ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Матеріали для курсової

Головна » Матеріал » Мистецтво та мистецтвознавство » Фільм без інтриги

НАШ ПРОВОДНИК
22.04.2014, 16:47
Но, собственно говоря, при чем тут Чехов? В нем можно увидеть своеобразную шкалу, на кото­рой искусство экрана отмечало на разных временных этапах степень своей зрелости. Так ребенок оставляет на дверном косяке зарубки своего роста. Экранизация «Толстого и тонкого» с весьма скром­ной дозой огрубления была возможна уже в последние годы частного российского кинематографа. Чтобы вы­шли на экран «Медведь» и «Юбилей», надо было кое-что иметь за душой. И уж очень много надо было поднако­пить, чтобы осуществились такие относительные удачи кинематографической интерпретации, как «Попры­гунья» и «Дама с собачкой». И все же накоплено мало, безнадежно мало, чтобы кто-то в приливе нечеловече­ской отваги размахнулся бы, допустим, на «Вишневый сад». Эту эволюцию кино можно проследить на примере любого большого писателя — кинематограф их обожает. Но в данном случае она, мне кажется, особенно нагляд­на. Дело в том, что приемы, которыми пользовался Че­хов, в определенном смысле — итог, вершина длинного пути развития литературы как искусства. При всей скромности Чехов прекрасно сознавал от­личие своих художественных средств от того, что в его время было распространено как некая литературная норма. Перелистывая его письма, мы то и дело натыкаемся на настойчивые упоминания о «новой технике», о «но­вых формах». «Старой техники» при всем своем благожелательстве Чехов не может простить даже тем, кого уважает. О Короленко вы найдете: — Немножко консервативен.... придерживается от­живших форм (в исполнении)... 15 О «Мещанах» обнаружите такое: — ...пока я заметил только один недостаток, неис~ правимый, как рыжие волосы у рыжего,— это консер-­ ватизм формы... О повести «Трое», другой горьковской вещи сказано еще определеннее: — Хорошая вещь, но написана по-старому, и потому читается нелегко людьми, привыкшими к литературе. И я тоже еле дочитал ее до конца... «Люди, привыкшие к литературе...». За этими про­стыми словами прячется все наше рассуждение о «кри­сталлизационном пороге». Конечно, изощренная новизна чеховской техники не укрылась от внимания его коллег. Горький, например, откровенно признавал: — После самого незначительного вашего рассказа все кажется грубым, написанным це пером, а точно по­ леном... А Лев Толстой? В интервью заезжему корреспонден­ту вскоре после смерти Антона Павловича он перечис­лил достоинства Чехова как художника и заключил: — Я повторяю, что новые формы создал Чехов, и, отбрасывая всякую ложную скромность, утверждаю, что по технике он, Чехов, гораздо выше меня *. Теперь-то мы знаем, что чеховская техника не яви­лась на голом месте: драмы его, так же как и проза, были свободным, естественным развитием традиций русской литературы. Но при жизни Чехова это осозна­валось немногими. Блок назвал его драматургию «слу­чайной». Благополучно забытый ныне беллетрист и дра­матург Иван Щеглов не уставал поучать своего друга: — Законы сцены нарушать нельзя, нельзя, нельзя... Тот же Толстой, восхищавшийся Чеховым-рассказ­ чиком, постоянно сокрушался: *Газ. «Русь», 1904, 15 июля. - Только зачем он драмы пишет? Это совсем не его дело. И говорил в лицо Антону Павловичу: - Вы знаете, я не люблю Шекспира, но ваши пьесы еще хуже Стало даже общим местом утверждение, что пьесы Чехова, конечно, прекрасны, но ведь так не полагается писать пьесы! А Крылов, бесподобный Виктор Александрович, са­мый лихой драмодел эпохи, предложил однажды Чехо­ву поправить его «Иванова»: «убрать длинноты и по­грешности против законов сцены». Он был удивлен, ког­да Чехов отказался. А тот написал одному из друзей: «Я охотно пожертвовал бы половиной успеха «Ивано­ва», чтобы сделать пьесу вдвое скучнее». В этих словах нет вызова. «Скука» в данном слу­чае — отказ от заигрывания со зрителем, от потакания его вкусам, желание не подстраиваться под его «уро­вень кристаллизации», а, напротив, развивать, дотяги­вать этот уровень, до своего. Провал «Чайки» означал, что Чехову-драматургу одинаково необходимы и театр нового типа и нового типа зритель. Такой театр вскоре явился. Тут мы с удивлением об­наружим, что с самого начала он тяготел к нынешнему кинематографу. Знаменитая вещественная натураль­ность спектаклей МХАТа все-таки имела границы. Вспомним, как оконфузился Станиславский, затащив­ший было на сцену живую лошадь,— театральная ус­ловность не вынесла этого кощунства. А экран может продемонстрировать хоть конюшню, и берегись, режис­сер, воссоздавший ее не во всей доскональности: зритель заплатит за это меньшей дозой своего доверия. Мхатов-ские актеры ощущали, изображали отсутствующую в театре четвертую стену,— она легко и просто возводится в студийном павильоне. Ансамблевость, как основное 16 17 условие подхода к «новой» драматургии, опять-таки только в кинематографе получила возможность Осуще­ствиться в полную силу; режиссер кино свободнее и в подборе искомого ансамбля и в филигранной обработ­ке каждой из его составляющих. Упомянем, наконец, и возросшую роль мелочей, нюансов: сама технология экрана — фиксация изображения на пленку - позволя­ет избавить произведение от накладок, которых, коли верить театральным старожилам, не избежала ни одна премьера, не говоря уже о рядовых спектаклях. Но тогдашний кинематограф не в состоянии был вос­пользоваться мхатовскими завоеваниями. Он должен был сам пройти весь этот путь, начав с азов. Он был не всемогущ технически. И самое главное: он имел весьма непритязательного зрителя, прощающего и заламыва-ние рук и закатывание глаз. Развитие кино с той поры до наших дней — это преж­де всего процесс повышения квалификации зрителя. Ныне уже мхатовская школа оказывается недостаточно натуральной. Сегодняшний экран требует предельной вещественности обстановки — многие режиссеры даже интерьер отказываются снимать в павильонах. Ныне по­требна невиданная ранее ансамблевость — в ней-то и материализуется синтетическая, полифоническая при­рода кино. Ныне потребна фантастическая выверенность мелочей. Ибо «порог кристаллизации» кинозрителя до­стиг весьма высокого уровня. — Трудно представить,— мечтательно щурясь, го­ворил в свое время Антон Павлович,— трудно предста­вить, какие удивительные, невиданные формы примет драма через сто лет! За нами семьдесят из этих ста. Пьесы Чехова не только признаны сценичными, но давно уже стали об­разцами для почтительного подражания. Именем Чехо­ва клянутся сегодня и драматурги, и критики, и актеры, и режиссеры. Его называют Колумбом XX века, гранью, 18 с которой начинается новая страница театра. Стало уже общепризнанной банальностью, что влияние Чехова на мировую драму не имеет себе равных и что невозмож­но теперь писать пьесы, не считаясь с завоеваниями Чехова. Но где же эти самые «удивительные, невиданные формы»? Даже самые старательные из последователей Чехова озабочены только сплавом принципов своего учителя с традиционными представлениями о драме.. И, рассуж­дая строго, нет надежды, что в оставшиеся три-четыре десятка лет сбудется предвидение великого драматурга. А может быть, оно уже сбывается? А может быть, сам того не подозревая, Чехов пред­сказал появление кинодрамы — своеобразной преемницы драмы театральной? Нашу догадку подкрепляет острый, как никогда, ин­терес к Чехову со стороны кинематографистов. Масти­тые кинодраматурги превозносят его рассказы, считая их образцом сценарной записи. Режиссер польщен, ког­да критик находит в его творении чеховские нотки. Ис­следователи используют высказывания писателя как принципы подхода к нынешним проблемам киноискус­ства. Но наиболее тесно связано имя Чехова с тем свое­образным направлением в сегодняшней кинодраматур­гии, которое мы условно обозначим как тенденцию к фильму без интриги. С некоторых пор все больше фильмов и у нас и за рубежом презрительно игнорируют стандартные норма­тивы сюжетосложения. Поиски в области «свободной» драматургии давно перестали быть привилегией какого-то одного художественного стиля. Все чаще и чаще ве­дущие мастера современности прямо помечают услови­ем дальнейшей работы отклонение от догматической ре­цептуры. 19 Это не должно бы смущать. Скорее, напротив, до­стойно удивления зрелище не летящего, а застывшего кинематографа, не мчащегося, а стоящего на месте, не изменяющегося, а творящего по раз и навсегда/утверж­денным канонам. Но, как и в стародавние времена, смущеннее знатоки разводят руками. — Фильм прекрасен...— говорят они.— фильм, ска­- жем прямо, блестящ... Но... ведь так не полагается де-­ лать фильмы... И нынешние Викторы Крыловы с охотой распростра­няются о том, как следовало бы перекроить шедевр, чтобы он стал похож на стандартную, шаблонную про­дукцию. Ибо их до глубины сердца огорчает, что фильм, созданный для сегодняшнего зрителя, нарушает каноны, порожденные вчерашним уровнем восприятия. Несколько лет назад в «Комсомольскую правду» пришло письмо, начисто отвергающее «Балладу о сол­дате». Автор послания, шестнадцатилетняя девочка, призналась, что любит кино восторженной любовью. Она читала ученые книжки и просматривала рецензии. И она открыла, что фильм, увенчанный премиями пятнадцати стран мира, сделан не по правилам. «Сюжетом фильма авторы избрали поездку бойца Алеши Скворцова с фронта к маме,— рассуждает она.— Это могло привести к созданию волнующего художест­венного произведения. Однако на каждом шагу авторы подсовывают герою выдуманные препятствия и искус­ственно затормаживают движение сюжета». Не надо осуждать девочку. Ее устами глаголет от­сталость нашей кинотеории от нужд и потребностей се­годняшнего дня. Отсталость эта тем более нетерпима, что с Запада наперебой доносятся разные красивые сло­ва. Они не столько объясняют, сколько настораживают. — Антифильм.— Это порождено аналогией с анти-­ романом. 20 - Дедраматизация.— Это означает принесение в Ки­нематографическую драму принципов, ей противопо­ложных. Характеристика явления по контрасту с предыдущи­ми — завлекательный, но опасный путь. Последователь­ные сторонники дедраматизации договариваются до на­ивного нигилизма. — Драматургия ныне отменена,— повторяют они вслед за непроницательными, недогадливыми современ­никами Чехова. Одни огорчаются, другие ликуют. Пусть это не обес­куражит, не отпугнет нас. Легко запретить кибернети­ку— труднее отделить ее достижения от идеалистиче­ских напластований. Куда как просто объявить генети­ку вне закона — сложнее разобраться в ее завоеваниях, отбросить спекуляцию, отмести мифы. Но только эта сложность — дорога к истине. В нашем случае — то же самое.. Отведем сокрушения и благовесты. Отведем наивную мысль, что фильм без интриги послан нам свыше и возник позавчера, в шест­надцать часов сорок минут. Попытаемся увидеть зако­номерность этого явления. Быть может, откроется и его неизбежность. Возникнув в последнем десятилетии минувшего ве­ка, кинематограф уже отмахал на диво внушительную дистанцию. Вместе с ним развивалась и его литератур­ная первооснова. Как ребенок в утробном развитии по­вторяет изначальные формы эволюционного ряда, сце­нарий прошел этапы последовательной ориентации на литературную основу пантомимы, балета, пытался тя­гаться с поэтическими жанрами, и только в начале три­дцатых годов теория кинодраматургии провозгласила принципиальное родство строения сценария со строени­ем театральной пьесы. Но при этом, само собой, пьеса бралась из традиционной, классической драматургии — дочеховской. 21 Прошло еще три десятилетия — три десятилетий исканий. Быть может, пора от аналогии кинодраматур­гии прошлых лет с драматургическими принципами театра дочеховской поры перейти к аналогии нынешней кинодраматургии с принципами чеховского театра? Новаторам всегда трудно. Тургенев умер в скорбном убеждении, что его пьесы несценичны. Они стали сце­ничными несколько лет спустя, когда МХАТ обратился к ним во всеоружии новых завоеваний. Станиславский писал: «Тот же ключ, что отпер Чехова, подошел и к Тур­геневу». Попробуем примерить чеховский ключ к двери ны­нешней неканонической драматургии кино.
Категорія: Фільм без інтриги | Додав: koljan
Переглядів: 343 | Завантажень: 0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП