ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Матеріали для курсової

Головна » Матеріал » Мистецтво та мистецтвознавство » Фільм без інтриги

ПОРОГ КРИСТАЛЛИЗАЦИИ
22.04.2014, 16:46
Чтобы разобраться в этом, отвлечемся ненадолго и в вагоне пригородной электрички отправимся в под­московный поселок с поэтичным названием Белые Столбы. Там расположен Госфильмофонд СССР. В за­кромах этой баснословно богатой организации хранится все или почти все, чем порадовал человечество кине­матограф. И вот, решив приобщиться к великому про­изведению полувековой давности, вы с подобающим трепетом засели во тьме просмотрового зала... На первых порах вас ждет разочарование. Впрочем, разочарование — не то слово. Вы будете хихикать, если фильм из тех, о каких современники писали: душераз­дирающая драма. А если среди рекламных его досто­инств значились каскады юмора, фейерверки забавных ситуаций, вам долгое время будет тоскливо до отчаяния. Вам надо втянуться, попривыкнуть, чтобы нарочи­тость происходящего не раздражала вас на каждом ша­гу. Вам нужно научиться не замечать удивительной не­подвижности камеры, грубоватости режиссерских при­емов, неестественной актерской жестикуляции, наивно­сти сценарных ходов. 6В чем дело? Почему пятьдесят лет назад все это ничуть не сму­щало и казалось тогдашнему зрителю полнокровным воплощением живой жизни? Еще и по сей день бродят упрямые старцы, ни во что не ставящие нынешних актрис. — Мне повезло...—с чувством роняет такой роман­тик. — Я, знаете ли, видел Веру Холодную. А после нее... согласитесь сами... И существует вполне достоверный рассказ, будто раздосадованный внук притащил в Госфильмофонд од­ного такого могиканина и продемонстрировал ему бу­кетик ханжонковских боевиков. Старик был потрясен. Одной иллюзией в его жизни стало меньше. Стендаль в трактате «О любви» нашел красивый термин: «кристаллизация». Ветка, брошенная в соленое озеро, несколько часов спустя покрывается прозрачными кристаллами. Она осталась той же веткой, но теперь каждая ее клеточка излучает сияние. Стендаль говорит: то же происходит и с влюбленным. Вот ходит женщина, которую он видел вчера, позавчера и десятки раз до этого. Совершает она самые обычные поступки, говорит самые1 обычные слова. Но в его глазах все это сегодня как бы окружено ореолом, все становится блещущим, невиданным ранее, ни на что не похожим. Но разве не то же таинство совершается каждый ве­чер в полутьме кинотеатра? Вот перед нами знакомое полотно экрана, и по это­му полотну бродит тень знакомого нам актера с краси­вой кинематографической фамилией. Однако мы закры­ваем глаза и на его внешность и на его фамилию. Мы молчаливо условились ничего этого не замечать. Мы на полтора часа допускаем, что это не известный нам имя­рек, а Петя Синицын, стахановец-сборщик, решивший перевыполнить квартальный план. Обычное, знакомое, простое вдруг подернулось кристаллами, заиграло осо- 7 бым ореолом, и вот уже нет сил, как тянет узнать, что же дальше случилось с Петей Синицыным... Как будто мы забыли, что ничего этого не было в действительно­сти. Как будто мы не видели вступительных надписей, в которых подробно обозначено, кто придумал эту исто­рию, кто разыграл и кто заснял ее. Психологи давно уже обратили внимание на сходство процесса восприятия искусства с детской игрой: точно так же перевернутый табурет «достраивается», «кри­сталлизуется» в глазах малыша до кабины автомобиля. И обратите внимание на два условия этой «кристалли-зации». Прежде всего предмет Л, табурет, должен хоть не-много напоминать предмет Б, автомобиль. Во-вторых, и это особенно интересно, предмет А должен все-таки хоть, немного отличаться от предмета Б. Если, скажем, еще можно увлечься игрой в кабине стоящего грузови­ки, пока дядя Федя отлучился за папиросами, то в кабине движущегося и тобой же управляемого автомобиля играть как-то не с руки. Предмет А равен предмету Б. «Кристаллизация» отсутствует. Для того чтобы она вер­нулась, достаточно вообразить автомобиль ну хотя бы танком. В искусстве мы тоже сталкиваемся с границами «кристаллизации». Если сценарий дрянной и с первой же минуты вы догадываетесь о дальнейших перипети­ях, если режиссура и актерская работа на уровне пло­хой самодеятельности, если оператор снимает так, что вы все время замечаете: вот — декорация, вот — задник, вот — пятно от дига, — в этом случае «кристаллизации» не произойдет. Тени останутся тенями. Актеры останут­ся актерами. Вы не примете их за живых людей. В су­ществование Пети Синицына вы не поверите. У вас пе­ред глазами будет предмет А с красивой кинематогра­фической фамилией. Но кроме нижней есть еще и верхняя граница. На первый взгляд это кажется странным. Разве может 8фильм быть таким естественным, таким ненадуманным, таким ненарочитым, что зритель презрительно отвер­нется от него и скажет: «Предмет Б! С этим нельзя играть!» Еще как может! Подросток, до утра не сомкнувший глаз над прими­тивным детективом, с первых же страниц отложит в сторону «Преступление и наказание». Нечеловечески ловкого агента по кличке Желтая Черепаха он «кри­сталлизует». Нечеловечески проницательного майора Морозова, регулярно не спящего по десять ночей подряд, он тоже примет за живого человека. А Родион Романо­вич и Порфирий Петрович покажутся подростку при­думанными, неестественными. В кино это случается еще чаще. Вздорная посред­ственность — «Женатый холостяк» — имел в нашем про­кате обидный успех, а «Голый остров» шел при пустых залах. В японской картине все было, «как в жизни» и даже «слишком, как в жизни». Неожиданным, но зако­номерным путем это обернулось против произведения. Зритель увидел в нем «плохо заснятый фильм». Грузо­вик вместо желанного табурета. Иллюзия игры у такого зрители не состоялась. «Кристаллизации» не произошло. Разумеется, «кристаллизационный порог» — величи­на не от бога. Его формирует общение с искусством. Дайте подростку время — тяга к чтению разовьет его восприимчивость, и вот, глядишь, Достоевский уже во­шел под верхнюю границу его «порога», и вот, глядишь, нижняя граница поднялась так высоко, что уже не вся­кий детектив дотянется до ее уровня. С кем из нас не случалось такого: книжка нашего детства, от которой не мог оторваться целую ночь на­пролет, над которой, чего греха таить, всплакнул, о ко­торой потом долго-долго вспоминалось, — эта книжка, попав в твои руки пятнадцать, двадцать лет спустя, вы­зывает только улыбку. 9 Их больше нет, книг нашего детства. Они — не те. Потому что мы — не те. Пятнадцать, двадцать, тридцать лет назад они с избытком обеспечивали нашу еще не развившуюся способность к эстетической работе. Сей* час они явно не справляются с этой задачей. Общеизвестна фраза Маркса о влиянии человеческой деятельности на самого человека: в результате ее он изменяет самого себя. Руки, ноги, уши, глаза — разве они у нас те, какими мы получили их от природы сотню тысячелетий назад? Восприятие искусства — деятельность не хуже дру­гой. Неуклонно, безостановочно человеческий род на­учается видеть, слышать, чувствовать окружающий мир тоньше, точнее, вернее. Древние, как выяснилось, не знали синего цвета и море называли зеленым. Были они погрубее нас и в постижении полутонов. Прокофьевские диссонансы вряд ли тронули бы классическое ухо. Маски, котурны и резонаторы, хор и пение не мешали древнегреческому зрителю упиваться историей царя Эдипа. А мхатовский спектакль «Чайка», перенесенный в ту далекую цивилизацию, наверняка не сорвал бы бе­шенных оваций. Пусть даже постановщики заменили бы героям костюмы и перебросили действие в древне­греческую современность. Все равно пьеса была бы освистана с таким же трогательным единодушием, с ка­ким хохотал над ней зритель Александринки в лето от рождества Христова 1896. Тонкость чеховских нюансов оказалась бы слишком высоко вознесенной над «кри­сталлизационным порогом» древнего грека. Разобрав­шись в самих событиях, антик не понял бы, что здесь, собственно, достойно его внимания. Он поверил бы, что это — «живая жизнь». Он не поверил бы, что это — хорошая драматургия. Он попросил бы чего-ни­будь попроще, попонятнее, с котурнами и резонатора­ми. Он попросил бы добрый старый табурет... 10 Размышляя об истории искусства, не следует остав­лять «5ез внимания эволюцию эстетических потребно­стей человека. Задача искусства — удовлетворять эти потребности все более полно, все более разносторонне. В силу этого, чтобы лучше выполнять свою роль, фор­мируются, утончаются, усложняются всевозможные средства и приемы художественного воздействия. На определенных этапах это приводит к ниспровержению одряхлевшей эстетической концепции, и тогда истори­ки дружно фиксируют начало нового художественного метода. Зеркало действительности? Разумеется. Но зеркало меняющееся, ибо от века к веку меняется тот, кто в него заглядывает. Отмечаемое всеми ощущение наивности старого искусства, святой, чарующей наивности, есть не что иное, как следствие возросшего уровня нашего художе­ственного восприятия. И шедевры не умирают лишь постольку, поскольку, в отличие от современной им средней продукции, они оказываются в состоянии об­служить и нынешние наши заметно возросшие требо­вания. Эти великаны забежали вперед. Иному из них досталось даже за это от недогадливых современников, чей «порог кристаллизации» еще не достиг того уровня, с которого только и можно было оценить это творение. Надо ли поминать позднего Бетховена, который почи­тателям Моцарта казался таким негармоничным и кото­рый кажется весьма гармоничным нам, современникам Шостаковича? Надо ли поминать Маяковского, с ко­торым нынче ополчаются на вольности какой-нибудь «Озы», забыв, как самому Владим Владимычу долго кололи глаза примером Пушкина... В кинематографе эволюция стала в особенности оче­видной. За шестьдесят с небольшим лет он пробежал расстояние от балагана до зрелого (или почти зрелого) искусства — путь, на который его собратья по Парнасу 11 тратили не одно тысячелетие. Посему их закономерно- сти на нем сказались нагляднее. Фильмы не стареют. Это взрослеем мы, зрители. Это оттачивается наш глаз. Это развивается наша способ­ность сопоставлять существо происходящего с одной, как бы случайно мелькнувшей деталью. Обратившись к значительному, по мнению учебников, кинопроизведе­нию далеких лет, мы оказываемся в непривычной для нас среде — так задыхаются в разреженном воздухе. Наши развившиеся способности к художественной ра­боте, к воссозданию высокого уровня «кристаллизации» не получают здесь достаточно пищи для себя, действу­ют в половину, в четверть, в одну десятую силы. Боль­ше того, благодаря своей остроте наши нынешние глаза открывают на каждом шагу подробности и детали, про­тиворечащие внешнему движению сцены. Эти подроб­ности и детали ускользнули от внимания и тогдашнего режиссера и тогдашнего зрителя, но в наших глазах они веско опровергают то, что в данной сцене режиссер на­мерен был сказать, а его современник-зритель понял.
Категорія: Фільм без інтриги | Додав: koljan
Переглядів: 347 | Завантажень: 0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП