ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Матеріали для курсової

Головна » Матеріал » Мистецтво та мистецтвознавство » Фільм без інтриги

Трудности? Невзгоды?
22.04.2014, 18:06
Вот тут-то и вступила вторая тема фильма. Незави­симо от намерений художника, она потребовала к себе пристальнейшего внимания, а в какой-то момент даже стала претендовать на главенство. Художник довольно решительно отмел эти претензии. И тогда фильм полу­чился двухголовым. В нем два солнца. Одно — довольно очевидное, стоя­щее высоко в зените удобным для всеобщего обозрения тезисом: «Вечным компасом, вечным маяком будет для нас светлая память тех, кто отдал жизнь для нашего счастья». И символы верности — Застава Ильича, Мав­золей, кремлевские куранты. Здесь Хуциев ставит громадный восклицательный знак, считая вопрос исчерпанным. В 1961 году, когда писался сценарий, по-видимому, большего и не требо­валось. В 1965, когда фильм вышел на экран, здесь хочется поставить запятую. То, что у Хуциева звучит выводом, хочется положить основой для нового вопро­са. А что, если я, зритель, размышляя о сегодняшних трудностях, и не думаю подвергать сомнению идеи Ок­тября? Разве это снимает сам вопрос о трудностях? Разве это устраняет мою неудовлетворенность своей жизнью? Убирает желание докопаться до причин этой неудовлетворенности? Тут начинается второе солнце. Солнце, присутству­ющее в картине только намеком. Как бы скрытое за пе­леной туч. Нелепо, конечно, упрекать художника за то, что он то-то не сделал, того-то не раскрыл. Судить его следует, известное дело, по законам, им же самим для себя на­значенным. Но коль скоро мы сталкиваемся с одним из лучших наших послевоенных фильмов, разгадку его трудной производственной и обидной прокатной судьбы следует все же как-то объяснить. На наш взгляд, раз­гадка кроется именно в двоичной природе фильма. Ре-198 шая одну, довольно простую проблему, Хуциев по пути набрел на вторую. Мимоходом блистательно отметил несколько ее примет. Но и только. Общая причина неудовлетворенности героев бродит где-то совсем рядом с фильмом. И все-таки остается за кадром. Желая дать ее материальное воплощение, Xуциев отказался на какое-то время от описательной дра­матургии, обратился к помощи частных завязок. И — вот оно, лицо врага! На пути Николая возникает под­лец Черноусов, подбивающий его вести слежку за со­служивцем. На пути Сергея встает отец Аси, весьма ответственный товарищ, с апломбом проповедующий, что никаких принципов вообще не существует. Так ска­зать, нехорошие люди, мешающие хорошим жить хоро­шо. А что за ними, за нехорошими? Какое социальное явление их породило? Какие исторические силы, тен­денции послали их в этот фильм своими представите­лями? Где их первоисточник? О нем приходится догадываться. Он — вне сферы внимания художника. И тогда патетический финал кар­тины несколько отдает схоластикой. И тогда понимаешь упрек в «беспроблемности». Не в том грех фильма, что он выдержан в манере описательной драматургии. Наоборот, он не до конца пользуется ее возможностями. Возможностями воочию продемонстрировать общую завязку. Не деформировать ее хитросплетением частных. Теперь присмотримся к чешскому фильму со стран­ным названием — «Отвага на каждый день». Это костю­мы покупают на каждый день и на праздники. Что же это за смелость, пригодная к употреблению в будни? Этот фильм, виртуозно снятый и отрежиссирован­ный, очень скромен и по постановочному размаху и по диапазону использованных средств. Это камерная исто­рия двух влюбленных. Сначала они без ума друг от друга, потом что-то у них не ладится, потом они рас- 199 стаются. Тут нет никаких далеких предыстории, ника­ких романтических случайных встреч. Зато здесь много эпизодов, которые на первый взгляд не имеют никакого отношения к истории этой любви. Но прослеженные с чуткостью очень зоркого и очень умного художника, эти как бы незначительные обстоятельства оказываются ключом к тому, что произошло. Герой — он ведь не просто работает за станком. Он — передовик, на него призывают равняться. К тому же он активист, занимает видный комсомольский пост. Анализ неудовлетворенности этого человека своей жизнью — вот задача, которую поставили перед собой сценарист Иозеф Маша и режиссер Эвалд Шорм. Маркс писал когда-то, что в развитом политическом государстве человек ведет, по сути дела, двойную жизнь: «жизнь в политической общности, в которой он признает себя общественным существом, и жизнь в гражданском обществе, в котором он действует как частное лицо»*. Герой «Отваги на каждый день» всей своей кожей ощущает эту раздвоенность. Он чувствует, что личная его жизнь, складывающаяся, в общем, безболезненно, в то же время лишена чего-то очень существенного. Деятельность его в качестве «общественного человека» тоже приносит ему одни огорчения. Он читает доклад, и сам же видит, что все это — липа, что доклад никому не нужен, что собравшиеся вежливо, но бесстрастно ждут, когда же он кончит и начнется художественная часть. Он сзывает обитателей общежития на очередное общественное мероприятие и снова сталкивается с ощу­щением того, что само это мероприятие, задуманное для отчета, для галочки, совершенно не нужно этим людям. Как передовик и зачинатель шумного движения по раз­ведению кроликов в подшефном колхозе, он попадает под пристальное внимание корреспондентов. Но и тут * К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч. Т.1. с.391. 200он чувствует липу: корреспондентов интересует не он сам, а то, как можно подать его фигуру. Под их бойким пером его политическая деятельность приобретает оскорбительную для него однозначность. «Я все хва­лю,— с тоской и легкой набалованностью признается один из таких писак.— Все хвалю, и хвалю, и хвалит. Когда-нибудь наверное, ухвалюсь». Герой уже ухвалился. Он пресыщен — не самой политической деятель­ностью, а тем поворотом, той окраской, которую она приобретает. Он пресыщен ее мнимостью, фальшью. Он тоскует по настоящей, полноценной, нужной всем дея­тельности, приносящей удовлетворение и не находя­щейся в столкновении с его чаяниями как «частного лица». И вот эпизод, способный на первый взгляд озадачить. В пивной, отвалившись от стойки, герой обводит мут­ными глазами ораву незнакомых собутыльников, и вдруг бросается на них с кулаками. Зовут милиционера. Герой рвется и к нему, — Дай мне револьвер! — и молит и требует он.— Я их всех перестреляю! Они — враги народа! Они пре­дали революцию! Вот оно, солнце, краешек которого проглянул в филь­ме Хуциева. Вот она причина неудовлетворенности. Она называется — инфляция «общественного человека». Солдат, шедший с винтовкой в октябре 1917 на Зим­ний, был преисполнен творческого отношения к этой своей деятельности «гомо политикуса». В данный мо­мент его существование в качестве «частного лица» и «общественного человека» было неразрывно связано. Возникшая двадцать лет спустя теория «винтиков» на­чисто отметала творческое отношение человека к своей роли «гомо политикуса». «Знай свой шесток! Послушно исполняй приходящие сверху распоряжения!» — вот завет этой теории. О каком там творчестве в роли «об­щественного человека можно было при этом говорить! 201 Ныне успешно изживается то, что мы договорились называть «последствиями культа личности». Обесцене­ние роли «общественного человека» — может быть, са­мое страшное из этих последствий. Трагическая вина героя «Отваги на каждый день»—тяга к настоящему, полноценному утверждению себя в качестве общест­венной силы и в то же время неведение путей, на кото­рых это становится возможным, и тоска по прежней, первозданной, примитивной ясности в вопросах общест­венного добра и зла, ясности, свойственной только «вин­тику». В данном случае «описательная драматургия» оказа­лась вполне проблемной. В данном случае она оказалась даже более благодарным, чем драматургия фабулы, ин­струментом, чтобы отыскать солнце, не прибегая к по­мощи каменной лавины, этого приводного ремня, пере­брасывающего энергию конфликта на движение фа­бульных шестеренок.
Категорія: Фільм без інтриги | Додав: koljan
Переглядів: 347 | Завантажень: 0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП