Статистика
Онлайн всього: 16 Гостей: 16 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
ТРИ ДОРОГИ
| 22.04.2014, 17:51 |
Мы шутили над словечком драматизировать, популярном в сценарных отделах, но, оказывается, его употреблял еще А. Н. Островский.
— Многие драматические правила уже отмерли, — говорил он. — Отомрут и еще некоторые. Но навсегда останется главный принцип драмы — драматизированная жизнь.
Прошло сто лет, и вот Н. Кладо*, размышляя о современной драматургии кино, разделил ее поток на три рукава, три направления: кино драматическое, авторское (оно же лирическое), и, наконец, прямое. Примером драматического кино оказался фильм «Рокко и его братья», образцами авторского кино из продукции тех лет были названы «Голый остров» и «Чистое небо». «Сладкая жизнь» в единственном числе представляла прямое кино.
Тут речь идет как бы о трех различных способах драматизации.
Рассуждая абстрактно, драматизация — это обнаружение противоречия в том, что до сих пор казалось единым монолитом. Обнаружение в одном предмете противоборствующих тенденций. Обнаружение его нетождественности себе. Обнаружение, что некий жизненно важный элемент предмета отсутствует.
Но различны пути такого обнаружения.
Так называемое драматическое кино — это один край сегодняшнего кинематографического фронта.. Оно оперирует традиционными средствами драматизации: изъятие элемента происходит с помощью интриги, фабулы.
Так было еще в «Гамлете». Шла, казалось бы, самая обычная жизнь. Умер отец героя — что ж, все мы смертны. Мать вышла замуж за другого — что ж, она всего
* См. «Искусство кино», 1962, № 2.
162
только женщина. Уже нечисто что-то в датском коро-левстве, уже распалась связь времен, но мы еще не знаем об этом — до той поры, пока не появляется много-I страдальная тень отца и не открывает Гамлету жуткие обстоятельства дела. Это из ряда вон выходящее собы-тие, как плотина, перегородившая реку, показывает нашим глазам то, что до поры до времени было скрыто поверхностным течением.
Такой подход к драматизации действительно делает пригодной всю рецептуру — от триады Аристотеля до девятиступенчатой таблицы Фрейтага. Ибо совершенно очевидно, что какое-то время зритель должен наблю- дать предмет изображения в его равенстве самому себе (экспозиция), затем должна обнаружиться недостача не- коего элемента (завязка), после чего произойдет как бы оседание всей конструкции, видоизменение предмета с тем, чтобы прийти в соответствие со своей новой сущностью.
«Рокко» — еще не самый показательный случай такой событийной драматизации, ибо он дополнен иным способом, о котором речь ниже. Показательность всегда в чрезмерном. Поэтому те же «Меч и весы» гораздо откровеннее демонстрируют все возможности этого ме-, тода. Или, например, американский фильм «Квартира». Тут имеется клерк С.С.Бакстер. Си-си Бакстер, как аттестует он себя друзьям. Он холост и имеет квартиру, которую облюбовали для своих утех его женатые сослуживцы. Бедняга вынужден часами до глубокой ночи болтаться по бульвару, поглядывая на окна собственной квартиры. В награду сослуживцы безо всякой меры расхваливают его деловые качества перед начальством. Это возбуждает подозрение у президента фирмы, и тот довольно легко докапывается до истины. Но президенту самому нужна квартира — для той же цели. Что ж, Си-Си Бакстер с полной готовностью протягивает ему ключи.
163
И вдруг — взрыв! Оказывается, президент встречается на квартире Бакстера с той, кого давно уже молчаливо любит Бакстер. Гром и молния! Элемент изъят! Конструкция потеряла устойчивость! Подспудное вылезло на поверхность! За естественными будто бы отношениями открылась их бесчеловечная сущность: для процветания, для карьеры ты должен отказываться от всего, что дорого, от самого человеческого достоинства...
То, что Н.Кладо называет авторским или лирическим кино, несколько сродни приемам ораторского искусства. Изъятие элемента происходит тут с помощью авторского отношения к происходящему. Оно заостряет одни стороны одних предметов, затушевывает другие у других. Оно диктует и композиционные ходы и характер подачи действующих лиц. Творчество Довженко — отличный пример и сильных и слабых сторон этого метода. Впрочем, надо сказать прямо: в чистом виде он встречается крайне редко. Он по самому существу своему половинчат и эклектичен. Он не брезглив ни к инструментарию интриги, ни к инструментарию третьего метода.
К этому третьему мы сейчас и переходим. Правда, у Н.Кладо он сформулирован несколько неточно. Смущает и термин «прямое кино». До сих пор его употребляли по адресу вполне определенной школы документалистов. Смущает и фраза: «что показывает, то и есть. Не больше». Выходит, здесь художник добивается драматизации с помощью... ничего? С помощью полного отсутствия драматизации? Как же он, сердешный, спасается от натурализма? Как же он добивается того, что его фильм оказывается интересен окружающим, что-то несет, что-то сообщает?
Смущает и аттестация «Сладкой жизни». Оказывается, фильм этот—«ворох аргументов, выложенных на стол для доказательства простой истины: верхушка итальянского общества деградирует. Сложно ли это для
164
познания? Нет. Это общеизвестно. Но не до такой степени. И фильм увеличивает количество доказательств. Вот «прямое» кино. Что показывает, то и есть. Не
больше».
Вот те на! Ворох аргументов для доказательства ( общеизвестной истины? И это — о фильме, который стал событием в культурной жизни не одной только Италии? И это — о фильме, в котором критики дружно отметили «срывание всех и всяческих масок»? И это — о фильме, на который ополчился было Ватикан и который взяла под защиту Итальянская компартия?
Киноведы находятся в менее благоприятных условиях, нежели их коллеги из литературоведческого или театроведческого цеха. У тех есть традиции, устои, школа. Кино стало настоящим искусством совсем недавно, и мы еще не успели привыкнуть к его существованию в этом виде. По забывчивости мы сплошь и рядом подступаем к нему с мерками, из которых оно уже выросло, с мерками, которые мы сами же создали для него в те годы, когда оно еще было недоискусством.
Одна из таких мерок — подход к фильму исключительно по принципу: что в нем изображено. Случается, актуальная тема заставляет закрыть глаза на банальное ее решение. Случается, поиски в редко разрабатываемых областях жизненных конфликтов повышают оценку произведения в глазах исследователя, и он забывает в конце рецензии упомянуть, что первый набег в малодоступный район не стал еще явлением искусства. Да мало ли еще бывает разных случаев, когда что в глазах киноведа безнадежно превалирует над как.
А между тем во многих фильмах последних лет именно как несет главную нагрузку.
Больше того, именно в области как лежит третий способ драматизации как особая, неиспользовавшаяся доселе возможность показать неравенство предмета самому себе.
165
Если не замечать этого, то и «Вишневый сад» окажется всего лишь ворохом аргументов для доказательства общеизвестной истины, что в России конца XIX века дворяне разорялись и их имения переходили в руки купцов. Сложно ли это для познания? Нет. Пьеса увеличивает количество доказательств. Не больше.
Задумайтесь на минутку, что написал бы Достоевский, если б его привлекла эта ситуация: пожилые брат и сестра, дворяне, ищут возможности спасти имение, назначенное к торгам, их давний приятель, преуспевающий купец, внук крепостного, дает всевозможные советы, а потом просто-напросто покупает это имение; тут же ходит студент-революционер, уже отведавший сладость царских репрессий... Ведь это же сошлись вчерашняя, сегодняшняя и завтрашняя Россия. Легко представить, какая под пером Федора Михайловича завертелась бы интрига, какие пошли бы хитросплетения страстей, столкновения ОДС, какие выверты, изломы и надрывы, — а все для того, чтобы обеспечить высокий накал поисков «человека в идее» и «идеи в человеке».
У Чехова нет ОДС. У него — «поток жизни». Но это не значит, что у него — только жанровые картины, иллюстрации общеизвестного тезиса. У него нет событийных, тоновых сопоставлений, зато у него богатство сопоставлений обертонных. Его конфликт — не столкновение событий, а столкновение разноименно заряженных подробностей.. Эти подробности уже не равны самим себе. Конфликт вселился в них. Они получили второе, немыслимое доселе звучание. |
Категорія: Фільм без інтриги | Додав: koljan
|
Переглядів: 362 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|