ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Матеріали для курсової

Головна » Матеріал » Мистецтво та мистецтвознавство » Фільм без інтриги

ОПИСАТЕЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ
22.04.2014, 18:05
М. Блейман, один из опытнейших наших кинодра­матургов и вместе с тем один из проницательнейших теоретиков, с большим вниманием относится к тому, что он называет описательной драматургией. Закономер-194 ность такого направления в отечественном кинематогра­фе не вызывает у него сомнений: это реакция на поэти­ку псевдоклассицизма, популярную в послевоенные го­ды, когда герои понимались одноплановым знаком определенной идеи, а реальность получала доступ на экран в припудренном и напомаженном виде. М. Блейман отмечает достоинства описательной драматургии: ; внимание к конкретной вещественности, к неповтори­мому своеобразию человека, предмета, подробности. Но акцент он делает на ее недостатках. На беспроблемности. На том, что произведения этой драматургии всегда ни о чем. Отмечая многострадальную судьбу фильма «Мне двадцать лет», критик считает выход этого произведе­ния на наши экраны большим кинематографическим событием, а многие его кадры просто хрестоматийными по тому заряду откровения, который в них содержался (и который был растащен по кусочкам в другие филь­мы, вышедшие, кстати, задолго до него, беззастенчиво ограбленного). И все же... «Создатель этого фильма поразил нас многими под­робностями жизни сегодняшних молодых людей, — от­мечает М. Блейман. — Мы увидели, как эти молодые люди проводят будни и праздники, как они любят, дру­жат, спорят, ссорятся, как разрешают проблемы, встаю­щие на их пути. Одного только мы не увидели: что же это за проблемы? Существа, сути их мы так и не по­стигли». Это серьезный упрек. Тем более, что он адресован всему методу описательной драматургии и только ри­кошетом задевает художника, опрометчиво доверивше­гося ей. Попробуем для наглядности сравнить фильм «Мне двадцать лет» с двумя современными ему произведени­ями сходной тематики. 195 В венгерской «Поре мечтаний» тоже рассказана исто­рия молодого парня, отходящего от кружка приятелей, мучительно переживающего свой не очень складный роман с девушкой, без которой он не может жить и ко­торая, в то же время, мешает ему избавиться от чувства неудовлетворенности своей нынешней жизнью. Тут есть многое, что перекликается с советским фильмом, хотя ни о каком сознательном подражании не может быть, конечно, и речи: фильм венгров вышел за полгода до премьеры «Мне двадцать лет». Однако мы находим в нем и обстоятельства случайного уличного знакомства будущих влюбленных, и столь же случайную, хотя и долго ожидаемую героем новую встречу. Тут есть и философский спор с друзьями, сопровождающийся рез­кими и несправедливыми упреками. Тут есть и оптими­стический финал, оптимистический скорее в символиче­ском, нежели в бытовом, реальном плане. Одни эпизоды здесь бессобытийны, другие, напротив, держатся на твердой нитке фабулы, отступающей в иных сценах на задний план, маскирующейся, но никогда не пропадаю­щей окончательно. Но к тому же мы находим здесь полнейшую эклек­тичность приемов: от стоп-кадра, от сцен, рассказанных языком фотографий, до мультипликации (в эпизоде, где герой с карандашиком в руках рассказывает героине об устройстве приемника, рисунок его оживает на наших глазах, и даже заведомая ироничность почерка не отби­вает у зрителя привкус научно-популярного фильма). Такая всеядность опасна, она почти всегда — от не­отчетливости задачи. К «Поре мечтаний» со всей пол­новесностью можно отнести грехи, записанные М. Блей-маном на счет описательной драматургии. Нам, действи­тельно, довольно подробно показали многие как в жизни героя и его окружения. В то же время главное — что — осталось нераскрытым. И возникает даже иезуитское подозрение: а не стало ли в данном случае как для ху- 196 дожников всем? А не сконструировали ли они смутно ощущаемую идею своего фильма из комбинации мод­ных по нашему времени мотивов и ситуаций? Почему герой потерял вдруг общий язык с прияте­лями, с кем долгие годы жил душа в душу? Почему он вдруг ищет ссоры с возлюбленной, потом мирится с ней и снова расстается? Почему, наконец, его не остав­ляет острое ощущение, что он живет не так, как надо? Недосказанность? Мнимость ответа. Ответы многозначительны, много­значны, туманны. Эпоха, всеобщий скепсис, переоценка ценностей, неудовлетворенность.... Чем, чем неудовле­творенность? А всем. Это звучит громко, но расшифро­вывается так: работой, товарищами, возлюбленной, со­бой... И уже проступают за всей историей каркасы модно­го по недавним временам сюжета о юноше, вступающем в жизнь, бодро переносящем энное количество трудно­стей, с ходу пересматривающем энное количество полу­ченных в школе взглядов и отважно бредущем суровой, но увлекательной дорогой вперед, прямо к светлому будущему. Хуциев несравненно более тонок в анализе неудов­летворенности, посетившей его героев. Не надо также закрывать глаза, что сама эта тема, как ни много вни­мания уделено ей в фильме «Мне двадцать лет», все же вторая, побочная для него. Эстафета поколений — вот основной посыл картины, обнажающийся перед нами в прологе и эпилоге.. В со­временных днях Хуциев прослеживает отголоски воен­ных лет, а за ними — как исток всего, как наше общее святая святых — идеи Революции. Готовы ли сегодняш­ние молодые умереть за эти идеи, как умирали их отцы в свои двадцать лет? Готовы — отвечает своим фильмом художник. Никакие трудности, никакие невзгоды не по­колеблют их верности заветам отцов.
Категорія: Фільм без інтриги | Додав: koljan
Переглядів: 359 | Завантажень: 0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП