ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Матеріали для курсової

Головна » Матеріал » Мистецтво та мистецтвознавство » Реставрація ікон

Удаление записей
23.04.2014, 10:59
Удаление записей на иконе, как правило, проводят послойно: может оказаться, что один из промежуточных слоев записи имеет самостоятельную художественную или историческую ценность. В этом случае _____________________________________________________________115 Удаление олифы по всей поверхности дальнейшее раскрытие иконы не выполняют. Если почему-либо признано целесообразным удалять все слои записи одновременно, то причины, вызвавшие такое решение, должны быть обязательно оговорены в задании реставрационного совета. В последнюю очередь удаляют записи с надписей и ликов. Перед удалением записные буквенные обозначения или тексты (в клеймах, на свитках, в книгах, в картушах) дополнительно фотографируют или снимают на кальку, чтобы сохранить для истории характер начертания букв, литературные особенности текстов. Когда же первоначальный текст не сохранился, может быть сохранён текст верхнего слоя записи38. Частичные прописи, лежащие поверх авторского 38 По решению реставрационного совета. _____________________________________________________________116 Удаление записи по всей поверхности. _____________________________________________________________117 Запись на вставке поновительского грунта. красочного слоя, могут быть удалены одновременно с олифой или записью39. Однако для фотографирования такие прописи временно оставляют на контрольном участке. Если в процессе удаления записи выявляется, что на авторском слое имеются утраты, то в районах утрат временно оставляют фрагменты записи40 (рис. 73а). Временно оставляют и записи на вставках поновительского грунта при раскрытии авторского слоя живописи41 (рис. 74). Когда же грунт поновительской вставки частично перекрывает авторскую живопись, то при раскрытии сначала полностью сохраняют весь поновительский грунт и запись, лежащую на нём (рис. 73а). Этот участок иконы фотографируют42. Удаление каждого из слоев записи выполняют так же, как и в случае с олифой: сначала с левой, а потом с правой части иконы (рис. 73а, б). Применяя для раскрытия иконы компрессы, следует работать особенно тщательно при раскрытии золочёных поверхностей, на которые нанесены красочные слои или рисунок (орнаменты, буквы, филёнка): здесь краски имеют менее прочное сцепление с поверхностью, о чём свидетельствуют характерные осыпи и утраты, часто встречающиеся именно в этих местах. Когда на раскрываемой поверхности обнаруживают участки, где запись или олифа лежат плотным слоем и требуют дополнительного воздействия растворителем, на раскрытые вокруг фрагменты наносят защитный слой в виде плёнки легко смываемого (даммарного) лака, и только затем ставят на уплотнения дополнительные компрессы. Для предохранения авторского слоя живописи от неравномерного воздействия растворителя даммарный лак применяют и в том случае, если олифа или слой записи, лежащие на авторской живописи, имеют "сгрибленную" поверхность (то есть собраны крупными каплями с широкими промежутками). Перед 39 По решению реставрационного совета. 40 Окончательное решение об удалении или использовании записей на этих участках принимает реставрационный совет. 41 Вопрос о целесообразности удаления с них записей решает реставрационный совет. 42 Вопрос об удалении чужеродного грунта с авторской живописи и уменьшения вставки до размеров утраты авторского грунта решает реставрационный совет. _____________________________________________________________118 раскрытием подобную поверхность покрывают лаком таким образом, чтобы он заполнил все промежутки между каплями олифы или записной краски. Многослойные записи удаляют способами, указанными в описании выполнения проб. В случаях, когда между слоями записей обнаружен слой грунта, его можно удалить, размягчив компрессами, смоченными в воде. Правда, это возможно лишь при наличии неповреждённой поверхности под удаляемым грунтом, а также олифной или записной прослойки под ним. Если поновительский грунт, часто нанесённый рельефно в виде орнаментов под золочение, содержит, кроме клея и наполнителя, большое количество олифы, а авторский слой при этом защищен записью и олифой, смачивания компрессов можно применить органический растворитель с водой (например, диметилформамид + вода или спирт или диметилсульфоксид + вода). Если же применение воды нежелательно, следует подобрать растворитель соответствующего действия (см. разд. 4.2, 4.2.1) и увеличить экспозицию компрессов, добиваясь размягчения поновительского грунта без растворения нижнего слоя; затем небольшими участками удалять грунт при помощи скальпеля. К механической (сухой) расчистке икон прибегают в таких случаях, когда применять растворитель нецелесообразно: - при сильно разрыхлённом грунте с глубокими кракелюрами и если необходимо сохранить нижележащие лаки и олифу; - когда нижележащий красочный слой имеет слабое сцепление с грунтом и размягчается от любого воздействия растворителя; - когда запись лежит непосредственно на авторской живописи не по всей поверхности, а фрагментами. Механическую расчистку выполняют остро заточенным скальпелем индивидуального изготовления иди микрохирургическим, обязательно применяя бинокулярный микроскоп МБС-1, МБС-2 или лупу.
Категорія: Реставрація ікон | Додав: koljan
Переглядів: 461 | Завантажень: 0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП