ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Матеріали для курсової

Головна » Матеріал » Мистецтво та мистецтвознавство » Загальна історія мистецтва

Специфика стилевого пространства архитектуры конца XIX- начала ХХ вв.
14.04.2014, 10:31
В архитектуре рубежа XIX-XX вв. можно выявить ряд направлений: иррационализм (Арт-Нуво, пластицизм, югендстиль), рационализм, неоклассицизм, неоромантизм. Но есть основание объединить эти направления по ведущему принципу организации системы мироотношения, характеризующемуся приоритетом развития энтузиазно-религиозного направления. Предметом художественного воплощения выступают открытые, обнаженные душевные движения человеческого начала, духовные понятия погружения, растворения, самораскрытия, вчувствования, слияния, углубления, обесконечивания. Искусство рубежа XIX-XX вв. характеризует достаточная сложность стилевой определенности. При общем преобладании ареаромантизма (в архитектуре – направления Арт-Нуво, Каталонский модерн, югендстиль, стиль Сецессиона) можно отметить и линию ареаклассицизма (произведения неоклассицизма, рационализма). Соединение тенденций ареаклассицистического и ареаромантического стилей можно наблюдать как в творчестве одного художника, так и во всяком произведении искусства. Архитектуру рубежа XIX-XX вв. характеризует сосуществование двух направлений: романтического и классицистического. Сочетания этих разных тенденций наблюдаются не только в архитектуре одной страны, в творчестве одного архитектора, но даже и в одном художественном произведении. Объединяющим началом стало формирование архитектуры стиля «модерн», идейная основа и художественные приемы которого присутствуют в каждом произведении-репрезентанте архитектуры рубежа XIX-XX вв. Предпосылкой возникновения архитектуры стиля «модерн» является эклектика, развивавшаяся в XIX в. Архитектура эклектики не замкнута в границах одного стилевого направления; открыта для активного взаимодействия ряда художественных объект-языков в конструировании  Всеобщая история искусства. Курс лекций -889- Лекция 131. Общая характеристика архитектурного развития Западной Европы рубежа XIX-XX вв. МОДУЛЬ 9. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО РУБЕЖА XIX –ХХ ВВ. целого. Эклектическим периодом развития архитектуры были возрождены традиции архитектуры готики, барокко, рококо, классицизма как актуализирующие значимые концепции мироотношения. Но если для эклектики характерно лишь цитирование и воспроизведение, то в модерне происходит творение нового качества в результате синтеза художественных традиций. Художественные традиции архитектуры модерна: 1. Развитие архитектуры основывалось на изучении природного мира. Сами природные формы становились основой архитектурного моделирования. 2. Традиции готики: духовная устремленность, уподобление здания живому природному организму. 3. Традиции архитектуры Позднего Возрождения: слияние здания с пейзажем, единство архитектурных и природных форм; 4. Традиции архитектуры барокко: динамика архитектурных форм, перетекающих одна в другую, множество точек зрения на здание, воспринимаемое в движении. 5. Традиции рококо: атмосфера комфорта, организация интерьеров, создание памятников светской архитектуры. 6. Традиции восточного – арабского искусства: принципы арабского орнамента в линии модерна – арабеске. 7. Традиции японского искусства: актуальна идейнохудожественная программа японского искусства, обожествляющая природу, постулирующая отношение к природе и искусству как к религиозному культу; природная основа архитектурных форм; асимметричный принцип построения композиции, ценность пространственных и временных пустот, организуемых зданием; принцип линеарности. Архитектура, равно как и в эпоху готики, становится ведущим видом искусства. Здание представляет собой органичный синтез, стилевое единство. Многие архитекторы того времени были одновременно и художниками, и дизайнерами. Отличной от средневековья является функциональная ориентированность сооружений рубежа веков. Главным образом, это – частные особняки, виллы, отели, многоквартирные жилые дома, моделирующие эгоцентрическую религиозность, а также здания, связанные с демонстрацией произведений искусства – театры, выставочные залы, школы искусства. Строительство культовых сооружений было весьма редким явлением на рубеже веков. Функцию культового пространства взяло на себя интимное, камерное, индивидуальное помещение каждодневного бытия человека. Архитектурными средствами бытовое пространство было преобразовано в площадку душевного восхождения. Иногда архитекторы превращали в подобную площадку и городскую среду, создавая парки, павильоны метро, торговые дома и т.п.  Всеобщая история искусства. Курс лекций -890- Лекция 131. Общая характеристика архитектурного развития Западной Европы рубежа XIX-XX вв. МОДУЛЬ 9. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО РУБЕЖА XIX –ХХ ВВ. Произведения архитектуры модерна развиваются согласно вектору «вглубь и вверх». Решающую роль в формировании целостного облика здания играет интерьер, становящийся местом претворения программы идеалообразования во внутреннем мире человека. Интерьеры образованы многочисленными лестницами, переходами между этажами, обеспечивающими единство всего пространства. Соединительными элементами выступали перила, тонкие стеблеобразные колонны, рисунок стен. Внутреннее пространство в результате плавится, постоянно меняет свои границы, обнаруживает свою потенциальность, раскрывает бесконечность переходов одного качества в другое. Архитектура совершает преображение дома из среды обитания конечного земного существа в зыбкое, становящееся, претерпевающее метаморфозы, возводящее и восходящее пространство раскрытия внутреннего мира человеческой души. Архитектура стиля «модерн» выражает идею духовного роста, для своей материализации заимствующей формы органики. Лестницами возводя здание вверх, архитекторы модерна обнажали и непрочность внешней границы сооружения, также готовой для собственного преодоления. Вводились плафоны, витражи, окна, связывающие несколько этажей здания. Здание тем самым открывалось, демонстрируя прозрачность границы, не препятствующей взлету внутренне оформленного, взошедшего и готового выйти в сферы обесконечивания. В основу архитектуры конца XIX – начала XX вв. положено новое представление о законах организации пространства, сформировавшихся в данное время и открывших несовершенство Евклидовой геометрии, понимающей пространство как трехмерное и построенное на основе прямых линий. Было доказано Гауссовой геометрической теорией, что прямая линия в пространстве есть абстракция, в то время как истинная линия-конструктор пространственных отношений – кривая, являющаяся репрезентантом энергетических токов, пронизывающих собой мир. Кривая была воплощена в неправильной синусоиде. В архитектуре эта линия присутствует в качестве контура, рисунка архитектурной композиции, а также формирует структуру объектов. Позднее геометрией Гильберта были установлены правила руководства искусственной геометрией, а не истинными законами в создании пространства как научно-математического, так и архитектурного, что получило воплощение в архитектурном конструктивизме. Но в ситуации рубежа веков актуальным стало воссоздание истинной пространственной атмосферы мироздания, связывающего земное и небесное бесконечным множеством неосязаемых, сверхчувственных отношений. Общая теория относительности, развитая А.Эйнштейном на рубеже XIX-XX вв., предлагает представление о геометрии как форме искривления пространства, определяемой силовыми взаимодействиями тел. Это означает, что каждый объект наделен энергетическим полем, потенциально энергетически активен, и исходящая от объекта энергия формирует пространство. Визуализацией данного представления, оформленного в его религиозной значимости, становится архитектура модерна.  Всеобщая история искусства. Курс лекций -891- Лекция 131. Общая характеристика архитектурного развития Западной Европы рубежа XIX-XX вв. МОДУЛЬ 9. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО РУБЕЖА XIX –ХХ ВВ. Произведения архитектуры модерна представляют пространство лишенным геометрически четких и правильных форм, прямых линий и углов, точных соотношений, свободно построенным, асимметричным, текучим, скользящим, изобилующим подвижными линиями, извивающимися, переплетающимися волно-, змееобразными кривыми, образующими плавные скругленные или срезанные углы. Архитектура модерна воплощает пространство, наполненное внутренним взаимодействием, динамикой, энергией. Архитектурные формы находятся в состоянии постоянной пульсации, напряжения и расслабления, сужения и расширения, внутренней жизни.
Категорія: Загальна історія мистецтва | Додав: koljan
Переглядів: 320 | Завантажень: 0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП