Статистика
Онлайн всього: 3 Гостей: 3 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
Янтарный лак Де-Майерна (начало XVII столетия)
| 23.04.2014, 11:05 |
"Взяв наиболее светлый и прозрачный янтарь и обратив его в порошок, извлекают из него красящие и растворимые части повторным промыванием его со спиртом в песчаной бане, причём спирт каждый раз сливается и заменяется новым. Под конец выливают янтарь со спиртом в дождевую воду (или пропускают всю массу через фильтр) и порошок янтаря высушивают на пропускной бумаге в сухом месте. Обработанный таким образом янтарь хорошо растворяется в спиковом масле и даёт великолепный лак, который легко наносится кистью, скоро сохнет и даёт долго сохраняющийся блеск. Растворение янтаря в спиковом масле производится в горшке на умеренном огне, при постоянном помешивании железной палочкой".
К приготовленному таким образом лаку де-Майерн прибавлял небольшое количество льняного масла, которое предварительно настаивалось на свинцовых белилах или свинцовом глёте и выдерживалось на солнце или же варилось с цинковым купоросом.
Лаки из твёрдых смол с течением времени мало-помалу начинают всё более заменяться светлыми лаками из мягких смол. В собрании рецептов XVII столетия описывается способ приготовления мастичного лака, которым пользовался Ван-Дик: "Толчётся 1 фунт тщательно отобранной мастики в порошок, который смешивается с 3 фунтами скипидара и ставится на огонь в песчаной бане, причём следят за тем, чтобы скипидар не кипел. По растворении смолы лак снимается с огня и фильтруется. Лак этот следует приготовлять заблаговременно и сохранять в хорошо закрытых сосудах, которые должны выставляться побольше на солнце. Затем берётся 1 фунт готового лака и 1/2 пинты скоросохнущего масла, хорошо взбалтывается и ставится на 1/4 часа на огонь". Южные живописцы, заимствовавшие технику живо-
_____________________________________________________________208
писи от северных, пользовались тёмными и светлыми лаками, состав которых мало отличается от их прототипов13.
Арменини описывает приготовление двух сортов лаков:
1) Светлая мастика кладётся в горшочек и вливается туда же столько орехового масла, чтобы оно покрыло смолу; затем сосуд ставится на огонь и содержимое его перемешивается, пока не растворится смола, после чего лак процеживается. Лак приобретает ещё большие достоинства, если во время его варки к нему прибавляют жжёных квасцов. ...
2) Мастика и сандарак берутся поровну, толкутся в мелкий порошок и растапливаются на огне с ореховым маслом. По растворении смолы к лаку прибавляется 1/3 часть терпентина.
Лаки эти служили для примешивания к краскам; для покрытия же картин употребляли терпентин, который растворялся, например, с нефтью14.
Помимо масляных, скипидарных и спиртовых лаков, древние трактаты содержат рецепты покрытия живописи яичным белком. Уже ЧЕННИНО ЧЕННИНИ (гл. CLVI)15 рекомендует покрывать белком фигуры, вырезанные из дерева и камня. Часто белком покрывали и живопись миниатюр, выполненных темперой, клеевой или яичной. Белковое покрытие довольно часто применялось и в иконописи южных славян. Судя по всему, этот рецепт был усвоен из европейской техники: в византийской и русской иконописи белковые покрытия не применялись.
Белковое покрытия приготавливают следующим образом: белок куриного яйца отделяют от желтка в чистую посуду и взбивают мутовкой в сплошную плотную пену. Затем сосуд ставят в прохладное место, закрывают, затем в течение 3-4 часов жидкости дают стечь с пены. Жидкость сливают, а пену выбрасывают. Если погода жаркая и сухая, в сбиваемый белок добавляют немного воды. В прохладную и влажную погоду воду не добавляют. Перед работой жидкость процеживают, разбавляют до нужной консистенции и наносят на поверхность широкой кистью. |
Категорія: Реставрація ікон | Додав: koljan
|
Переглядів: 528 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|