ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Матеріали для курсової

Головна » Матеріал » Мистецтво та мистецтвознавство » Фільм без інтриги

30% ИСААКА БАБЕЛЯ
22.04.2014, 17:47
Теоретики еще не сговорились, в чем искать конфликт «Чапаева». Конфликт — это борьба, столкновение. Чапаев борется с беляками, с их руководителем, полковником Бороздиным. Чапаев сталкивается с комиссаром Фурмановым, не желающим прощать легендарно­му комдиву его недисциплинированность. Какое из этих столкновений главное, а какое — второстепенное? Тео­ретики судят и так и этак. Борьба красных с белыми — реальный жизненный конфликт, расколовший в ту эпоху всю страну на два лагеря. Его прямолинейным отражением в искусстве стали произведения, оперирующие подходом к героям по принципу свой — чужой. Крайним случаем этого под­хода была поэтика агитки. Там свой всегда оказывался и умным, и ловким, и смелым, и вообще человеком ши­рокой души. Там чужой всегда был и трус, и глупец, и недотепа, и вообще подонок по всем статьям. Эта поэти­ка не нуждалась в обертонах. В рамках этой поэтики поступок героя, событие — единственное средство изло­жения авторской мысли. Если наш обхитрил, обманул, объегорил ихнего, значит, он лучше, возвышеннее, зна­чит, и идея, отстаиваемая им, замечательная, непобеди­мая идея. Благополучный финал цепи приключений героя и торжество его идеи казались создателям агиток вещами принципиально нерасторжимыми. Герой агитки всегда был самый: самый смелый, са­мый ловкий, самый хитроумный. Он с головы до ног 101 красился в голубую краску. Его антагонист был столь же однообразно окрашен в черное. Он тоже самый, но только со знаком минус: самый злой, самый кровожад­ный... Здесь окончательная, итоговая сущность харак­тера простодушно лежала на его поверхности. Сущность, контрреволюционера — бесчеловечность? Ну так он и бесчеловечен каждым своим словом, каждым движени­ем, каждым жестом. Помните, как в былинах татарский хан с полной серьезностью смотрел на себя глазами автора? «Слу­жил бы ты мне, татарину, собаке поганой...» — без тени иронии уговаривал он Илью Муромца. Это — тот же принцип. Это было типично не только для кино. В советском театре той поры тоже можно выделить два крайних на­правления: линию тонового драматизма (его иллюстра­ция— творчество Всеволода Вишневского и Билль-Бе-лоцерковского) и линию драматизма обертонного (в ли­це, например, Михаила Булгакова или Исаака Бабеля). Конечно, художественное значение «Шторма» или «Первой Конной» не идет ни в какое сравнение с «Сер­пом и молотом» или «ПКП» (были такие фильмы). Но мы сейчас условно выделяем устремления авторов, за­крывая глаза на неравноценную их реализацию. Вспо­мните, кстати, знаменитое письмо Билль-Белоцерков-ского на имя Сталина с просьбой присмотреться к «Дням Турбиных». В письме этом прозвучала все та же наив­ная убежденность, что чужие не могут быть хорошими. — Если белые выведены людьми, страдающими, пе­реживающими, влюбляющимися, знающими цену друж­бе,— разве может такое произведение показать тор­жество идей красных, их всесокрушающую силу? Оказывается, может. Парадоксальная ситуация: по­литический деятель разъясняет художнику, что тот подходит к произведению искусства слишком примитив­но, с внеэстетических, по сути дела, позиций. 102 Нет, спор Чапаева с полковником Бороздиным — это не спор примитивно материализованных идей. Их спор — спор характеров, жизненных программ, мировоз­зрений. И он, конечно, не укладывается в хорошо на­езженную событийную колею. Чапаев, физически унич­тоженный в этой борьбе, оказывается все же победите­лем, а Бороздин, его убийца, выглядит безнадежно проигравшим. Правда агитки была правдой самого первого, по­верхностного приближения. К ней смело можно адресо­вать слова Эйзенштейна о «смысловом» монтаже, «то есть только по смыслу сюжета, анекдотическому содер­жанию куска — без учета комплекса всех остальных элементов и их совокупности». Путь от агитки к искус­ству шел через ее обогащение обертонами. Но для этого необходимы были многие перемены: перемены и в технологии производства фильмов, пере­мены и в форме записи сценария, и в отношении ре­жиссера к драматургу. В те годы Эйзенштейн обронил многозначительную фразу о том, что в рассказах Бабеля он находит 70% того, что ему, режиссеру, нужно, а в сценарии того же Бабеля — только 30%. Фамилия Бабеля здесь особенно примечательна. Не будет преувеличением назвать это­го писателя одним из самых чистых обертонистов мира (имея в виду и прозу его и драматургические работы). Но любопытно еще и то, что позднее Эйзенштейн захо­чет именно в Бабеле найти соавтора по последнему ва­рианту сценария «Бежин луг». А до тех пор, решительно отвернувшись от обертонного опыта прозы и драмы, Эйзенштейн желал обрести искомое в особой форме сценария как «стенограммы эмоционального порыва». Тут-то и появился сценарист Александр Ржешев-ский. Чем были его шумные опыты, как не попыткой удовлетворить тягу кинематографа к новому типу сце­нария, к такому, который не ограничился бы лапидар- 103 ным изложением событийной канвы, но поставлял бы режиссерам дополнительные краски, причем краски оригинальные, не очевидные по контексту? Сюжеты всех его сценариев были по-плакатному ба­нальны и примитивностью своей вполне достойны аги­ток. Но их схематичной выверенности автор изобрета­тельно противопоставлял озадачивающие, шокирующие краски. Обертоны тут были налицо. Только вот беда: они не были найдены, подсмотрены, выслежены. Они были сконструированы, сочинены. Противоречие между что и как здесь бросалось в глаза. Только это было пу­стое, механическое, недиалектическое противоречие. Оно не содержало в себе открытия, узнавания. Оно было мнимым. И сколько бы ни удивляли нас неожиданные краски в характеристике персонажей и фабульные экстрава­гантности фильма «В город входить нельзя», наше по­стижение сущности происходящего ничуть не подни­малось над тезисом о том, что революция, расколовшая страну на два лагеря, разводила по разную сторону баррикад даже членов одной семьи.. — Простите, товарищи! Все, что могу! — прокричал, например, некто Собин, большевик, ведомый деникин-цами на расстрел. И так как руки у него были связаны, он на глазах изумленных товарищей, набросившись на своего палача, отгрыз ему нос. Ну и что? Эпатаж есть. Узнавания нет. Плакат. Агитка. Теперь раскроем для сравнения «Конармию». «...Во вторых строках сего письма спешу описать вам за папашу, что они порубали брата Федора Тимофеи­ча Курдюкова тому назад с год времени. Наша красная бригада товарища Павличенки наступала на город Ро­стов, когда в наших рядах произошла измена. А папа­ша были в тое время у Деникина за командира роты. Которые люди их видали, — то говорили, что они носили 104 На себе медали, как при старом режиме. И по случаю той измены всех нас побрали в плен и брат Федор Ти-мофеич попались папаше на глаза. И папаша начали Федю резать, говоря — шкура, красная собака, сукин сын и разно, и резали до темноты, пока брат Федор Тимофеич не кончился. Я написал тогда до вас пись­мо, как ваш Федя лежит без креста. Но папаша пымали меня с письмом и говорили: вы — материны дети, вы — ейный корень, потаскухин, я вашу матку брюха­тил и буду брюхатить, моя жизнь погибшая, изведу я за правду свое семя, и еще разно. Я принимал от них стра­дания, как спаситель Иисус Христос...» И ниже: ( «В тое время Семен Тимофеича за его отчаянность весь полк желал иметь за командира и от товарища Бу­денного вышло такое приказание, и он получил двух коней, справную одежду, телегу для барахла отдельно и орден Красного Знамени, а я при ем считался братом. Таперича какой сосед вас начнет забижать — то Семен Тимофеич может его вполне зарезать. Потом мы начали гнать генерала Деникина, порезали их тыщи и загнали в Черное море, но только папаши нигде не было ви­дать, и Семен Тимофеич их разыскивали по всех по­зициях, потому что они очень скучали за братом Фе­дей...» Ну и так далее, вплоть до непередаваемого диалога в конце: «И Сенька спросил Тимофей Родионыча: Хорошо вам, папаша, в моих руках? Нет, — сказал папаша, — худо мне. Тогда Сенька спросил: А Феде, когда вы его резали, хорошо было в ва­ших руках? Нет, — сказал папаша, — худо было Феде. Тогда Сенька спросил: — А думали вы, папаша, что и вам худо будет? 105 — Нет, — сказал папаша, — не думал я, что мне ху- до будет. Тогда Сенька поворотился к народу и сказал: — А я так думаю, что если попадусь я к вашим, то не будет мне пощады. А теперь, папаша, мы будем вас кончать... И Тимофей Родионыч зачал нахально ругать Сень­ку по матушке и в богородицу и бить Сеньку по морде, и Семен Тимофеич услали меня с двора, так что я не могу, любезная мама Евдокия Федоровна, описать вам за то, как кончали папашу, потому что я был усланный со двора. Опосля этого мы получили стоянку в городе в Ново­российском. За этот город можно рассказать, что за ним никакой суши больше нет, а одна вода, Черное море, и мы там остановились до самого мая, когда выступили на польский фронт и треплем шляхту почем зря...» Заметна разница? Эта виртуозная смесь главного с околичностями, ме­шанина дополнительных красок, то и дело бьющее по глазам несоответствие тона смыслу, — вот что становит­ся здесь источником откровения. Не событие, а то, как оно произошло, или, точнее, как об этом рассказано. И не поймешь, читая, от чего больше захватывает дух, от истории, которая развертывается перед тобою, или от узнавания его, автора письма, участника событий? Во всяком случае, драматизм узнавания во всех подробно­стях героя ничуть не слабее драматизма узнавания со­бытийной колеи. Мы позволили себе столь длинное отвлечение, чтобы лучше разобраться в «Чапаеве». В одном отношении легендарный комдив все-таки самый. Он не выделяется из числа окружающих его ге­роев, как своих, так и чужих, ни сверхъестественной храбростью, ни глубиной эрудиции, ни даже умом. Он выделяется жизненностью. Он — самый живой. Естест- 106 венный. Конкретно неповторимый. Многомерный. Мно­гокрасочный. Не укладывающийся в прописи и даже противостоящий им. При просмотре фильма драматизм узнавания героя по его словечкам, привычкам, по вто­ростепенным будто бы подробностям поведения полно­правно соседствует с драматизмом событий, в которых он принимает участие. Но тогда, может быть, правы те, кто считает основ­ным конфликтом фильма не борьбу белых и красных, а столкновение Чапаева с Фурмановым и видит в этом отражение весьма важных для того периода нашей ис­тории закономерностей: столкновение организующего, партийного начала революции с анархичным, стихий­ным ее началом? Это очень близко к истине, хотя и тут имеются на­тяжки. Конфликт Чапаева с комиссаром, достигающий кульминации в сцене «А ну, катись к чертовой матери из дивизии!», затем, после двух-трех фраз об Александ­ре Македонском, как бы даже и рассасывается, иссяка­ет. Последняя треть произведения движется вне этого конфликта. Да и трагический финал фильма, косвенно связанный с анархичностью Чапаева, все же, конечно, никак не является разрешением его конфликта с ко­миссаром. Нет, надо искать другой источник движения фильма. Отметим: несмотря на видимую простоту свою, структура этого фильма сложна и причудлива. Собы­тийные эпизоды мирно уживаются с бессобытийными или как бы бессобытийными. Антагонизм красных и бе­лых соседствует со стычками командира и комиссара. Эпическая линия прерывается, чтобы дать место лири­ческой или драматической. И при всем при том фильм внутренне един, монолитен, ничуть не распадается на куски или фрагменты. Дело в том, что авторский взгляд на героя требует этого разнообразия, предполагает его. 107 Дело в том, что каждая из сменяющихся манер что-то раскрывает, разъясняет нам, решает какой-то пункт той большой художественной задачи, которую постави­ли перед собой братья Васильевы. Эта задача — открытие человека. Во весь его рост. В диалектике его отношения к собственным поступкам. Присмотритесь: что делает Чапаев и как он это дела­ет постоянно противоречат друг другу. Что, поступочная колея фильма, роднит этот фильм с агитками, о которых шла речь выше. Как сталкивает­ся с этим что, оказывается шире его, богаче, многооб­разнее. Преданный делу Ленина до последней капли крови, доблестный военачальник, легендарный народный ге­рой— это что. Это — сверхзадача характера. Это его сущность. Но. этот окончательный итог деятельности Чапаева находится в видимом противоречии с его человеческим обликом, с его манерой поведения, с его привычками. Тут начинается весьма озадачивающее на первый взгляд как. Преданный делу Ленина, Чапаев не может никак от­ветить, за кого же он — за большевиков или за комму­нистов. Мудрый военачальник, он анархичен и неорга­низован. Легендарный герой, он может в припадке оскорбленного самолюбия унизиться до истерики. Но самое странное (и в то же время самое законо­мерное), что именно в силу такого противоречия (точ­нее, в силу его разрешения) мы как раз и постигаем этот характер с невиданной до той поры в кинематогра­фе доскональностью. Обертонное своеобразие Чапаева в сопряжении с ли­нией поступков этого человека — вот истинный конф­ликт «Чапаева». Линия поступков — это то, с чем подступается к Ча­паеву эпоха. В лице одного своего представителя, Бо-108 роздина, белогвардейца, врага, она требует, чтобы Чапаев встал на борьбу с самим собой, изжил бы те качества своего характера, которые мешают линии по­ступков. Но, собственно, того же самого требует от него эпоха и в лице Фурманова, друга, соратника, в чем-то даже учителя. Эти два человека — Фурманов и Бороз­дин— противостоят друг другу в плане политическом, но оба они в плане драматургическом оказываются по­сланцами что. А Чапаев — объект их действий, объект диктата эпохи — противостоит им как раз в силу несво­димости своей богатейшей характерности к поступочнои колее образа. Даже гибель его, случайная с точки зрения событийной канвы, оказывается закономерным финалом этого фильма: суровость времени догнала-таки Чапаева и покарала за те черты, с которыми он не успел или не смог расстаться. Драматическая вина Чапаева, ставшая причиной его гибели, — не беспечность, не плохая проверка караулов, не полуизжитая анархичность. Все это частности более важного. Человечность — вот драматическая вина Ча­паева. Человечность в жестокое время, требования кото­рого он не желает замечать. Их отлично постиг Бороз­дин. За его холеностью, за интеллигентными манерами службиста и меломана видится полное подчинение себя законам сурового века. А Чапаев осмеливается быть личностью, наперекор этим законам. И — гибнет. Поняв это, мы поймем, чем была для Васильевых первооснова фурмановского романа. Они взяли из ро­мана (а также из дневников и записных книжек Дм. Фурманова) не состав событий — этот состав они сочинили сами, и он достаточно прост. Материалы Фур­манова дали им самое главное — ощущение индивиду­ального своеобразия Чапаева. Роман дал им редчайший набор обертонов, на который создатели фильма могли опереться в своих последующих самостоятельных по­исках. 109 Поняв это, мы поймем и тот факт, почему заслуга создания образа Чапаева в такой громадной степени принадлежит таланту Бориса Бабочкина. Именно в силу особенностей драматургического конфликта этого филь­ма такое значение приобретали каждый своеобразный нюанс, каждая оригинальная интонация. Они оказыва­лись открытиями, и образ, созданный Б. Бабочкиным, стал целой цепью таких открытий. В своих воспоминаниях замечательный актер объ­ясняет чистой случайностью тот факт, что он не встре­чал живого Чапаева: — Я вырос в тех же местах, где потом гремела слава Чапаева, моя комсомольская юность привела меня на некоторое время в Политотдел четвертой армии Восточ­ного фронта, куда входила 25-я Чапаевская дивизия.. И если я не знал Чапаева, то скольких таких же или очень похожих на него командиров я знал! Я пел те же песни, которые пел Чапаев, я знал тот простой и коло­ритный язык, на котором тогда говорили, я умел сам носить папаху так, чтоб она неизвестно на чем держа­лась *. В рамках роли Чапаева как стало для Б. Бабочкина способом раскрытия что, раскрытия правды жизни. Как ходит Чапаев, как кричит он слова команды, как пьет чай, как улыбается — все это становится в фильме мето­дом развертывания основного конфликта произведения. Не заметить этого как — значит пройти мимо самой сути картины..
Категорія: Фільм без інтриги | Додав: koljan
Переглядів: 313 | Завантажень: 0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП