ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Матеріали для курсової

Головна » Матеріал » Мистецтво та мистецтвознавство » Фільм без інтриги

ДИАЛЕКТИКА ЗАПЛАТЫ
22.04.2014, 18:06
Новое взаимоотношение частных завязок с общей — оно-то и обусловливает раскованный, клочковатый ри­сунок нынешних композиционных структур. Во «Вступлении», например, мы сталкиваемся с дву­мя частными линиями, развивающимися параллельно и в событийном плане весьма условно связанными меж­ду собой. Фильм, кстати, явился экранизацией двух рассказов Веры Пановой. И.Таланкин, соавтор писа­тельницы по сценарию и постановщик картины, без­ошибочно почувствовал, что частные завязки этих двух историй — только отголоски общей, единой завязки. История Вали и история Володи, двух маленьких ленин­градцев, претерпевших тяготы эвакуации, познакомив­шихся в поезде, везущем их назад, в родной город, и потом снова разошедшихся — это только два аспекта, 202 два регистра, в которых звучит один и тот же мотив: победа робкой, обнаженной и вроде бы совершенно без­защитной человечности над всей грозной мерзостью войны. Взаимоотношения частной и общей завязки особенно любопытны в творчестве Микеланджело Антониони. В его фильмах мы всегда сталкиваемся с событием, слу­чаем. Но событие это — только первотолчок. Не оно ин­тересует художника, а то, что за ним. Вот почему рас­сказ Антониони переполнен околичностями, не идущи­ми будто бы к делу. Один из советских мастеров отме­тил ощущение, охватывающее его на просмотре лент Антониони: на каждом шагу сталкиваешься с подробно­стями, которые обычно убираешь из своей картины, по­тому что считаешь их второстепенными, уводящими в сторону. Они уводят в сторону от частных завязок. Они ведут прямиком к общей. — Сегодня кино должно быть ближе к правде, чем к логике,— замечает Антониони в одном интервью.— Сегодня правда нашей жизни не должна выглядеть раз-­ меренно-механической. А такой она предстает перед на­ ми во всевозможных «историях». Там же режиссер рассказывает, как он работал с Лю-чией Бозе в период съемок «Хроники одной любви». — Актриса аккуратно выполняла то, что навязывали ей сценарист и режиссер. Не больше. Это было тяжелое зрелище. Но однажды я не скомандовал «стоп» в тот момент, когда отрепетированный кусок уже закончился. Актриса оказалась наедине с собой. Ее реакция в этот момент была самым интересным, что содержалось в от­ снятом куске. Тогда я стал делать это регулярно и за­ тем отрезать начало куска. Это прием его работы как режиссера, но это же свой­ственно Антониони и как драматургу. Завязка «При­ключения», например, подошла бы любому фильму с интригой: компания преуспевающих интеллигентов от- 203 правилась на пикник, и в разгар веселья вдруг обна­ружилось, что одна из участниц поездки бесследно исчезла. То ли просто уехала, то ли покончила с собой. Эту частную историю Антониони так и не доводит до логического завершения: фильм кончается раньше, чем мы успеваем убедиться, что исчезнувшая жива. Но не это интересовало художника. От частного он соскольз­нул к общему, к тому, что раскрылось нам в бездей­ственных будто бы подробностях поисков пропавшей. А это общее — всегдашняя тема Антониони, то, что ре­цензенты, склонные к философствованию, называют трагедией некоммуникабельности. А «Ночь»? В финале этого фильма мы сталкиваемся опять-таки с событием, годящимся в завязки любому изощренно фабульному произведению: муж насилует собственную жену. Но художника в данном случае сно­ва интересует не что произошло потом, а почему про­изошло, это. Весь фильм — история одного дня из жизни супружеской четы — раскрывает вызревание этого про­тивоестественного поступка. И снова внимание худож­ника на каждом шагу привлекают как бы околичности, подробности и детали, не имеющие решающего значения для осмысления данной частной истории, но имеющие громадное значение для осмысления того, что за ней, обнаружения первопричины не только ее, но и подоб­ных ей анормальностей. Здесь общая завязка выхлестнулась в частную, но от этого не потеряла своей общей значимости. Однако не всегда подобный фабульный вольт дик­туется действительной необходимостью, логикой всего произведения. Случается, что художник — и даже боль­шой мастер — прибегает к такому ходу, чтобы замаски­ровать логику бесфабульного сюжета, переключить об­щую завязку в канавку частной интриги. В истории бесфабульного кино, где-нибудь на самых первых страницах, следует отвести почетное место 204 фильму Сергея Герасимова «Учитель». Вышедший в 1939 году, этот фильм рассказывал о том, как приехал из столицы в родное село учитель, как старался забыть неудачную свою любовь, как полюбил вновь, как само­отверженным трудом снискал признательность и ува­жение окружающих... Сценарий этого фильма показался проницательным критикам кристально ясной реализа­цией конфликта старого и нового в нашей жизни: отец героя считает сына неудачником, поскольку он там, в столице, «не смог», «не достиг», а сын доказывает отцу на деле, что не место красит человека и что можно про­славиться на любом, даже самом скромном, самом мало­заметном посту... Но эта схемка, типичная для искусства того периода, потонула в фильме. Она оказалась второстепенной, эпи­зодической. Режиссер с таким упоением нес на экран поэтические подробности жизни рядового алтайского се­ла, с таким тщанием коллекционировал и характерный говорок, и особенности жестикуляции, песни, пляски, обрядовые формы, что вещественная конкретность про­исходящего потопила в себе рецептуру (кроме, разве что, барабанного финала с типичным по той поре ми­тингом под занавес, с возвеличиванием героя признани­ем его заслуг высшим начальством). Фабула-посуда оказалась слишком мелкой для этого богатого сюжета-содержимого. Фильм и сейчас, четверть века спустя, смотрится с искренней радостью узнавания — этого ми­ра, этих людей. В 1963 году Герасимов выпустил двухсерийное, два-дцатидвухчастевое полотно «Люди и звери». Принци­пиальный приверженец взгляда на кино как на зримую литературу, противник фабульных ухищрений, он и на этот раз отказался от канонической, конструктивной драматургии. Фильм многослоен, многоярусен.. Героиня его едет с дочкой отдыхать на юг — это первый план. Подробно- 205 сти жизни сегодняшней нашей страны, встречи, расста­вания, веселые или грустные дорожные эпизоды. Уже знакомая нам структура романа-путешествия. Попут­чик героини, лейтенант Павлов, давний знакомый ее еще по ленинградской блокаде, приносит в повествова­ние второй план. Он рассказывает о своих скитаниях на чужбине, и картины этих скитаний— типичных для человека, оказавшегося среди «перемещенных лиц» — несут в себе главный драматический заряд картины. В частности, из уст Павлова слышим мы авторский те­зис, закрепленный в названии всего произведения.. «В каждом человеке сидит зверь,— говорит герой.— В одном — тигр, в другом — волк. А самый плохой — заяц». Под конец фильма открывается и третий план — загадочное поведение брата Павлова. Сюда, к этому пока еще неведомому брату, сходятся углом обе прежние ли­нии: он оказывается на какое-то время и целью путе­шествия героини и разгадкой злой судьбы героя, вернув­шегося на родину, но все еще не могущего найти себя здесь. Теперь отвлечемся на мгновение и попробуем по­искать действительную причину страданий лейтенанта Павлова. Почему он после выхода из гитлеровского концлагеря не вернулся на родину? Почему он предпо­чел хождение по мукам за границей, хотя это привело его однажды на грань самоубийства? Ну, в общем, понятно почему. Его испугали «лагеря проверки». Мы знаем теперь, что такие опасения были не лишены резона. Сколько таких Павловых прошли через бериевские лагеря? Художник отстраняется от такой общей причины. Он упирается в частную причи­ну, не желая ничего видеть за ней. Оказывается, герой опасался возвращаться потому, что был введен в заблуждение странным поведением своего брата. Брат не отвечал на его письма. Ладно, а почему брат не отвечал? Может быть, хоть здесь мы 206 проникнем к общему? Нет, дело в том, что брат этих писем в глаза не видел. Их перехватывала его мещан­ка-жена. Но она-то, наконец, почему это делала? Пото­му что боялась за детей? Потому что в недалекие годы иметь брата за рубежом было равносильно признанию в политической неблагонадежности? Нет. Она воровала их потому, что хотела воровать. Потому что она нехоро­шая. Она человек-заяц. Она камень, который хочет па­дать. Так частный выкрутас интриги, венчающий фильм,— не случайность, а необходимость, чтобы художник мог свести концы с концами. Иначе, того гляди, сквозь дебри «частных» случайностей и совпадений проглянет общая завязка. Тогда, может быть, пришлось бы делать совсем другой фильм. Не фильм о том, что есть люди — люди и есть люди — звери. А фильм о том, что именно, ка­кие обстоятельства делают людей зверьми. Это куда труднее.
Категорія: Фільм без інтриги | Додав: koljan
Переглядів: 337 | Завантажень: 0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП