Статистика
Онлайн всього: 4 Гостей: 4 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
Основные виды разрушений произведений, причины их возникновения
| 22.04.2014, 18:10 |
Произведение живописи (в данном случае мы имеем в виду его технологический анализ) - трёхмерная конструкция, состоящая из различных материалов, расположенных по определённому принципу (рис.
_____________________________________________________________ 11
a Икона на деревянной основе:
1 - покрытие,
2 - красочный слой,
3 - грунт (левкас),
4 - паволока,
5 - деревянная основа. b "Таблетка":
1 - покрытие,
3 - грунт (левкас),
4 - холстяная основа.
Слои произведения станковой темперной живописи, и их изменения.
Коробление деревянной основы, образование трещин.
6)1. Как мы видим, произведение древнерусской станковой темперной живописи состоит из большого количества весьма разнородных слоев. И эти слои со временем изменяются, причём по-разному, а так как отдельные слои тесно связаны между собой, то изменения в одном из них могут повлечь за собой изменения в соседнем слое или даже во всех элементах произведения.
1 См. также: СЛАНСКИЙ Б. Указ. соч.. - С. 5-8.
_____________________________________________________________ 12
Например, в грунте содержится избыток осетрового клея. Это может вызвать появление жёстких кракелюров (то есть кракелюров с острыми приподнятыми краями фрагментов грунта), нарушающих красочный и покровный слой произведения. Или основа иконы выполнена из досок, изготовленных с нарушением технологии. Подвижность досок, вызывающая коробление щита основы, ведёт к растягиванию грунта и красочного слоя; при возвращении же досок в первоначальное состояние в грунте и красочном слое могут возникнуть деформации.
Но если при создании произведения не были допущены технологические просчёты, все перечисленные выше компоненты могли бы длительный период времени сохранять его целостность, когда бы условия хранения соответствовали общепринятым нормам.
Большинство дошедших до нашего времени икон находилось многие годы в одних и тех же климатических условиях, точнее, - одной и той же архитектурной ситуации: иконы помещались в иконостасах или киотах, тыльные стороны и торцы их были защищены от влияния воздушных потоков внутри помещений. (Особенности эксплуатации храмов обеспечивали плавность и ритмичность сезонных изменений климата внутри них.) Значит, пагубное влияние на состояние икон оказывалось только в таких чрезвычайных ситуациях, как пожары, разграбления, разрушения во время войн и т. д. Исключение из правил составляли выносные иконы.
Прежде чем в наше время попасть в музейные фонды со стабильным режимом хранения большинство икон подверглось различным вредным влияниям случайных, не приспособленных хранилищ. Эти непроветриваемые, отличающиеся повышенной влажностью и не оборудованные помещения способствовали, в частности, поражению плесневыми грибами и бактериями связующего грунта и красок, загниванию древесины. Последующая неправильная сушка этих памятников лишь усугубляла разрушения: утративший механическую прочность грунт не выдерживал резких изменений деревянной основы - коробления, утраты шпонок, появления щелей между досками. Так возникали осыпающиеся вздутия грунта, начиналось интенсивное шелушение красочного слоя.
Итак, в зависимости от воздействия тех или иных факторов все виды разрушений могут быть условно разделены на следующие группы:
1. Повреждения, возникающие при нарушениях
_____________________________________________________________ 13
режима хранения под воздействием окружающей среды.
2. Повреждения механического происхождения.
3. Микробиологические и энтомологические разрушения.
4. Повреждения, вызванные загрязнениями поверхности.
5. Повреждения, вызванные нарушениями технологических норм реставрации. |
Категорія: Реставрація ікон | Додав: koljan
|
Переглядів: 436 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|