ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Матеріали для курсової

Головна » Матеріал » Мистецтво та мистецтвознавство » Фільм без інтриги

ПРИМЕТЫ ИНТРИГИ
22.04.2014, 17:21
Но сначала зададимся теоретическим вопросом: яв­ляется ли экспозиция средством развертывания сюжета? Разумеется, да,— ответит тот, кто не толкует сю-­ жет как «то, что происходит в произведении». Нет, ни в коем случае! — так скажет тот, кто по­ нятие сюжета сводит именно к понятию событийного ря-­ да произведения. Для второго исследователя экспозиция — ничто, нуль, некий условный порог, от которого, как от печки, позд- 38 нее, после завязки, только-только начнется сюжетное движение вещи. Вы возразите ему: Нет. Это будет уже не сюжетное, а фабульное движение. А я не делаю различий между ними, — гордо уро­ нит он. Кинематограф, видимо, последняя цитадель такого понимания сюжета, которое давно уже отброшено и прозой и драмой. Кинематографисты сплошь и рядом не знают разли­чия между сюжетом и фабулой. И вот результаты: опытный исследователь кинодра­матургии Н.Крючечников во всеуслышание объявляет, что эти термины в точности дублируют друг друга. По­явление термина-близнеца автор книги «Композиция фильма» объяснил невежеством переводчика аристоте­левской «Поэтики». Аристотель-де говорил о сюжете, а переводчик без всякого основания стал пользоваться словом фабула. При этом Н.Крючечников предпочитает не замечать, что упрек в невежестве он адресует гораздо шире и, в частности, Чехову, специально помечавшему в виде профессионального совета: «Сюжет должен быть нов, а фабула может отсутствовать». Оно конечно, в терминологических тонкостях док­тор Чехов не понаторел, но, может быть, стоит прислу­шаться к драматургу-практику, не только вкладывав­шему в эти термины различный смысл, но даже недву­смысленно противопоставлявшему их? Вспомним попутно, что Горький определял сюжет как «связи, противоречия, симпатии, антипатии и вообще взаимоотношения людей — истории роста и организа­ции того или иного характера». При таком истолко­вании сюжета его не заменить словом фабула, не прав­да ли? 39 Отметим, впрочем, что киноведы с осторожностью пользуются горьковской формулировкой. Смелая О. И. Ильинская * откровенно объяснила при­чины такой осторожности. Дело в том, что Горький впрямую связал сюжет с «историей роста характера». Следуя этому определению, многие «остросюжетные» (по общепринятой терминологии) произведения, как-то: вестерны, детективы, лишенные, как правило, разви­вающихся характеров, пришлось бы называть... «бессю­жетными»? Мне кажется, что употребление термина «бессюжет­ность» в этом смысле имеет несравненно больше оправ­даний, чем приклеивание его к драмам Чехова и Горь­кого. Разве изощренные фабульные выкрутасы служат гарантией существования сюжета данного произве­дения? Сюжет — это ведь предмет изображения, содержи­мое, сущность вещи. Произведение искусства, лишен­ное сюжета, лишается и смысла. Другое дело — произ­ведение искусства, лишенное фабулы. Здесь фабуляр­ный метод организации сюжета заменен другим — толь­ко и всего. Вот как об этом пишет проф. Б. Михайловский, ис­следователь горьковской драматургии: «Сюжет является всеобщей формой реализации кон­фликта в драматическом произведении». Однако суще­ствуют «глубоко различные типы сюжетосложения, что вызывает потребность в применении некоторых видо­вых понятий, в частности фабулы. Важнейший, чаще всего встречающийся способ реализации сюжета в дра­ме— фабульное движение. Под фабулой мы разумеем отражение динамики действительности в форме после- довательно развертывающихся в произведении собы­тий, действий, поступков, внутренне объединенных при-чинно-временной связью и образующих известное един­ство» *. Иначе говоря, связи, противоречия и взаимоотноше­ния могут подаваться в форме некоей событийной вы-строенности, взаимозависимости — тогда мы должны го­ворить о фабульном сюжете. Но они могут быть и не связаны единой, всепроникающей событийной обуслов­ленностью — тогда мы говорим о бесфабульном сюжете. До недавнего времени кинематограф оперировал пре­имущественно фабульными сюжетами. Отсюда и яви­лось простодушное убеждение, что сюжет и фабула это, в общем, одно и то же. Однако в фильмах последних лет все чаще и чаще предмет изображения бывает несводим к событийному ряду. Больше того, появились уже про­изведения, почти вовсе лишенные событийного ряда и в этом смысле как бы ориентирующиеся на драматургиче­ские опыты Чехова и Горького. Ниже мы будем подроб­но говорить об этих фильмах. Но как их прикажете на­зывать? «Бессюжетными»? Это допустимо в дружеском дилетантском разгово­ре. Это недопустимо в теоретических трудах, где не­определенность термина приводит к извращению пред­мета исследования. Недопустимо, с другой стороны, и потому, что эпитет «бессюжетный» вполне основатель­но звучит как брань. Крайним случаем фабулярного сюжета следует счи­тать интригу. Б. Михайловский приводит следующие ее признаки: «— противоположность частных интересов отдель­ных лиц, которые часто сознают противоположность этих интересов, сознательно вступают в борьбу ради *О. Ильинская, Конспекты лекций по теории литера­туры. Вып. I, М.: Изд-во. ВГИК, 1962. 40 * Б. Михайловский, Драматургия М. Горького эпохи цервой русской революции, изд. 2, М., «Искусство», 1955, стр. 321. 41 достижения своих частных целей, частных благ (лю­бовь женщины, власть, должность, богатство, наслед­ство и т. д.); борющиеся лица обычно вовлекают в свою борь­- бу других, составляя две-три группировки, используя помощников; эта борьба часто ведется по возможности скрыто от противника: посредством лицемерия, сговора, маски-­ ровки, переодевания, секретов, откуда возникают тайны, узнавания; завязкой служит нередко составление плана борь­- бы или начало целеустремленных столкновений между враждующими сторонами; развязкой — достижение одной из сторон постав­ ленной частной цели или крушение данной попытки» *. Это любопытным образом перекликается с форму­лировкой «конструирования драматургического процес­са» Н. Зархи, не правда ли? Теперь, с высоты теоретических изысканий, мы мо­жем вернуться к экспозиции. В силу своеобразия своего положения экспозиция оказывается тем участком, где — даже в условиях фа­булярного произведения — развитие сюжета идет не-фабульным путем. Когда-то в этой форме развертывания сюжета не было большой нужды. Драматурги доверяли экспози­ции изложение самых общих сведений: где и когда про­исходит действие, каковы отношения между героями. На сцене древних эти экспозиционные элементы в слу­чае нужды разъяснял хор. В более поздние времена, когда мода на хор уже прошла и еще не вернулась, для выполнения той же задачи были приспособлены слуги или родственники героя.
Категорія: Фільм без інтриги | Додав: koljan
Переглядів: 346 | Завантажень: 0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП