Статистика
Онлайн всього: 3 Гостей: 3 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
ОПИСАТЕЛЬНАЯ ДРАМАТУРГИЯ
| 22.04.2014, 18:05 |
М. Блейман, один из опытнейших наших кинодраматургов и вместе с тем один из проницательнейших теоретиков, с большим вниманием относится к тому, что он называет описательной драматургией. Закономер-194
ность такого направления в отечественном кинематографе не вызывает у него сомнений: это реакция на поэтику псевдоклассицизма, популярную в послевоенные годы, когда герои понимались одноплановым знаком определенной идеи, а реальность получала доступ на экран в припудренном и напомаженном виде. М. Блейман отмечает достоинства описательной драматургии: ; внимание к конкретной вещественности, к неповторимому своеобразию человека, предмета, подробности. Но акцент он делает на ее недостатках. На беспроблемности. На том, что произведения этой драматургии всегда ни о чем.
Отмечая многострадальную судьбу фильма «Мне двадцать лет», критик считает выход этого произведения на наши экраны большим кинематографическим событием, а многие его кадры просто хрестоматийными по тому заряду откровения, который в них содержался (и который был растащен по кусочкам в другие фильмы, вышедшие, кстати, задолго до него, беззастенчиво ограбленного).
И все же...
«Создатель этого фильма поразил нас многими подробностями жизни сегодняшних молодых людей, — отмечает М. Блейман. — Мы увидели, как эти молодые люди проводят будни и праздники, как они любят, дружат, спорят, ссорятся, как разрешают проблемы, встающие на их пути. Одного только мы не увидели: что же это за проблемы? Существа, сути их мы так и не постигли».
Это серьезный упрек. Тем более, что он адресован всему методу описательной драматургии и только рикошетом задевает художника, опрометчиво доверившегося ей.
Попробуем для наглядности сравнить фильм «Мне двадцать лет» с двумя современными ему произведениями сходной тематики.
195
В венгерской «Поре мечтаний» тоже рассказана история молодого парня, отходящего от кружка приятелей, мучительно переживающего свой не очень складный роман с девушкой, без которой он не может жить и которая, в то же время, мешает ему избавиться от чувства неудовлетворенности своей нынешней жизнью. Тут есть многое, что перекликается с советским фильмом, хотя ни о каком сознательном подражании не может быть, конечно, и речи: фильм венгров вышел за полгода до премьеры «Мне двадцать лет». Однако мы находим в нем и обстоятельства случайного уличного знакомства будущих влюбленных, и столь же случайную, хотя и долго ожидаемую героем новую встречу. Тут есть и философский спор с друзьями, сопровождающийся резкими и несправедливыми упреками. Тут есть и оптимистический финал, оптимистический скорее в символическом, нежели в бытовом, реальном плане. Одни эпизоды здесь бессобытийны, другие, напротив, держатся на твердой нитке фабулы, отступающей в иных сценах на задний план, маскирующейся, но никогда не пропадающей окончательно.
Но к тому же мы находим здесь полнейшую эклектичность приемов: от стоп-кадра, от сцен, рассказанных языком фотографий, до мультипликации (в эпизоде, где герой с карандашиком в руках рассказывает героине об устройстве приемника, рисунок его оживает на наших глазах, и даже заведомая ироничность почерка не отбивает у зрителя привкус научно-популярного фильма).
Такая всеядность опасна, она почти всегда — от неотчетливости задачи. К «Поре мечтаний» со всей полновесностью можно отнести грехи, записанные М. Блей-маном на счет описательной драматургии. Нам, действительно, довольно подробно показали многие как в жизни героя и его окружения. В то же время главное — что — осталось нераскрытым. И возникает даже иезуитское подозрение: а не стало ли в данном случае как для ху-
196
дожников всем? А не сконструировали ли они смутно ощущаемую идею своего фильма из комбинации модных по нашему времени мотивов и ситуаций?
Почему герой потерял вдруг общий язык с приятелями, с кем долгие годы жил душа в душу? Почему он вдруг ищет ссоры с возлюбленной, потом мирится с ней и снова расстается? Почему, наконец, его не оставляет острое ощущение, что он живет не так, как надо? Недосказанность?
Мнимость ответа. Ответы многозначительны, многозначны, туманны. Эпоха, всеобщий скепсис, переоценка ценностей, неудовлетворенность.... Чем, чем неудовлетворенность? А всем. Это звучит громко, но расшифровывается так: работой, товарищами, возлюбленной, собой...
И уже проступают за всей историей каркасы модного по недавним временам сюжета о юноше, вступающем в жизнь, бодро переносящем энное количество трудностей, с ходу пересматривающем энное количество полученных в школе взглядов и отважно бредущем суровой, но увлекательной дорогой вперед, прямо к светлому
будущему.
Хуциев несравненно более тонок в анализе неудовлетворенности, посетившей его героев. Не надо также закрывать глаза, что сама эта тема, как ни много внимания уделено ей в фильме «Мне двадцать лет», все же вторая, побочная для него.
Эстафета поколений — вот основной посыл картины, обнажающийся перед нами в прологе и эпилоге.. В современных днях Хуциев прослеживает отголоски военных лет, а за ними — как исток всего, как наше общее святая святых — идеи Революции. Готовы ли сегодняшние молодые умереть за эти идеи, как умирали их отцы в свои двадцать лет? Готовы — отвечает своим фильмом художник. Никакие трудности, никакие невзгоды не поколеблют их верности заветам отцов. |
Категорія: Фільм без інтриги | Додав: koljan
|
Переглядів: 359 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|