ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Матеріали для курсової

Головна » Матеріал » Мистецтво та мистецтвознавство » Фільм без інтриги

ЗАГАДКА УТЕРЯННОГО РОМАНА
22.04.2014, 17:44
Есть у Федерико Феллини фильм, название которо­го вгоняет переводчиков в дрожь. Он фигурирует в на­шей прессе то как «Бездельники», то как «Маменьки­ны сынки», то как «Оболтусы», то даже как «Телята». Иногда его называют комедией. Иногда — кинопове­стью. В общем верно и то и другое. Но это очень свое­образная комедия и очень странная повесть. Комедийность ее сродни лирическим, скорее груст­ным, чем смешным, комедиям Чехова, с такой же ще- мящей нотой в финале. По структуре — это собрание нескольких историй из жизни молодых людей маленького провинциального го-родка. Один из героев, Фаусто, пытается бежать от обольщенной им девушки, а позже, принужденный к женитьбе, никак не отвыкнет искать приключений на стороне.. Другой, Леопольдо, интеллектуал, из пишу­щих, читает руководителю бродячего театра свою пьесу и чуть не плачет от его одобрения. Третий, Альберто, тщетно ограждает свою сестру от ухаживаний пожи­лого, несимпатичного, да еще и женатого мужчины... А объединяются эти и подобные им эпизоды централь­ной фигурой фильма — Моральдо. Участник или наблю­датель почти каждого события, он чаще оказывается свидетелем, чем совершает поступки. Правда, финаль­ный его поступок — отъезд из опостылевшего мира без­дельников и маменькиных сынков в большой город, в самостоятельную жизнь, в неизвестность — нравствен­ный итог картины... 65 По прямой ассоциации такое построение фильма от­сылает нас к книжке Шервуда Андерсона под заглави­ем «Уайнсбург, Огайо». В ней тоже собраны истории из жизни маленького провинциального городка. Персона­жи ее тоже, выдвинувшись на мгновение на передний план, тут же теряются среди второстепенного окруже­ния. Действующих лиц там, правда, побольше, но, как и в «Бездельниках», их объединяет фигура одного мо­лодого человека, Джорджа Уилларда, репортера мест­ной газеты. Как и Моральдо, Джордж больше присут­ствует при свершении различных событий, нежели уча­ствует в них. Как и Моральдо, Джордж покидает свой город в финале книги, и интонация, с которой он про­износит свое последнее «прости», тоже, как и в филь­ме, служит приговором всему, чему мы стали свиде­телями. Если киноповесть «Бездельники» на полпути к тому, чтобы стать сборником новелл, то сборник новелл «Уайнсбург, Огайо» на полпути к тому, чтобы стать по­вестью. Воинствующий бессюжетчик! — так называл себя Шервуд Андерсон, считая своей заслугой утверждение на американском книжном рынке права гражданства за «бессюжетным» рассказом. Американский Чехов» - так именовала его критика. Двигаясь по цепочке ассоциаций, мы как будто за­брели в тупик. Повести Чехова никогда не распадались на новеллы-эпизоды, а рассказы его, даже соединяясь в цикл, никогда не обретали общих героев и не стреми­лись к тому, чтобы стать чем-то большим, чем сборник рассказов. Знаменитый триптих «Крыжовник» — «Чело­век в футляре» — «О любви» не исключение из общего правила: здесь попытка создать цикл исчерпывается сведением в одно место трех собеседников, из которых каждый рассказывает по истории. 66 Между тем Чехов писал роман. Он начал его еще до работы над «Степью», своей первой повестью, и упоми­нания об этом замысле рассыпаны по его переписке 1887—1890 годов. Григоровичу он сообщает, что роман захватывает целый уезд, домашнюю жизнь нескольких семейств. Плещееву восклицает с восторгом: — Ах, если б вы знали, какой сюжет для романа си­- дит в моей башке! Какие чудесные женщины! Какие по­- хороны, какие свадьбы! И тут же помечает, что уже готово три листа. Письмо к Евреиновой (от 10 марта 1889 г.) должно нас в особенности заинтересовать: — Вчера я закончил и переписал начисто рассказ, но для своего романа, который в настоящее время зани­- мает меня... Рассказ для романа! Отметим это. Тут же обрисованы несколько персонажей: — Половина действующих лиц говорит: «Я не верую в бога», есть один отец, сын которого пошел в каторж­- ные работы без срока за вооруженное сопротивление, есть исправник, стыдящийся своего полицейского мун­- дира, есть предводитель, которого ненавидят, и т. д. И на следующий же день, словно не сладив с творче­ским восторгом, он подробно объясняет свой замысел Суворину: — Я пишу роман! Пишу, пишу, и конца не видать моему писанию! Начал его, то есть роман, сначала силь­но исправив и скрестив то, что было написано. Очертил уже ясно девять физиономий. Какая интрига! Назвал я его так: «Рассказы из жизни моих друзей», и пишу его в форме отдельных, законченных рассказов, связанных между собою общностью интриги, идеи и действующих лиц. У каждого рассказа особое заглавие. Не думайте, что роман будет состоять из клочьев. Нет, он будет на­стоящий роман, целое тело, где каждое лицо будет ор­ганически необходимо. 67 Любопытное совпадение, не правда ли? Задумаемся, кстати, над этим названием. «Рассказы из жизни моих друзей»... Если есть мои друзья, значит предполагается и я— некая центральная, стержневая фигура, типа Моральдо или Джорджа, — человек, не столько действующий, сколько объединяющий чужие истории в единое целое. Можно предположить, что опасение «клочьев», бо­язнь не свести концы с концами заставили Чехова от­казаться от этого интереснейшего эксперимента, которо­му он, по собственным его признаниям, отдавал лучшие минуты своего вдохновения. Зная кривотолки, вызван­ные «Степью», легко представить себе, как был бы встречен этот роман, будь он в тот год закончен и опу­бликован. Все последующие, после «Степи», произве­дения Чехова построены более традиционно. Нечуткость публики — уж не она ли причина исчезновения загадоч­ного романа? Но это уже второстепенное обстоятельство. Сейчас нас волнует такой вопрос: если жанрово-композицион-ное новшество, не удавшееся Чехову, было впослед­ствии почти дотошно осуществлено Шервудом Андер­соном, его почтительным учеником, видимо, и слыхом не слыхавшим о замысле этого романа, если затем Федери­ко Феллини, вовсе не озабоченный желанием выполнять чеховские заветы, вдруг создает — пусть не во всем! — но все же нечто сходное с его задумкой, — можем ли мы, хотя бы в виде рабочей гипотезы, предположить, что существует некая объективная закономерность, зано­сящая в одну и ту же сторону этих столь разных во всем остальном художников? Отметим, что тяга отдельных эпизодов художествен­ного произведения к автономии — вовсе не новация по­следних лет. Это было, например, в прозе и было очень давно. Вспомните «Войну и мир» — и не только знаме­нитую сцену охоты. Там их много, подобных сцен, вы-68 'бивающихся из общего фабульного движения вещи, тя­готеющих к самоигральности, к самоценности. И как ма­ло поймет в романе тот читатель, кто отнесется к по­добной сцене, как к чему-то второстепенному, как к до-ладному отвлечению. Внимание к подробностям на определенном своем этапе не может не вступить в противоречие с механиз­мом событийной канвы. Эпизод фабульного произведения отлично сознает свою второстепенность. Он знает свое место в ряду од­нотипных собратьев и на большее не претендует. Он винтик, ничто по сравнению с общим событийным дви­жением, которое именно всё. Эпизод произведения, где фабула не главенствует, позволяет себе всевозможные вольности. Он довольно откровенно тяготеет к тому, чтобы стать всем. Он забы­вается, претендует на особую роль. Он не хочет быть связующим звеном, ступенькой в общей лесенке дей- ствия. Он непрочь вообще это действие остановить. Сей­час— его время, и он твердо намерен взять у читателя все, что можно. То есть, вернее: дать читателю все, что можно. Произведение, где не фабула — главное, вообще тя- нется к свободе от второстепенных эпизодов. При этом, естественно, вязка остальных становится крайне свобод­ной, не вынужденной. Впрочем — как понимать эту самую свободу. Совре­менникам даже «Степь» показалась чересчур раско­ванной. «Это несколько эпизодов, совершенно не связанных друг с другом, связанных только общим персона­жем...»*— писал один из рецензентов. Другие вторили ему: — Набор пейзажей...
Категорія: Фільм без інтриги | Додав: koljan
Переглядів: 363 | Завантажень: 0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП