ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Матеріали для курсової

Головна » Матеріал » Мистецтво та мистецтвознавство » Фільм без інтриги

ТРИ ДОРОГИ
22.04.2014, 17:51
Мы шутили над словечком драматизировать, попу­лярном в сценарных отделах, но, оказывается, его упо­треблял еще А. Н. Островский. — Многие драматические правила уже отмерли, — говорил он. — Отомрут и еще некоторые. Но навсегда останется главный принцип драмы — драматизирован­ная жизнь. Прошло сто лет, и вот Н. Кладо*, размышляя о со­временной драматургии кино, разделил ее поток на три рукава, три направления: кино драматическое, автор­ское (оно же лирическое), и, наконец, прямое. Примером драматического кино оказался фильм «Рокко и его братья», образцами авторского кино из продукции тех лет были названы «Голый остров» и «Чистое небо». «Сладкая жизнь» в единственном числе представляла прямое кино. Тут речь идет как бы о трех различных способах драматизации. Рассуждая абстрактно, драматизация — это обнару­жение противоречия в том, что до сих пор казалось еди­ным монолитом. Обнаружение в одном предмете проти­воборствующих тенденций. Обнаружение его нетожде­ственности себе. Обнаружение, что некий жизненно важный элемент предмета отсутствует. Но различны пути такого обнаружения. Так называемое драматическое кино — это один край сегодняшнего кинематографического фронта.. Оно опе­рирует традиционными средствами драматизации: изъ­ятие элемента происходит с помощью интриги, фабулы. Так было еще в «Гамлете». Шла, казалось бы, самая обычная жизнь. Умер отец героя — что ж, все мы смерт­ны. Мать вышла замуж за другого — что ж, она всего * См. «Искусство кино», 1962, № 2. 162 только женщина. Уже нечисто что-то в датском коро-левстве, уже распалась связь времен, но мы еще не знаем об этом — до той поры, пока не появляется много-I страдальная тень отца и не открывает Гамлету жуткие обстоятельства дела. Это из ряда вон выходящее собы-тие, как плотина, перегородившая реку, показывает нашим глазам то, что до поры до времени было скрыто поверхностным течением. Такой подход к драматизации действительно дела­ет пригодной всю рецептуру — от триады Аристотеля до девятиступенчатой таблицы Фрейтага. Ибо совершенно очевидно, что какое-то время зритель должен наблю- дать предмет изображения в его равенстве самому себе (экспозиция), затем должна обнаружиться недостача не- коего элемента (завязка), после чего произойдет как бы оседание всей конструкции, видоизменение предмета с тем, чтобы прийти в соответствие со своей новой сущ­ностью. «Рокко» — еще не самый показательный случай та­кой событийной драматизации, ибо он дополнен иным способом, о котором речь ниже. Показательность всегда в чрезмерном. Поэтому те же «Меч и весы» гораздо откровеннее демонстрируют все возможности этого ме-, тода. Или, например, американский фильм «Квартира». Тут имеется клерк С.С.Бакстер. Си-си Бакстер, как аттестует он себя друзьям. Он холост и имеет квартиру, которую облюбовали для своих утех его женатые со­служивцы. Бедняга вынужден часами до глубокой ночи болтаться по бульвару, поглядывая на окна собствен­ной квартиры. В награду сослуживцы безо всякой меры расхваливают его деловые качества перед начальством. Это возбуждает подозрение у президента фирмы, и тот довольно легко докапывается до истины. Но президен­ту самому нужна квартира — для той же цели. Что ж, Си-Си Бакстер с полной готовностью протягивает ему ключи. 163 И вдруг — взрыв! Оказывается, президент встречает­ся на квартире Бакстера с той, кого давно уже молча­ливо любит Бакстер. Гром и молния! Элемент изъят! Конструкция потеряла устойчивость! Подспудное вы­лезло на поверхность! За естественными будто бы отно­шениями открылась их бесчеловечная сущность: для процветания, для карьеры ты должен отказываться от всего, что дорого, от самого человеческого достоинства... То, что Н.Кладо называет авторским или лириче­ским кино, несколько сродни приемам ораторского ис­кусства. Изъятие элемента происходит тут с помощью авторского отношения к происходящему. Оно заостряет одни стороны одних предметов, затушевывает другие у других. Оно диктует и композиционные ходы и харак­тер подачи действующих лиц. Творчество Довженко — отличный пример и сильных и слабых сторон этого ме­тода. Впрочем, надо сказать прямо: в чистом виде он встречается крайне редко. Он по самому существу сво­ему половинчат и эклектичен. Он не брезглив ни к инструментарию интриги, ни к инструментарию треть­его метода. К этому третьему мы сейчас и переходим. Правда, у Н.Кладо он сформулирован несколько неточно. Сму­щает и термин «прямое кино». До сих пор его употреб­ляли по адресу вполне определенной школы докумен­талистов. Смущает и фраза: «что показывает, то и есть. Не больше». Выходит, здесь художник добивается дра­матизации с помощью... ничего? С помощью полного отсутствия драматизации? Как же он, сердешный, спа­сается от натурализма? Как же он добивается того, что его фильм оказывается интересен окружающим, что-то несет, что-то сообщает? Смущает и аттестация «Сладкой жизни». Оказывает­ся, фильм этот—«ворох аргументов, выложенных на стол для доказательства простой истины: верхушка итальянского общества деградирует. Сложно ли это для 164 познания? Нет. Это общеизвестно. Но не до такой сте­пени. И фильм увеличивает количество доказательств. Вот «прямое» кино. Что показывает, то и есть. Не больше». Вот те на! Ворох аргументов для доказательства ( общеизвестной истины? И это — о фильме, который стал событием в культурной жизни не одной только Италии? И это — о фильме, в котором критики дружно отметили «срывание всех и всяческих масок»? И это — о фильме, на который ополчился было Ватикан и который взяла под защиту Итальянская компартия? Киноведы находятся в менее благоприятных усло­виях, нежели их коллеги из литературоведческого или театроведческого цеха. У тех есть традиции, устои, шко­ла. Кино стало настоящим искусством совсем недавно, и мы еще не успели привыкнуть к его существованию в этом виде. По забывчивости мы сплошь и рядом под­ступаем к нему с мерками, из которых оно уже выро­сло, с мерками, которые мы сами же создали для него в те годы, когда оно еще было недоискусством. Одна из таких мерок — подход к фильму исключи­тельно по принципу: что в нем изображено. Случается, актуальная тема заставляет закрыть глаза на банальное ее решение. Случается, поиски в редко разрабатывае­мых областях жизненных конфликтов повышают оценку произведения в глазах исследователя, и он забывает в конце рецензии упомянуть, что первый набег в мало­доступный район не стал еще явлением искусства. Да мало ли еще бывает разных случаев, когда что в глазах киноведа безнадежно превалирует над как. А между тем во многих фильмах последних лет именно как несет главную нагрузку. Больше того, именно в области как лежит третий способ драматизации как особая, неиспользовавшаяся доселе возможность показать неравенство предмета са­мому себе. 165 Если не замечать этого, то и «Вишневый сад» ока­жется всего лишь ворохом аргументов для доказатель­ства общеизвестной истины, что в России конца XIX ве­ка дворяне разорялись и их имения переходили в руки купцов. Сложно ли это для познания? Нет. Пьеса увели­чивает количество доказательств. Не больше. Задумайтесь на минутку, что написал бы Достоев­ский, если б его привлекла эта ситуация: пожилые брат и сестра, дворяне, ищут возможности спасти име­ние, назначенное к торгам, их давний приятель, пре­успевающий купец, внук крепостного, дает всевозмож­ные советы, а потом просто-напросто покупает это име­ние; тут же ходит студент-революционер, уже отведав­ший сладость царских репрессий... Ведь это же сошлись вчерашняя, сегодняшняя и завтрашняя Россия. Легко представить, какая под пером Федора Михайловича за­вертелась бы интрига, какие пошли бы хитросплетения страстей, столкновения ОДС, какие выверты, изломы и надрывы, — а все для того, чтобы обеспечить высокий накал поисков «человека в идее» и «идеи в человеке». У Чехова нет ОДС. У него — «поток жизни». Но это не значит, что у него — только жанровые картины, ил­люстрации общеизвестного тезиса. У него нет событий­ных, тоновых сопоставлений, зато у него богатство со­поставлений обертонных. Его конфликт — не столкнове­ние событий, а столкновение разноименно заряженных подробностей.. Эти подробности уже не равны самим се­бе. Конфликт вселился в них. Они получили второе, немыслимое доселе звучание.
Категорія: Фільм без інтриги | Додав: koljan
Переглядів: 362 | Завантажень: 0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП