ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Матеріали для курсової

Головна » Матеріал » Мистецтво та мистецтвознавство » Фільм без інтриги

ОСТАНОВКИ НЕ БУДЕТ
22.04.2014, 18:07
Наш очерк подходит к концу. Из многосложной и многослойной проблемы мы рас­смотрели довольно узкую, хотя и первостепенной важ­ности область — взаимоотношения сюжета и фабулы. Связь сюжета с драматическим конфликтом, связь дра­матического конфликта с конфликтами действительно­сти, эволюция отношения автора к своим персонажам, изменение приемов и способов создания характера — да 212 мало ли еще вопросов, которых мы или совсем не кос­нулись на этих страницах или коснулись мимоходом, лишь постольку, поскольку это было необходимо для нашей задачи. Все они требуют специального рассмот­рения и, надо надеяться, в скором времени получат его. Заповедная область бесфабульного кино давно уже ждет для своего освоения этакой комплексной экспедиции. Чехов помог нам по силе возможности, но, конечно, было бы смехотворной наивностью полагать, что анало­гия с его опытом способна убрать все трудности, разъ­яснить все белые пятна проблемы. Уже обнаружились попытки подступиться к ним с высоты завоеваний Брех­та и Маяковского. Возможно, взгляд с этой стороны осветит то, на чем мы не останавливали специального внимания. Отыщутся и еще имена для аналогий. И ког­да-нибудь, надо думать, найдется смельчак, что отва­жится без помощи проводников, на свой собственный страх и риск, набросать карту этих дебрей. А еще по­том, можно надеяться, кто-нибудь задастся целью объ­единить фабульные и бесфабульные сюжеты этакой «единой теорией драматического процесса», на манер эйнштейновской «единой теории поля». Скорей бы. А пока... На IV Московском международном кинофестивале вопрос о новых формах сюжетосложения в кино, естест­венно, интересовал и журналистов, и теоретиков, и са­мих мастеров. В своеобразной форме этот вопрос прозвучал на пресс-конференции югославских кинематографистов. Его задали Ватрославу Мимице, режиссеру конкурсного фильма «Прометей с острова Вишевицы». Фильм этот рассказывал о немолодом человеке, приехавшем в от­пуск на свою родину: картины прошлого, о котором постоянно вспоминает герой, перемежались с картинами сегодняшней жизни и в чем-то помогали правильно по­нять ее, освещая иной раз с неожиданной стороны. 213 — Вы называете этот прием ретроспекцией? — пере­спросил Мимица.— Я бы назвал его несколько иначе. Интроспекция. Понимаете? Не путь назад, а путь внутрь, в человека, под его черепную коробку. Ибо мир видимый — только одна из данностей нашего мира, а значит, и только один из аспектов правды о человеке. Мир чувств, мыслей, воспоминаний, игры воображения долгое время считался недоступным кинематографу. Сейчас экран все чаще и чаще успешно вторгается в этот мир. Освоение приема интроспекции кажется мне важнейшим из кинематографических достижений по­следних лет. Картина, над которой я сейчас работаю, носит полемическое название «Путевые заметки из род­ного города». Я рассчитываю рассказать в ней об од­ном рядовом дне одного рядового человека. Вот он проснулся, разбуженный будильником, вот оделся, умылся, пошел на работу, встретился с людьми, с кото­рыми встречается изо дня в день... Что он при этом ду­мает? Какие испытывает эмоции? Внутренний мир мо­его героя будет для меня своеобразной экзотической страной, и я буду описывать эту страну, как это делает путешественник в своем путевом дневнике... В те же дни мне довелось взять интервью у Золтана Фабри. Постановщик «20 часов» — фильма, получившего высшую награду фестиваля, подробно рассказал исто­рию постановки своей картины, поведал о задачах, ко­торые он ставил перед собой. Речь зашла, конечно, и о структуре картины. Меня интересовало, насколько осо­знанно Фабри и его соавтор по сценарию Ференц Шант пришли к использованию псевдосумбурной формы репортажа (точнее — мыслей, воспоминаний и ассоциа­ций одного журналиста, обдумывающего репортаж о со­бытиях десятилетней давности в одном венгерском селе). Фабри ответил: — Опыт таких мастеров, как Рене, Феллини, Берг­ман, открывает кинематографические возможности, тая- 214 щиеся в приеме ретроспекции. Но я не склонен преуве­личивать эти возможности. Не думаю, что здесь мы имеем дело с приемом, годящимся для любых сюжетов, любых тем. По-видимому, фильм, который я сейчас об­думываю, будет ближе к традиционным формам. Все дело в отборе,— разъяснил он.— Все дело в том, что ты считаешь главным в своей вещи. Когда мы с Фе­ренцем Шантом приступили к работе над экранизацией его романа «Репортаж о 20 часах», мы столкнулись с необходимостью строить действие фильма не по собы­тийной основе, а в противовес ей. И не только потому, что подробный пересказ каждого из интересовавших нас событий привел бы к созданию фильма протяженностью в шесть-семь часов экранного времени. Но и потому, что каждое из этих событий интересовало нас не само по себе, не целиком, а только крупицей, деталью, своей связью с общей идеей произведения. Тогда мы решили пустить съемочный аппарат по следам прихотливых скачков мысли нашего героя. Задача журналиста, пи­шущего очерк, осмыслить собранный им материал. Путь осмысления — это и есть путь фильма. До нашего ге­роя этот путь прошли мы, создатели картины, а после него тот же путь пройдут зрители. И ничего, если, идя по этому пути, наш герой дважды, трижды вспомнит один и тот же эпизод, а в другом отметит только его начало или конец. Если мы не ошиблись, то зрителя заинтересует то же самое, что заинтересовало героя. Это признание интересно вот какой стороной. Фильм «20 часов» целиком построен на интриге, на типичном для авантюрного романа приеме, когда цепь событий А—Б—В-Г рассказывается, допустим, в таком поряд­ке: Б—Г—В—А. Но поэтика интриги в данном случае дополнена завоеваниями поэтики бесфабульного филь­ма. Распутывая причудливую вязь эпизодов, мы зада­емся целью установить не что произошло — это задача вторая, сравнительно легко решаемая,— а почему все 215 это произошло. Именно общая завязка, существующая над частными как результат, как совокупность их, ста­новится предметом этого фильма, оправдывает сущест­вование вроде бы лишних, не нужных с позиций «чи­стой» интриги эпизодов и ассоциаций. Этот фильм приходит на ум, когда думаешь о буду­щем бесфабульного кино. Что там, впереди? Все впереди. Не надо быть пророком, чтобы предсказать, что все растущая симпатия к бесфабульным сюжетам рано или поздно сменится интересом к фабульным конструкци­ям,— конечно, на новом уровне, с учетом новейших завоеваний предыдущего периода. Затем, надо полагать, будут новые периоды скепсиса по отношению к интри­ге,— но опять-таки с высоты фабульного опыта. Не будет только одного. Остановки. Потому что все эти качественные перемены, пере­мены в форме реализации конфликта,— результат ко­личественных накоплений. Накоплений средств и при­емов воздействия, накоплений «насмотренности» зрите­ля и, значит, накоплений его способности к воссозданию высокого уровня «кристаллизационного порога». В оптике существует понятие разрешающей способ­ности. Этой величиной определяется число линий, кото­рые пленка или объектив могут передать на одном мил­лиметре. Эти штрихи — как бы атомы информации. Изображение состоит из них. Меньше них на экране ни­чего нет. Кадр сегодняшней пленки с помощью сегодняшнего объектива способен передать около миллиона таких штрихов. Иначе говоря, каждую секунду с экрана кино­театра на нас обрушиваются двадцать четыре миллиона единиц информации. Какую часть из этих миллионов мы используем? В старину самой мизерной доли их было достаточно, чтобы зритель, получив информацию выше головы, с 216 воплем вылетал из зала. Теперь зритель поразвился, поднаторел, и уже на многих сегодняшних фильмах ску­чает его взгляд. Сегодня мы называем кино зримой литературой, ди­намичной живописью. Оно уже стало звучащим и цвет­ным. Завтра оно будет объемным — опыты С. Иванова уже позволяют легким поворотом головы выбирать лю­бую из двадцати точек зрения, под которой вам нравит­ся видеть происходящее на экране. Послезавтра в кино придет обоняние: нынешние достижения американцев очень сильно отдают аттракционом, но ведь аттракцио­нами были некогда и звук и цвет, да и сам кинематограф в люмьеровские времена возводил свои балаганы побли­зости от цирка.. А размышления о кино через сто лет выглядят полной фантастикой: тут примешивается и осязание, и индивидуальный, камерный характер вос­приятия кинозрелища, и специальное кибернетическое устройство, обеспечивающее выбор одного из многочис­ленных вариантов, заготовленных художником... Путь к жизнеподобию? Жизнеподобие никогда не было целью искусства, оно только возможность к «иг­ре», особый ее уровень — только возможность к особо­му, невиданному доселе способу «достраивания», «кри­сталлизации»... А раз так, то остановки не будет. Рецепты и правила, отстаиваемые в шумных деба­тах, скоро, очень скоро изживут себя, выйдут из упо­требления за приблизительностью. С высоты грядущих завоеваний покажется наивным не только упорство, с каким держимся мы сегодня за одряхлевшие каноны. По-видимому, прозвучит наивностью и та запальчи­вость, с какой эта книжка доказывала возможность, нужность, неизбежность странного мира бессобытийно­го кино.
Категорія: Фільм без інтриги | Додав: koljan
Переглядів: 336 | Завантажень: 0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП