ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Матеріали для курсової

Головна » Матеріал » Мистецтво та мистецтвознавство » Фільм без інтриги

НА НИТОЧКЕ ФАБУЛЫ
22.04.2014, 17:45
Если метод сопоставлений «блоков» или «узлов» по­лучает жизнь при живой, еще не скончавшейся, не рас­павшейся на куски фабуле, произведение становится как бы двухмоторным. Фабула оказывается в таком 76 случае канвой, по которой расшиваются «блоки» или «новеллы». Как назвать такой метод раскрытия сюжета? Полу­фабульный? Псевдофабульный? Псевдобесфабульный? В сценарных отделах такого рода конструкции называ­ют: сюжет типа шашлык. В свое время М. Блейман, размышляя над своеобра­зием фильмов, подобных «Сладкой жизни», увидел ана­логию им в структуре романа-путешествия*. Это кажется неожиданным, но здесь действительно есть ценное наблюдение. Структура романа-путешест­вия двойственна. Его живая ткань — подробности пути, описания встреч и происшествий. Это-то и есть его объект изображения, то есть сюжет в нашем словоупот­реблении. Но иногда рядом с этим сюжетом, как бы отделившись от него, возникает и ниточка фабулы, на­поминающей, скорее, повод к тому, чтобы сюжет состоял­ся. Фабула эта, как правило, очень проста: имеется необходимость по таким-то и таким-то соображениям отправиться в путь (завязка); имеются такие-то и та­кие-то препятствия, мешающие цели путешествия осу­ществиться (перипетии), имеется, наконец, развязка, достижение искомой цели, искомого географического пункта, находка искомого предмета или человека. Этой фабулы может и не быть. Но, даже и существуя, она не претендует на то, чтобы стать главным в произведении подобного жанра. Двуязычность подобных структур — вот что ввело в заблуждение ту девочку, которая решительно не при­няла «Балладу о солдате». Она простодушно доверилась поверхностному плану картины и решила, что все дело именно в этом: успеет боец, едущий с фронта к маме, доехать вовремя или не успеет? К препятствиям, задер- *М. Блейман, В третий раз! — «Искусство кино», 1963, № 1. 77 живающим его в пути, она так и отнеслась, как к пре­пятствиям, и огорчилась, что создателей фильма эти препятствия еще почему-то интересуют и сами по себе. Она проглядела, что именно в сопоставлении этих са­мых препятствий и раскрывается сюжет этого замеча­тельного фильма. Да что там девочка! Один очень опытный кинемато­графист, восторженно отозвавшийся о ленте В. Ежова и Г. Чухрая, отметил все же в виде порицания, что ре-бята-де немножечко не дотянули: они прошли мимо возможности хорошенько поиграть на нервах зрителя, вновь и вновь показывая, как мало осталось Алеше из отпущенных ему начальством шести суток. — Допустим, в первых кадрах зрителю сообщается точное число, когда Алеша должен вернуться в часть. Тогда возникает возможность — в разговорах случайных людей, в клочке подвернувшейся газеты, в тексте по­следних известий по радио — всюду отмечать, что на­значенное число все ближе и ближе! Логичным продолжением этой мысли был бы в фи­нале прием «запаздывающей помощи» — со спасением героя в такой момент, когда уже потеряна всякая на­дежда. Герой опаздывает, он в отчаянии, зритель то­же— и вдруг, допустим, подворачивается самолет, а с ним и возможность поспеть в родной блиндаж в самую последнюю минуту. И представьте себе волнующую картину: сидит командир батальона, смотрит на секунд­ную стрелку хронометра, мрачнеет и грустнеет на гла­зах, как вдруг распахивается дверь и вбегает запыхав­шийся Алеша... Все это, конечно, для другого фильма. Здесь оно вы­глядело бы кощунственной тривиальностью. Живые под­робности пути Алеши интересовали Ежова и Чухрая гораздо больше, чем каноническая фабульная конструк­ция, гораздо больше, чем возможность поиграть на нер­вах зрителя. И верно: именно здесь, в этих подробно-78 стях, мы открываем сюжет вещи, постигаем ее кон­фликт — столкновение бесчеловечности войны с вечной, неубиваемой, неискоренимой человечностью людей. Эпизод с инвалидом, эпизод с куском мыла, эпизод с часовым — все они могли бы оказаться рядовыми эле­ментами фабулы; рядовыми препятствиями на пути героя. Нет, сейчас они несут на себе весь художествен­ный смысл вещи. Они-то как раз и становятся главным средством реализации конфликта. А фабула выступает в роли внешнего объединителя того, что объединено глубокой внутренней общностью. Или другой пример — «Человек идет за солнцем». Сюжет этого фильма, так романтично заявленный в на­звании, мы сможем постигнуть только тогда, когда оты­щем что-то общее в разнообразных микроскопических историях, из которых состоит весь фильм. Люди, кото­рых встретил маленький герой фильма на своем пути по городу, происшествия, которые выпали на его до­лю, — это и есть сюжет картины. Если ж мы, уподобив­шись той же девочке, не двинемся дальше фабулы, со­чтем эту самую фабулу главным в произведении, перед нами будет другой фильм, который и назвать-то можно «Мальчик гуляет по улицам» и к которому можно будет предъявить претензии типа: а почему, собственно, про­стая эта история рассказана создателями картины через пятое на десятое?.. Еще более показательный пример поджидает нас в фильме «Я шагаю по Москве». Тут никто никуда не едет, нигде не путешествует. Но вместе с тем фабула, прочерченная сценаристом Г.Шпаликовым как бы пунктирно и с некоторой ироничностью, — не более, чем канва, по которой кинодраматург и режиссер вышивают свои поэтические узоры. Статью об этом фильме рецен­зент А. Зоркий озаглавил так: «По московскому време­ни». В этом он увидел смысл фильма — в том, что созда­телям картины удалось передать нам, зрителям, ощу- 79 щение сегодняшней, сиюминутной Москвы, сегодняш­ней молодежи. Ощущение это несет вся совокупность сцен и сценок, штрихов и деталей, зорко (хотя и до­вольно избирательно) подмеченных объективом киноап­парата. На взгляд строгого ревнителя сценарных канонов здесь поистине «смешались в кучу кони, люди»: история с собакой, порвавшей брюки одному из героев, сосед­ствует с наставительными монологами полотера-псевдо­писателя, эксцентрическая суматоха в парке — с лири­ческими, хотя и смешными отношениями двух влюблен­ных, которые никак не могут сочетаться законными брачными узами. И тщетно вы стали бы выстраивать эти эпизоды и эпизодики в единый причинно-следственный костяк: «Поскольку у А собака порвала штаны, то Б поссорился со своей невестой...» В чисто событийном плане эти эпи­зоды не соподчинены. И тем не менее фильм не рас­падается на куски. Почему? Среди различных видов монтажа (метрический, рит­мический, тональный, горизонтальный, вертикальный и т. д.) Эйзенштейн, между прочим, упоминал и обер-тонный монтаж. «Обертон куска, — пишет он в одном черновом на­броске, — я определял как суммарное или, вернее, про­изводное общее чувственное «звучание» куска. Общее, складывающееся и из содержания и из композиции; из фактуры игры (актера) и игры линейных элементов; из чувственных ассоциаций форм и игры самих их объе­мов и т. д. и т. д. Я устанавливал возможность монти­ровать куски по этим суммарным элементам, а не по отдельным слагающим («по движению», «по свету» и т. д.). Такое понимание обертона укладывается также в разобранные здесь случаи: он является чувственным обобщением в отношении всех элементов куска (опреде- 80 ление, не совпадающее с обычным музыкальным поня­тием обертона)» *. Эйзенштейн говорит здесь о монтаже, как о склейке кусков. Но страстность, с которой он отстаивал монтаж-ную сущность любого искусства, позволяет нам в дан­ном случае трактовать этот термин гораздо шире — как своеобразный структурный принцип вещи в целом. В фильме Шпаликова и Данелия мы сталкиваемся именно с оберточным способом объединения «блоков» и «звеньев». Единство этих звеньев — не причинно-след-ственное, не «анекдотическое», как сказал бы Эйзен-. штейн. Это единство авторского взгляда на жизнь. Един-ство того самого нравственного отношения к предмету, о котором, помните, говорил Лев Толстой. Общее фа­бульное движение фильма «Я шагаю по Москве» — от знакомства героев сегодняшним ранним утром до про­щания их на завтрашнем рассвете — это всего только линия, канва, помогающая по внешности объединить то, что объединяется своим внутренним смыслом.
Категорія: Фільм без інтриги | Додав: koljan
Переглядів: 356 | Завантажень: 0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП