ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Матеріали для курсової

Головна » Матеріал » Мистецтво та мистецтвознавство » Фільм без інтриги

ЯЗЫК ПОДРОБНОСТЕЙ
22.04.2014, 17:43
Тут следует извиниться перед читателем. Мы говорим: экспозиция, экспозиция... А ведь это не совсем точное словоупотребление. Собственно, каждый раз следовало бы оговариваться: в старом смысле этого слова. Действительно, с одной стороны, следуя многове­ковым канонам сюжетосложения, как же еще назвать бездейственные, бессобытийные эпизоды, предшест­вующие завязке? Но, с другой стороны, какая же это экспозиция, если до действенных эпизодов дело так и не дошло? В данном случае перед нами как бы экспозиция но­вого типа—лишенная по видимости действенных эле­ментов, но на самом деле уже являющаяся действием, хотя и в своеобразной форме. Надо сказать, этот вид экспозиции, о котором кино­теория не сказала еще ни одного членораздельного сло­ва, насчитывает, дай бог памяти, не пять, не двадцать и даже не сто лет. Такого рода экспозиции мы находим, например, у Островского, отечественного предшественника Чехова-драматурга. Эта особенность колола глаз современникам Островского, — их слепоту, как видите, мы сохранили по отношению к нашим современникам. Считая, что единственной задачей экспозиции является необходимость информировать зрителя об об­стоятельствах действия, рецензенты оставались в убеж­дении, что чем быстрее это будет проделано, тем луч­ше— можно сразу же перейти к делу, то бишь к раз­вертыванию самого этого драматического действия. Островский же почему-то вовсе не торопился с за­вязкой. Это неоднократно ставилось ему в упрек. — Первый и второй акты вовсе лишни, не нужны для драмы. Ее смело можно было бы начать с третьего акта 4? без всякого ущерба действию. — Так говорилось о дра­матической хронике «Козьма Захарьич Минин-Сухо­рук». — Позволю себе спросить г. Островского: зачем при­- шпилен первый акт к его драме? — Это о «Василисе Мелентьевой ». Первый акт комедии — самый неудачный, он сде-­ лан весьма несценично. Действия в нем нет почти ни­ какого: он весь состоит из разговоров, длинных и утоми­ тельных. — Это о «Бесприданнице». Первый акт идет вяло и холодно. В этом отно-­ шении он походит на так называемую экспозицию ста-­ ринных пьес не потому, чтоб в нем, как в этих экспози­- циях, драматическое представление переходило в эпи­- ческое изложение, в рассказы о завязке и о характерах лиц, а потому, что почти неизбежные принадлежности этих экспозиций составляют холодность и вялость, от-­ сутствие действия, движения.— Это о «Бедной не­- весте». Однако Е.Холодов, из монографии которого мы за­имствовали этот синодик критической опрометчивости, категорически отметает мысль о «несценичности» экспо­зиций Островского или о том, что в «чрезмерно» широ­ких экспозициях сказывается преобладание в драме эпических элементов. Он заключает, что в основе таких взглядов лежит устаревшее представление об экспози­ции как «преддействии», и детальным анализом драм Островского доказывает, что действие в них начинается сразу же, с места в карьер, часто — с первой-второй реплики. Но до поры до времени оно скрыто, не обнаже­но. Обнажить его — как раз задача завязки. Не начать, а обнажить. Сделать наглядным. Эту-то скрытую, необнаженную форму действия Че­хов и Горький позднее облюбовали в качестве главного средства развертывания сюжета. Если хотите, их драмы действительно оказываются необычайно разросшими-50 ся, До величины всего произведения, экспозициями,— но экспозициями особого типа.. Это не экспозиция-преддей-ствие. Это экспозиция-действие.. Действие вне событий­ной канвы. Не обнаженное, но совершенно отчетливое. Такая экспозиция — не расстановка фигур, а уже борь­ба, борьба ожесточенная, хотя еще и не введенная в со­бытийную канву. Попробуйте понять драму «На дне», отталкиваясь только от фабульного, довольно скромного ее костяка. Извлечется банальность, любовный треугольник: Васи­лиса— Пепел — Наташа. Пепел — это, конечно, герой. Он бросает Василису, сходится с ее сестрой Наташей, мечтает жениться на ней и отправиться куда-нибудь по­дальше, хоть в Сибирь. Василиса — антигерой. Она ве­дет более сложную интригу. Подбивая Пепла убить Костылева, она рассчитывает разом избавиться и от опостылевшего мужа и от неверного любовника.. Когда этот замысел терпит крах, Василиса находит иной спо­соб мести и губит обоих влюбленных. Вот вам почти классическое выражение действия и противодействия. Правда, при таком истолковании как-то потерялись остальные персонажи. Они превратились в безличный, хотя и довольно экзотический фон, нужный разве толь­ко для атмосферы. Тогда попробуем подойти с другой стороны. Попро­буем понять пьесу как историю недолгого возмущения в среде обитателей одной ночлежки. Мол, жили-были эти люди (преддействие, то бишь — традиционная экспо­зиция), как вдруг прибрел к ним лукавый старец Лука (завязка), смутил всех, взбаламутил (перипетии), довел до ропота-возмущения (кульминация), а когда увидел, что дело плохо, — бежал (развязка). Но что-то уж больно скушно получается, а? Не будем мудрствовать лукаво. Раскроем текст. Вот первый акт. Открывается занавес, и барон про­износит: «Дальше!» Квашня принимается ему объ- 51 яснять, что и за сто Печеных раков не пойдет под ве­нец— хватит, испытала. Клещ бросает ей: «Врешь! Обвенчаешься с Абрамкой!» Они схватились в перепал­ке. Барон вырвал у Насти книжку «Роковая любовь», захохотал, стал дразниться. Анна простонала из своего угла: «Каждый божий день! Дайте хоть умереть спо­койно!» Бубнов разъяснил: «Шум смерти не помеха». Позже он скажет в том же циничном духе: «Я вот — скорняк был... свое заведение имел... Руки у меня были такие желтые — от краски... А теперь вот они, руки... просто грязные... да!.. Выходит — снаружи как себя не раскрашивай, все сотрется... все сотрется, да!» Проснув­шийся Сатин заладит свое: «Надоели мне, брат, все че­ловеческие слова... все наши слова надоели!» Немного спустя он произнесет: «Работа! Сделай так, чтобы рабо­та была мне приятна, — я, может быть, буду работать... Да! Может быть! Когда труд — удовольствие, жизнь — хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство!» Актер вдруг без особой связи заявит: «Образование че­пуха, главное — талант. Я знал артиста, он читал роли по складам, но мог играть героев так, что театр трещал и шатался от восторгов публики...» Потом Клещ скажет об окружающих: «Рвань, золотая рота... Умрет жена — вылезу... Кожу сдеру, а вылезу... Живут без чести, без совести...» И Пепел бросит ему равнодушно: «А куда они — честь, совесть? На ноги, вместо сапогов, не на­денешь ни чести, ни совести... Честь-совесть тем нужна, у кого власть да сила есть...» А еще позже появится Та­тарин со своим горячим выкриком над картами: «Надо играть честно!» — «Это зачем же?» — спросит его Сатин. «Как зачем?» — «А так.... Зачем?» — «Ты не знаешь?» — «Не знаю. А ты знаешь?» И Татарин сможет только по­вторить недоуменно: «Надо честно жить...» Вот вам и так называемая экспозиция! Да ведь это же на наших глазах развертывается основной конфликт произведения, идет самая что ни на 52 есть драматическая борьба. Это, правда,- не столкнове- ние поступков. Это столкновение затаенных желаний, жизненных программ, взаимоисключающих ответов на один и тот же вопрос: как уйти от страданий и боли, от «свинцовых мерзостей» жизни? Где, в какой стороне то лучшее, для которого, если верить «лукавому старцу» Луке, живут люди? Выход из нынешнего состояния каждый из героев связывает с конкретными обстоятельствами своей жиз­ни. Клещ надеется: «вот умрет жена...» Квашня гадает: «выйти замуж — не выйти...» На что надеяться Насте? Она делает ставку на роковую любовь Рауля-Гастона. А Актер? Его святая святых — вера в талант, а потом еще — в «лечебницу для органонов». И так — каждый. А в нашем, зрительском восприятии все это вяжется в единый драматический узел попыток «объегорить» ре­альность, противостоять ей, бороться, если можно на­звать борьбою мечты, иллюзии, воспоминания, самооб­ман. «В то время как одни персонажи этой пьесы счита­ют, что в мире зла не перешибешь и что надо принять его таким, каков он есть, распрощавшись со всякими надеждами на иную жизнь, — другие персонажи на этот счет мудрствуют лукаво, прибегают ко всяким видам обмана и самообмана масс, способного скрыть перед ни­ми или приукрасить зло. Этой позиции, определенной в пьесе как религия рабов и хозяев, противостоит позиция гордого человека, то есть вера, что человек способен своим разумом и своими руками изменить жизнь. Тут водораздел, тут линия огня, тут конфликт пьесы, сюда обращены все лица и стянуты все события» *. Приход Луки всего только возводит индивидуаль­ные чаяния персонажей до степени всеобщности. Это не зачин действия. Это новый, открытый его этап. *Ю. Юзовский, Максим Горький и его драматургия, М., «Искусство», 1959, стр. 576. 53 Выше, противопоставляя язык подробностей языку фабулы, мы в пылу полемики разделили эти две язы­ковые системы непроходимой стеной, которой, конечно, нет между ними. Ибо есть словечки и детали, которые являются как бы микрособытием. В них электричество. Не то электричество, которое движет маховое колесо интриги. А статический, точечный заряд электричества. Энергия его — энергия конфликта. В рамках фабульной драматургии, всецело отданной во власть динамической форме развертывания конф­ликта, экспозиция была своеобразным гетто, где укры­валась противоположная, статическая форма. С годами тирания фабулы ослабла, статическая форма развер­тывания конфликта, случается, охватывает теперь все произведение. И тогда термин экспозиция теряет преж­ний смысл. Не надо этого бояться. Не надо думать, что это — от лукавого.
Категорія: Фільм без інтриги | Додав: koljan
Переглядів: 358 | Завантажень: 0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП