ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Матеріали для курсової

Головна » Матеріал » Мистецтво та мистецтвознавство » Фільм без інтриги

СОЕДИНЕНИЕ А И Б
22.04.2014, 17:20
Герой и героиня фильма «Барьер неизвестности» зна­комятся в поезде. Это начало их личной линии. В следу­ющем эпизоде завязывается линия дела: выяснилось, что они — соратники по работе над разгадкой свечения, 29 которое окружает самолет на сверхмощных скоростях. Тут же вычленился и антигерой: соперник героя в люб­ви, он и на причины свечения смотрит с противополож­ных позиций. Неудачи в опытах, нарастающая напря­женность линии дела сопровождаются размолвками ге­роя с героиней, начинающих понимать, что они влюбле­ны. Разумеется, разгадку свечения героиня постигает в кульминационную минуту решающего опыта. Вместе с разгадкой становится ясно, какой опасности подверга­ет себя герой, летчик-испытатель. Героиня принимает скорейшие меры к его спасению, протягивая тем самым руку к примирению. Опасность срабатывает на эпизоди­ческом персонаже — чтобы зритель был потрясен, но в меру. Дело завершено. А и Б соединились. Несовершенство режиссуры только помогло обнару­жить, что фильм об открытии сам открытием не стал. Но он, наверное, еще имел бы успех в прокате, если б его не опередил менее ординарный собрат. Зовут со­брата «9 дней одного года». Отметим эту разницу на­именований — она характерна. Не завлекательное «Барьер (?) неизвестности (!)», обещающее загадки и тайны, а подчеркнуто простое предложение рассказать о девяти как бы совершенно рядовых днях из жизни героев. Они, герои этого фильма, тоже ученые и тоже бьют­ся над разгадкой одной из тайн природы. Для полноты аналогии заметим, что герой и здесь снабжен антиподом, и так же явственно звучит мотив любовного соперни­чества между ними. Но истинный смысл фильма совсем не исчерпывает­ся здесь фабульной канвой. Да, Гусев и Куликов — антагонисты, их спор как раз и составляет конфликт произведения. Но их спор — спор характеров. Напротив, если говорить о событийной кан­ве, здесь герой и антигерой оказываются друзьями-приятелями, и Гусев при надобности охотно прибегает 30 к помощи Куликова, а тот исправно и отзывчиво при­носит ее. Да, столкновение их характеров подогрето мотивом извечного треугольника. Но мотив этот иссякает уже в первой трети картины. Если затем он вспыхивает ра­зок-другой, то исключительно волей воображения зри-' теля, убежденного, что вот-вот что-нибудь произойдет,— не может же такая ситуация окончиться ничем? Авторы же ни шагу не делают навстречу этой воспитанной на шаблонах проницательности. Отметим и такое: торжество Гусева, его моральная победа над Куликовым никак не закреплены в событий­ной канве. Напротив, если говорить о прямом событий­ном смысле происходящего, то финал картины связан с видимостью поражения Гусева, со смертельной опас­ностью, неотвратимо нависшей над ним. Вот почему зрителя устраивает незавершенный на первый взгляд финал. Мы не знаем, чем окончилась операция, но ведь это всего лишь событийный итог фильма. А его худо­жественный итог для нас несомненен. Он доказан не фанфарами, не поцелуем любимой, не всеобщими апло­дисментами. Мы постигли его куда более тонким путем. Каким же? «Барьер неизвестности» и «9 дней одного года» на­поминают друг друга фабульными костяками, но разли­чаются отношением к этим костякам. Создатели «Барье­ра неизвестности» считали свою задачу исчерпанной, когда им удалось развернуть перед зрителем тему сво­его фильма с помощью событийной канвы. М. Ромм и Д. Храбровицкий, напротив, перенесли центр тяжести своей картины с фабульного на нефабульный метод развертывания сюжета. В этом все дело. Попадись сценарий «9 дней одного года» на глаза какому-нибудь нынешнему Виктору Крылову, сколько упреков вызовет он, сколько сокру­шенных гримас, и, кто знает, может быть, даже готов- 31 ность «подправить» незадачливый опус, «убрать длин­ноты и погрешности против законов экрана». И вот — раз! Вылетает сцена встречи Гусева с отцом, как случайная и уводящая от основного действия. И вот — два! Обрезаны первые три-четыре эпизода, три-четыре дня из девяти. Потому что все это опять ка­кие-то околичности. Нет, начинать надо прямо с завязки! В одно прекрасное утро в маленький сибирский го­родок прибывает молодой ученый из столицы — Илья Куликов. Его вызвал к себе его друг Гусев, чтобы вместе разобраться в загадке некоего очень-очень таинственно­го явления природы. А надобно вам сказать, что жена этого самого Гусева раньше была возлюбленной Кули­кова... Чувствуете, чувствуете, какая заворачивается интрига? Впрочем, зачем жена? Не надо жену. Жена — это снижение драматизма. Пусть Леля — совсем даже еще не жена, а, допустим, студентка, присланная к Гусеву на преддипломную практику. Любовное соперничество между героями, их споры с пеной у рта о разгадке очень-очень таинственного явления природы, мучитель­ные раздумья Лели: кого она любит?.. И понеслась и понеслась обидная, оскорбительная тривиальность. Надо полагать, М. Ромм и Д. Храбровицкий многое отдали бы из такого успеха с тем, чтобы их фильм ока­зался вдвое, втрое скучнее по такому прейскуранту. Они поняли, что подробности рядовых будней их героев могут оказаться ценнее захватывающей фабульной при­думки. Они доверились зрителю, убежденные, что со­поставление девяти различных дней одного года из жизни героев фильма даст зрителю ничуть не меньше, чем расчетливое хитросплетение интриги. «Мне надоели картины, весь интерес которых со­средоточен на том, что будет? или кто виноват?» — так 32 в период работы над «9 днями одного года» М. Ромм формулировал свое отношение к драматургии. «Раньше,— продолжает он,— я смело шел на отчет­ливо сделанную, явно выстроенную сюжетную башен­ку, в которой все звенья чисто притерты и подогнаны... Для меня законом было: все, что не имеет отношения к сюжету, как бы оно ни было соблазнительно, лишнее и выбрасывается вон. Сейчас, когда я начал картину о со­временниках, мне пришлось вместе с моим молодым со­автором пересмотреть это положение. Мне жадно хоте­лось размышлять, хотелось, чтобы герои думали вслух, говорили о том, о чем хочется им, а не автору... Тогда мы решили выдернуть из года жизни отдельные дни, ослабить вязку этих дней, освободить героев для слу­чайных поступков, для случайных столкновений мыс­лей, пусть даже не рожденных сюжетом, а лежащих как бы совершенно в стороне от него. Разумеется, оста­лась главная пружина: драматизм облучения, трагиче­ская судьба главного героя. Но во всем остальном мы постарались освободиться от традиционной вязи сюжет­ных положений, от многократного использования мате­риала, от хорошо известного нам обоим профессиональ­но-драматического инструментария...» *. И вот результаты: завязка оказалась отнесенной чуть ли не во вторую половину произведения, экспозиция выросла несообразно ни с чем, а период от завязки до развязки оказался необычайно короток. Это не смутило художников. Они чувствовали, что для такого фильма насущно необходима именно такая структура. То, что они желали сказать, они не могли сказать иначе. На странном поведении экспозиции мы остановимся несколько подробнее.
Категорія: Фільм без інтриги | Додав: koljan
Переглядів: 363 | Завантажень: 0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП