Статистика
Онлайн всього: 6 Гостей: 6 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
СУД РАДОСТИ
| 22.04.2014, 17:46 |
Два слова о героях.
Одиссей, персонаж древнего эпоса, был героем в полном смысле слова, как равно и все те, с кем то и дело сводила его авторская инициатива полулегендарного Гомера.
Прошли века, тысячелетия, и вот Виссарион Григорьевич Белинский прямо помечает заслугой натуральной школы то, что «оставив в покое героев, которые на земле являются гораздо реже, нежели в фантазии поэтов», литература осмелилась «обратиться к толпе и будничной жизни...». «Нужно обратить все внимание на 90
толпу, на массу, на людей обыкновенных» *,— в виде заповеди повторяет он. Много лет спустя Толстой выска- жет ту же мысль как искреннее свое убеждение: «Ге-
рои — ложь, выдумка, есть просто люди, люди — и все»
(цит. по воспоминаниям Горького). И если «безгерой-
ность» Флобера, Золя или Теккерея (специально даже
поставившего подзаголовком «Ярмарки тщеславия» —
«роман без героя») удивляла и озадачивала многих из
их современников, то сегодня никому не придет в голо-
ву применять слова «литературный герой» только к ак-
тивному борцу, победителю, человеку невиданной целее-
устремленности и редчайших душевных порывов. В вы-
ражении «литературный герой» мы не видим его искон-
ного смысла и спокойно награждаем им, скажем, Обло-
мова, поистине идеального бездеятельного героя.
Но это — проза. Иное дело — театральные подмостки. Они без спешки заселялись простыми смертными. Всегда находился просвещенный знаток, уверявший, что сцена предназначена для богов и теней. Снизойдя в прошлом веке к заурядному персонажу, драма все еще требовала от него необыкновенных страстей и деяний в виде пропуска на сцену. Рядовые, но как бы сконцентрировавшиеся обстоятельства позволяли персонажу наглядно обнаружить свой рядовой, но как бы сконцентрированный характер. Потребовалась театральная революция Чехова, чтобы заметно понизить уровень такой концентрации.
А кинематограф? Прожив чуть более полувека, он все чаще и чаще от ангелов и богов тянется к смертным, так называемым «простым людям».
Чем обеспечивается эта тяга? Может быть, с течением времени кинематограф вслед за другими искусствами наживает все больше и больше чего-то такого,
*В. Г. Белинский, Полное собрание сочинений в 13-ти томах, т. 1, М., 1953, стр. 265.
91
что позволяет ему раскрывать характер персонажа сначала без помощи чрезвычайно масштабного ОДС, а затем и с помощью самых, казалось бы, незначительных событий? |
Категорія: Фільм без інтриги | Додав: koljan
|
Переглядів: 339 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|