...
Весело работают жестянщики на крыше.
Автор:
Понемногу дом наш начинал отстраиваться.
Первые телевизионные передачи из студии на Шаболовке.
Председатель Радиокомитета:
- По радио, как известно, можно передавать подвижное изображение.
Артист В. Нечаев (поет):
«Где ж вы, где ж вы, очи карие? Где ж ты, мой родимый край?»
Автор:
Двадцать пять миллионов остались без крова. Жили до невозможности тесно: в палатках, в землянках...
Студия телевидения на Шаболовке.
Поет артист Нечаев:
«Где ж вы, где ж вы, очи карие? Где ж ты, мой родимый край?»
В Центральном Доме моделей демонстрируются моды. А в парке танцуют вальс, женщины с женщиной. Долго кружатся они. И грустный клоун наигрывает на своей трофейной губной гармошке мелодию песни «Синий платочек»...
Тушинский аэродром. Сталин принимает авиационный парад.
«Все выше, и выше, и выше стремим мы полет наших птиц...» — поют медные трубы. И тут же: бредут по полю нищие сеятели земли русской. Бросают в землю зерно. В кадре документы.
Женский голос:
- Правительственная телеграмма. «Государственный питомник Новоселки Каширского района, Московской области имеет рабочих — 84, детей — 67. Рабочие с первого октября, дети с первого ноября лишены хлеба.
Письмо Терентия Мальцева Заместителю Председателя Совета Министров СССР тов. А. А. Андрееву.
Мужской голос:
- Дорогой Андрей Андреевич! Могу чистосердечно вас заверить, что колхозники наши переживают в данное время нужду, нужду большую даже, чем это было в военные годы.
Продовольственные карточки.
Женский голос:
- В связи с засухой в ряде областей страны и сокращением запасов продовольствия Президиум Верховного Совета СССР постановил: удовлетворить ходатайство Совета Министров СССР о перенесении отмены карточной системы с 1946-го на 1947 год.
Автор:
Не только засуха, какой не знала Россия полвека, но все бедствия войны связались в один необыкновенно тугой узел.
Хроника пестрит сообщениями о победах и рекордах. Голоса радиодикторов
— На Тульском заводе...
— На Подольском заводе...
— На Рубцовском заводе...
Под бравурную музыку сходят с конвейера тракторы. Поднимаются на-гора шахтеры. И вдруг...
Медленно спускаются по железной лестнице один за другим главные военные преступники. Заканчивается Нюрнбергский процесс. Выступают обвинители на процессе — американский, английский, французский, советский. Пустой зал суда.
Мужской голос:
- В ночь на шестнадцатое октября приговор был приведен в исполнение.
Трупы казненных.
Бьют часы на Спасской башне. И сразу... Гул трибун на стадионе «Динамо».
Вадим Синявский
- Внимание! Говорит Москва! Наш микрофон на московском стадионе «Динамо». Сегодня поистине футбольный день... Начинаются атаки. Мяч в игре.
И вдруг — тишина. Мяч замер в воздухе.
Снова зазвучала губная гармоника. Застывшие крупные планы болельщиков на трибунах. Одно лицо, другое, третье...
Автор:
Мы остановим сейчас время, чтобы оказаться на трибунах прошлого. Здесь находятся люди, пережившие окопы, блокаду, концентрационные лагеря... Они еще стоят в очередях за хлебом и штопают обноски военных лет. Многим пришлось начинать жить заново... Так давайте же подивимся необъятной жизненной силе нашего народа — во все времена!
Ревут, грохочут, неистово ликуют трибуны стадиона... Праздничные демонстрации на улицах городов и сел.
Автор:
Год сорок шестой свою работу в истории исполнил. Невозможные планы выполнялись, возможные — выполнялись досрочно...
Торжественное заседание в Большом театре. Новогоднее гулянье. Веселые, радостные лица, полные ожидания светлого мира. И снова в ночи вскрикнула гармошка.
Автор:
Так начиналось наше мирное время. |
Категорія: Спектакль документів | Додав: koljan
|
Переглядів: 509 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|