Статистика
Онлайн всього: 10 Гостей: 10 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
ПРОСТРАНСТВЕННО-ТЕКТОНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АРХИТЕКТУРНОЙ ОБРАЗНОСТИ
| 23.04.2014, 15:41 |
Диалектика превращения организованности материальной структуры в организованность человеческих общественных ценностей, в идеи, умонастроения и убеждения особенно ярко проявляется в архитектуре. Противоположность материального и духовного, этих двух полярных начал, здесь ощутима более, чем в каком-либо другом виде искусства. С одной стороны — материальное производство, строительное дело, инженерия и их жесткие технические законы. С другой — искусство очень обобщенных эмоциональных настроений, ярких содержательных внушений, формирование определенного миропонимания. Стены, крыша, фундамент, лестница, конструктивная подпорка или входная дверь, вызывая сложные эмоциональные состояния, могут привести человека к определенному представлению о мире, заставить задуматься о смысле и сущности жизни. По словам Корбюзье, соотношение воплотившихся в здание вертикалей и горизонталей может рассказать нам о столкновении сил и поддержании равновесия во вселенной.
В материальных закономерностях сооружения сознательно отыскивается логика, близкая логике того или иного мироощущения человека, логике духовных устремлений.
Это достигается особыми, исторически выработанными путями, характерными для архитектурного языка, архитектурной «лексики». Содержательные параллели строятся на развитой, исторически постепенно складывающейся чувственно-образной системе ассоциаций, на культурных традициях, глубоко вкоренившихся в эстетическое сознание общества. Однако цепочки ассоциаций, порождаемые архитектурой, обладают своей неповторимой по сравнению с другими искусствами спецификой.
В архитектуре на наше воображение воздействуют такие силы, как объемно-пространственная композиция, характер планировки, ритмические чередования вертикалей и горизонталей, контрастное сопоставление или постепенное развертывание объемов, игра излучающих электрический свет или темных плоскостей. Все это порождает в нас мир содержательных ассоциаций. Среди них можно выделить несколько главных групп.
Первая группа — ассоциации, связанные с пространственными архитектурными образованиями; вторая — с архитектурными массами и объемом; третья — с динамикой тектонических равновесий. Ритмическая определенность архитектурного целого также является существенным структурно-организующим началом архитектурного художественного образа.
Рассмотрению этих групп и будет посвящено дальнейшее изложение.
220
Архитектура — это организация пространства. Как минимум — внутреннего пространства здания, интерьера; как максимум — всей пространственной среды внутри и вне здания.
Это искусственно, сознательно построенная человеком среда обитания. Содержательно она отражает характер своего реального или предполагаемого обитателя.
Исторически первыми «обитателями» художественно выразительных архитектурных строений были созданные человеческим воображением боги — карающие и милостивые, требующие экстатического растворения в нирване или открытого, светлого и радостного поклонения.
Человек посвящал богу «богоподобные» здания. Бог непознаваемый, недоступный, отгороженный от всего земного требовал замкнутых, изолированных пространств, святилищ, наполненных мерцающим полумраком, доступных лишь высшим жрецам, посвященным в сокровенные таинства культа. Такова архитектура Двуречья, Древнего Египта, Индии, Индонезии, Древней Америки. Она связана с подавляюще-гипнотизирующим характером древних религиозных культов. Пространство в такой архитектуре воспринимается как загадка, как рубеж. Это отъединение земного от высшего, божественного. Таинство культа непроницаемо отгораживается от внешнего мира сложной системой впечатляющих преград (стен, дворов, ворот, площадок, переходов).
Другой характер культа — и другой характер приобретает храм. Античный мир противопоставляет изоляции, замкнутости открытость, разомкнутость. Здание свободно и многообразно объединяется с окружающей средой, продолжается в ней, перетекает из интерьера в экстерьер и обратно. Таким способом организованное пространство прочно ассоциируется в архитектурном мышлении людей с представлениями о доступности бога, его демократизме, обращенности к человеку и миру.
Гегель писал, что античный «храм оставляет впечатление не только простоты и величия, но наряду с этим ясности, открытости и удобства, ибо все сооружение больше приспособлено к тому, чтобы люди стояли вокруг него, разгуливали, приходили и уходили, чем к концентрированной внутренней сосредоточенности замкнутого, отрешенного от внешнего мира собрания».1
Иные чувства призвана вызывать христианская религия. «Подобно тому как христианский дух замыкается во внутренней жизни, — продолжает Гегель, — так и здание становится внутри себя ограниченным со всех сторон местом для собрания христианской общины верующих и для достижения ее внутренней со-
1 Г.-В.-Ф. Гегель. Эстетика, т. III. M., изд-во «Искусство», 1971, стр. 69.
221
бранности... Впечатление, которое искусство должно теперь вызывать, представляет собой в отличие от радостной, открытой ясности греческих храмов... впечатление покоя души, которая, будучи отрешена от внешней природы и от мирских дел вообщег концентрируется в себе».2 Пространственные архитектурные формы организуются таким образом, чтобы привести человека к забвению внешней природы и земных интересов. Грандиозное внутреннее пространство готического храма, наполненное мерцанием льющегося сквозь цветные витражи таинственного света, создает эмоциональное ощущение отъединения от внешнего' мира, концентрированной духовности, иррациональности бытия.
Закрытое архитектурное пространство может воздействовать двояко: отгороженностью от внешнего мира, когда человек находится внутри здания, и непроницаемостью, недоступностью,, когда зритель созерцает постройку извне. Средневековые замки,, крепости, романские храмы, казематы, бастионы, гробницы, башнеобразные неприступные мавзолеи Востока вызывают ассоциации сурового, жесткого, мужественного типа. Идеи войны, обороны, опасности, религиозного запрета выражаются в архитектуре именно такой организацией пространства, акцентирующей либо изолированность, либо неприступность интерьера.
Наоборот, здания, порождающие впечатление открытости, всеми своими архитектурными выразительными средствами подчеркивающие объединенность с окружающей средой, большей частью привлекают нас своеобразной теплотой, человечностью, своего рода «общительностью». Пронизанная воздухом, солнцем, светом Камеронова галерея в г. Пушкине говорит о жизнелюбии, приветливом комфорте, изящной непринужденной свободе. Зеркальная галерея королевского дворца в Версале или Испанский зал в Градчанах в Праге хотя практически и отделены от окружающей среды, но массами свободно льющегося в них света, системой огромных окон, обдуманно расположенных зеркал, стеклянных дверей объединены с окружающим парком, воспринимаются как его праздничное продолжение.
К XX в. в силу расширения всяческих форм контактов между людьми становится все труднее организовывать общественную и индивидуальную жизнь в замкнутых, отъединенных пространствах. Новая архитектура развивается в своей общей тенденции как архитектура разомкнутого пространства. Новые строительные материалы, их конструктивные качества, легкость и прозрачность покрывающих оболочек позволяют архитекторам почти сливать интерьер с экстерьером; внешняя среда «входит» в дом.
Таким образом, принцип открытого или закрытого пространства в архитектуре образно определяет меру и степень откры-
2 Там же, стр. 77—78.
222
тости (или закрытости), широты (или ограниченности), «общительности» (или замкнутости) социальных отношений, образно раскрывает то, как представляют и понимают люди реальные и желаемые практические контакты между собой. И не только понимают, но и эмоционально оценивают, утверждают, отстаивают как необходимую положительную программу, как пафос общения с миром, как идеал.
Но архитектура это не только пространство. Это также масса, физические объемы, материальные тяжести конструкций. «Язык массы» отличается от «языка пространства». У него есть своя пара контрастирующих качеств.
Прежде всего строительные конструкции имеют вес. Архитектор может либо выявить этот вес, и тогда появится ощущение легкости конструкции. Это дает определенного рода содержательность.
Например, романскому зодчеству свойственны внушения суровой мощи и силы. Эти здания строились людьми, которые умели извлекать из тяжести камня поэзию медлительного великолепия, спокойного, строгого величия, тяжелой, уверенной в себе, сдержанной силы. Энергичная простота, четкая грубоватая логика, утверждение крепкой, надежной статики форм, подчеркивание массивности различных конструктивных элементов — все эти художественные впечатления возникают главным образом от ощущения тяжести стен и перекрытий.
Тяжесть обязывает к лаконизму, масштабности. Она непременно и всегда говорит о силе. Иногда же — о скованности и за-стылости. В архитектуре у нее сотни обликов. Тяжесть может давить, угнетать, порабощать.
Физическая тяжесть строительных объемов (будь то небольшая по размерам сокровищница Атрея или два камня, лежащие как перекрытие в Львиных воротах Микен; массив Тауэра или суровые шумерийские зиккураты) вызывает психологическое ощущение подавленности.
Противоположное свойство архитектурной массы — легкость — также несет в себе определенный эмоциональный смысл.
Желание создавать легкий, как бы освобожденный от веса архитектурный образ возникает у человека давно. Оно проявляется в ритмических членениях строительного объема, в оживлении стены орнаментом, мозаичным рельефом. Каннелюры греческих колонн, кессоны римских сводов, архитектурные детали и декоративные украшения, скульптурная масса индийских храмов, углубления, игра света и тени на стене, наконец, свободный взлет конструкции — все это служит задаче облегчения постройки, маскировке ее реальной тяжести.
223
Архитектурная легкость здания может ассоциироваться со свободой, изяществом, прихотливостью, лирикой. Она может быть горделиво устремленной ввысь могучей силой готических башен, безмятежной, манящей мечтой интерьеров Альгамбры, интимностью и изысканной элегантностью французского рококо, радостным оптимизмом и светлой праздничностью русских православных церквей XII—XVII вв. Легкость перерастает в динамизм, дематериализацию готического интерьера, в стеклянную «призрачность» небоскребов Мис ван дер роэ, в приветливое изящество курортных комплексов болгарского Черноморья.
Архитектура умело и ярко «играет» на подчеркивании, локализации, развернутом утверждении какого-нибудь одного из этих качеств — тяжести или легкости здания. Но она умеет и мастерски сопоставлять эти контрастирующие характеристики, прибегая к нюансам постепенных переходов тяжести в легкость, застылости в динамику, скованности в освобождение. Архитектура сталкивает взлет и придавленность, порыв и скованность, вертикаль и горизонталь, сливая эти противоречащие характеристики в нечто единое. Так появляется тяжелая, гипнотизирующая динамика индийских храмов или энергичная, напряженная, как бы ликующая тяжесть барочного зодчества Испании.
Эффекты эстетического впечатления в некоторых произведениях архитектурного искусства строятся на содержательном контрасте (продуманном и оправданном) внешнего облика здания и его внутренних помещений. Тяжеловатое нагромождение каменных масс собора св. Софии в Константинополе контрастирует с необъятностью нарастающих и перетекающих пространств, вознесением и парением грандиозного купола, блеском и великолепием интерьера. Страстное напряжение и летящая сила готических соборов при вступлении в храм переходят в подавляющую невесомость здания, в «исчезновение» реальности, в опьяняющую экстатическую возвышенность.
Помимо открытости ж закрытости пространства, легкости и тяжести массы, архитектурная конструкция обладает таким существенным физико-техническим качеством, как устойчивость, равновесие. Здесь тоже свои контрасты: устойчивости противостоит неустойчивость. Они также служат для расширения выразительности архитектурного языка.
Архитектура может усиливать, подчеркивать впечатление устойчивости, равновесия, спокойствия строительных масс и объемов. Но она может и создавать иллюзию неустойчивости, напряженного усилия, противоречивого неспокойствия строительного объема. |
Категорія: Ритм, простір і час | Додав: koljan
|
Переглядів: 494 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|