Статистика
Онлайн всього: 4 Гостей: 4 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
Записи и прописи
| 22.04.2014, 21:37 |
Как показывает опыт, средний срок полного потемнения олифы или масляно-смоляного лака составляет от 30 до 90 лет. Поверх потемневшего покровного слоя русские иконописцы писали новое изображение, как правило, совпадавшее по сюжету, но в соответствии с новыми эстетическими требованиями, предъявляемыми временем. В одних случаях поновитель точно соблюдал пропорции, принципы композиционного построения первоисточника, в других - повторял сюжет, внося поправки в первоначальное изображение: менял размеры и пропорции фигур, их позы, другие детали (рис.61). По иконописной традиции поновитель был обязан заново выполнить надпись, если она была не видна и не читалась чётко (рис.62).
Сплошная запись могла быть выполнена и желтковой темперой, и маслом.
_____________________________________________________________97
Поновление надписи.
Если защитное покрытие на иконе темнело до такой степени, что изображение становилось полностью не различимым и, кроме того, вероятно, забывался первоначальный сюжет, то, бывало, на той же доске поверх защитного слоя писали новую икону, иногда с совершенно другим сюжетом (риc.63).
Запись с другим сюжетом.
В тех случаях, когда ко времени поновления старая икона имела разрушения грунта и основы, её подвергали укреплению осетровым клеем, утраты грунтовали, зачастую нанося грунт на участки красочного слоя с покрытием, чтобы выровнять общую поверх-
_____________________________________________________________98
ность или создать общий светлый фон для нового изображения. Когда утраты старого слоя были не столь велики и поновитель имел возможность использовать старый рисунок и композицию, перелевкаска могла быть и частичной, нанесённой на самые разрушенные участки старой иконы - вдоль трещин по стыку досок, вокруг наиболее значительных утрат.
Вследствие потемнения защитного покрытия терялась первоначальная яркость цвета. Чтобы вернуть образу былую выразительность, икону не всегда записывали целиком, ограничиваясь иногда высветлением отдельных её участков: заново обводили контуры изображения, прописывали складки одежд, перекрашивали нимбы, фон и по традиции переписывали надписи. В этом случае можно говорить о наличии частичных записей или прописей на иконе (рис. 64).
Частичные прописи и записи на иконе.
Весьма часто поновление потемневшей иконы сводилось к новому золочению фоновых частей и нимбов, а также нанесению нового золотого ассиста. Этой операции предшествовала предварительная подготовка поверхности - вышлифовка и выравнивание. Нередко участки под золочение вычищали до грунта, бывало и так, что золочение выполняли по новому лаковому покрытию, а остальная живописная поверхность оставалась нетронутой и прописывалась частично по пробелам; как всегда поновлялись надписи.
Отмечено, чем чтимее была икона, тем чаще она поновлялась. Так, встречаются произведения, на ко-
_____________________________________________________________99
Утраты авторского красочного слоя на рентгенограмме.
торых насчитывается до восьми слоев разновременных записей. При этом на одной иконе могут соседствовать и сплошные записи, и частичные записи, и прописи. Одни из них могут быть выполнены темперой, другие - маслом.
Во всех случаях, о которых говорилось выше, возможно удаление позднейших наслоений (раскрытие иконы) и возвращение памятнику вида близкого к первоначальному.
Но в реставрационной практике встречаются и такие иконы, которые перед поновлением подвергались промывке, от чего красочный слой в значительной степени утрачивался (нередко можно наблюдать изменение цвета неустойчивых к щелочам пигментов, например, аурипигмента, и характерные утраты в виде мелких частых царапин и полос - следы механической обработки поверхности хвощом, пемзой, ножом). Обыкновенно это является следствием того, что поновитель (в данном случае выступавший в роли некомпетентного реставратора) пытался поновлять авторский красочный слой непосредственно, а не поверх защитного покрытия. После промывки в этом случае икону проклеивали, утраты грунтовали, записывали, всю поверхность покрывали олифой, которая в свою очередь темнела, и икону записывали ещё не один раз.
Вопрос о целесообразности удаления записей с таких произведений решается только реставрационным советом. Работа по реставрации икон, имеющих плохую сохранность первоначального красочного слоя (что обыкновенно выявляется при рентгенографировании - рис.65 - и в процессе пробного раскрытия - см. разд. 4.3.2.1), очень сложна и может выполняться только реставратором, имеющим большой опыт работы. |
Категорія: Реставрація ікон | Додав: koljan
|
Переглядів: 409 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|