ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Матеріали для курсової

Головна » Матеріал » Мистецтво та мистецтвознавство » Фільм без інтриги

БУНТ ПОДРОБНОСТЕЙ
22.04.2014, 16:47
В американской литературе господство­вало мнение, что повествование следует строить вокруг интриги. Журналы были полны рассказами с интригой, и боль­шинство наших театров ставило пьесы с интригой. «Ядовитая интрига»,— гово­рил я о ней, так как требование интри­ги, по моему мнению, отравляет лите­ратуру. Я считаю, что нужна не интри­га, а форма — вещь гораздо менее уло­вимая и доступная. Ш. Андерсон — В этом фильме ничего не происходит! Так начинаются все споры о странностях нынешней драматургии кино. Вы возражаете. Вы приводите примеры. В «Голом острове» умирает ребенок. В «Сладкой жизни» герой то и дело изменяет невесте, невеста пьет яд, а друг героя пускает себе пулю в лоб. Где уж там — ничего не про­исходит! — Так-то так,— тянет ваш оппонент.— Оно вроде и есть, да вроде его и нету... Не в этом дело, вот оно что.. Не в этом дело? 24 ИЗМЕРЕНИЕ СОБЫТИЕМ Обратите внимание: прозаики не чтят сюжетных нормативов. И даже не о современниках речь. Откройте любого из классиков — он тотчас порадует глаз чудны­ми погрешностями против канонической рецептуры. Там — затянутостъ экспозиции, там — двойная или даже тройная развязка, там — необоснованное торможение... Растроганный читатель, само собой, ничего не замечает, а теоретики притерпелись и махнули рукой! О поэтах что и говорить! Здесь сюжетная, то есть, вернее, фабульная, событийная, поэма специально ого­варивается, как нечто сравнительно редкое и примеча­тельное. Драматургам куда труднее. Им и посегодня ставят в строку каждое технологическое лыко. Но на театре, хоть и с грехом пополам, все же осознается возможность дра­мы, отстоящей от канонов и тем не менее замечатель­ной. А вот в кино... Тут по-прежнему царят стандарты закоснелой триа­ды. Тут по-прежнему истово цитируют Аристотеля, при­сягают в верности Гегелю и Фрейтагу. И по любому слу­чаю тут бормочут как заклинания: ....Экспозиция-завязка, кульминация-развязка... Нет бога, кроме Особого Драматического События! Тщетно строить сюжет на каждодневных обстоя­- тельствах! Драматургия начинается там, где ломается при­- вычный ход жизни! В подкрепление берется весь дочеховский театр: от Эсхила до Шекспира, от Шекспира до Ибсена. В под-крепление берется трактовка кривой драматического действия, как возникшей и разрешившейся аномалии в естественном развитии жизни: чуть только восстановил-ся нормальный ход вещей, тут же оборвался и интерес зригеля к происходящему. И очень часто в подкрепле- 25 ние берутся взгляды Натана Зархи, в особенности один его творческий принцип, гордо заявленный в следую­щих словах: — Я создаю образы людей, характеры и ставлю их затем в необычные обстоятельства. И, конечно, экранизация горьковской «Матери», пред­принятая Н. Зархи и В. Пудовкиным, до сих пор вооду­шевляет тех, кто склонен коренным образом перестраи­вать литературное произведение при переносе его на экран. Ибо-де роль действенного элемента в романе и в драме неодинакова. Ибо, мол, то, что простительно про­зе, не простится кино! Что ж, присмотримся к этому во многих отношениях замечательному фильму. То, что в романе Горького сообщается зрителю ис­подволь, ненарочито, с использованием большого коли­чества самых различных средств и приемов, сценарист настойчиво и изобретательно переводит в одно измере­ние — измерение событием. По крупицам, деталям воссоздает, например, писа­тель темноту и забитость Ниловны на первых страницах романа. Зархи для той же цели прибегает к помощи ОДС — Особого Драматического События: в фильме мать по темноте своей предает сына в руки полиции. Точно так же и революционная деятельность Павла, рас­крытая в романе детально, конкретно, здесь подредак­тирована соответствующим ОДС: Павел фильма оказы­вается замешанным в убийстве собственного отца, чер­носотенца. Прозревшая, живущая новой жизнью Нилов-на реальными, каждодневными делами доказывает в романе свою преданность делу сына. Сценарист и на этот раз прибегает к помощи ОДС: у него мать погибает рядом с сыном при разгоне демонстрации. Иначе говоря: Горького интересовало в своем сюжете обыденное, Зархи заинтересовался необычным. Вот ме­тод Горького: подробности гнусной жизни Ниловны, 26 подробности революционной деятельности Павла, под­робности революционной деятельности прозревшей Ни­ловны. Метод Зархи иной: невольное предательство матери — убийство Павлом отца — гибель матери рядом с сыном. Положим, и это сорок лет назад прозвучало с экрана откровением. Картина Пудовкина и Зархи была демон­стративным ходом к характерам, к психологии, к тому самому «живому человеку», над которым в ту пору еще иронизировал Эйзенштейн. Положим, с другой стороны, смешно предъявлять да­лекому шедевру претензии нынешних времен. Однако приходится. Ибо правоверные теоретики превращают «Мать» в идеальную иллюстрацию своих принципов. С ее пьедестала они проповедуют этакую событизацию как всеобщее, непреходящее средство кинодраматургии. Их лозунг прост: — Не дадим в обиду действенную природу кино по­вествовательной сущности литературы. В динамическом искусстве экрана весь интерес держится на том, что про­исходит сейчас или произойдет в следующее мгновение. А раз так, то любое чувство героя, любая черта его ха­рактера достойны внимания зрителя лишь тогда, когда они переведены в иную шкалу — в шкалу Особого Дра­матического События, универсального кинематографи­ческого эквивалента. Пока мы не понаторели в языке собеседника, мы объясняемся при помощи пальцев. Это не значит еще, что другой способ общения невозможен. Талантливый Н. Зархи был человеком решительным. Механистичность подхода к организации сюжетной кан­вы нисколько его не смущала. То, что он называл «кон­струированием драматургического процесса», выглядело под его пером так: «Формирующим началом драмы является единое стремление героя (группы героев), наталкивающееся на 27 стремление противоположное. Субъектами этого проти­воположного стремления может быть другой герой (в общепринятой терминологии, особенно привившейся в кино,— «злодей», то есть ведущий контрдействие) или группа героев, определенное (социальное), стихийное яв­ление и прочее», В свое время такой подход помогал разобраться в движущих силах конфликта. В наши дни он только скрывает их своеобразие. «Шахматная драматургия», говорят об этом критики, почему-то обижая мудрую и сложную игру. Но, чего греха таить, иной раз такая слаженность драматургического здания, собираемого как бы из комплекта стандартных деталей на манер дет­ского «Конструктора», ценится превыше всего. Созда­лась даже некая фабульная формула, куда вгоняется любой тематический материал, любое идейное прозре­ние, любой характер. На первых страницах такого сценария герой А стал­кивается с проблемой, требующей разрешения, с делом, ждущим, чтобы его уладили. Таким делом могут быть: а) опасная хирургическая операция, б) власть сектантов над душой потенциально здоро­- вой советской девушки, в) реорганизация завода, г) разоблачение шайки проходимцев, д) спортивный рекорд, е) создание специальной бригады, работающей но-­ выми методами... и так далее. Герою А противопоставлен антигерой (злодей, веду­щий контрдействие). Назовем его В. Этот человек ма­ниакально убежден, что операция окончится трагически, что рекорд недосягаем, что реорганизация завода произ­водится из соображений карьеры, а девушка вызволяет­ся из лап мракобесов на почве двусмысленных побуж­дений. 28 Имеется и героиня Б. В целях экономии она может быть членом новой бригады. Или свидетельницей пре­ступлений шайки проходимцев. Или даже этой самой, спасаемой от трясунов девушкой. Может она оказаться и человеком со стороны. Но это уже не приветствуется: разбросанность-де, нелаконичность... Деловые неурядицы А, как правило, совпадают с его неурядицами в личной жизни (иначе драматург рискует прослыть безнадежным дилетантом, не умеющим на­гнетать напряжение). Хорош любой повод для ссор, толь­ко бы он не был слишком серьезен,— тогда благополуч­ное финальное соединение А и Б покажется зрителю натяжкой. Сгодится, например, недоверие А к высоким моральным качествам Б, сомнение в ее способности к самопожертвованию. Несколько затрепан другой мотив: несочувствие подверженной мещанству Б новаторским поискам энергичного А. Но коли под рукой нет ничего иного, разрешается использовать и это. Благополучное разрешение линии дела (успех пока­зательной бригады, постановка рекорда, явка преступ­ников с повинной, коллективное вступление бывших сектантов в ДОСААФ) сопровождается трогательным воссоединением А и Б под зубовный скрежет злого В и других в меру несимпатичных букв алфавита. Такой математикой шедевра не создать. Чаще всего ею создается кинематографический ширпотреб. Но, слу­чается, и творения серьезных мастеров нет-нет да и блеснут подобной отточенностью рецептуры.
Категорія: Фільм без інтриги | Додав: koljan
Переглядів: 342 | Завантажень: 0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП