ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Матеріали для курсової

Головна » Матеріал » Мистецтво та мистецтвознавство » Загальна історія мистецтва

Специфика пейзажной концепции произведений Дж.Констебла
14.04.2014, 09:54
Пейзаж – главный жанр, в котором реализовал свою художественную концепцию Джон Констебл, понимая природу как наиболее актуальный художественный материал для организации идеалообразующего процесса.  Всеобщая история искусства. Курс лекций -849- ТЕМА 37. ЖИВОПИСЬ И ГРАФИКА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XIX В. Лекция 124. Живопись направления «реализм». Реалистический пейзаж Англии Концепция национального пейзажа. В отличие от концепции идеального пейзажа, распространенной в исторической живописи этого времени, национальный пейзаж Англии отличается такими характеристиками, как туманность, дождливость, влажность. Свою творческую программу Констебл называл программой «естественного живописца» (natural painter). И та история, которую он создает в своих произведениях, именуется им «естественной историей»: это сюжетика, связанная с движением облаков, их влиянием на природу земную. Концепция реалистического пейзажа. Констебл писал, что живопись существует для того, чтобы понимать. Это значит, что живописные произведения открывают путь к познанию устройства мира и устроителя этого мироздания. Этому принципу созвучны слова Фаворского: «Гораздо труднее увидеть и показать прекрасное во всем известных вещах». Подобная же поэтическая концепция значимости намеренно простого и умение видеть кажущееся простое как истинно прекрасное содержится в произведении таких актуальных для Констебла поэтов, как Китс и Бёрнс. Значительность любого проявления природы. Принцип пленэрной живописи был открыт Констеблом в 1809-1811 гг., к началу 1820-х гг. этот принцип был им разработан. Работал на основе множества этюдов с натуры. На обратной стороне выполненных в путешествиях эскизов Констебл делал комментарии относительно погодных условий, направления ветра, состояния и характера облаков: «сумерки после очень ясного дня», «полдневные облака, рассеивающиеся после дождя». Причем чаще всего Констебл работал с одним и тем же природным мотивом: местность, где он родился, воссоздавая это пространство вновь и вновь в разном состоянии освещения и погоды, разное время дня. Этюды Констебл писал маслом, что уравнивало в значении эскиз и законченную картину, а в поздний период творчества делало эскиз самостоятельным произведением. Эскизность, мнимая незаконченность произведений Констебла в действительности является наиболее корректным методом освещения истинного устройства мира, пребывающего не в статике, но в постоянном движении сфер. Такая техника исполнения обнаруживает перетекание, взаимное отражение земного и небесного, единение сфер. Новые тенденции изображения природы в ее воздушном, светоносном, прозрачном, движущемся, изменчивом состоянии. Передача природного настроения. Единство природных элементов Констебл понимал как главное качество художественного целого: «целостный облик природы во всех ее разнообразных изменениях», критиковал метод французских художников, которые копируют отдельные природные элементы, которые выглядят изолированными друг от друга, самостоятельными; причем французские художники копируют не с натуры, а с художественных произведений прошлого. Констебл использует прием тонального, колористического единства композиции. Известно, что иногда эскизы произведений Констебл создавал  Всеобщая история искусства. Курс лекций -850- ТЕМА 37. ЖИВОПИСЬ И ГРАФИКА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XIX В. Лекция 124. Живопись направления «реализм». Реалистический пейзаж Англии на цветной бумаге, тем самым выбирая единую цветовую основу для создания художественного целого. Творчество Констебла сыграло значительную роль в развитии новой живописной концепции в искусстве XIX в., во многом определило достижения французских художников: романтиков, реалистов и импрессионистов. Модель природного мира, который в произведениях Констебла раскрывается как репрезентант Абсолютного начала, такова. Имеется изображение двух пространств: неба и земли, причем горизонт, как правило, занижен, что приводит к приоритету небесного пространства. Точка зрения, которая выбирается в его произведениях, – часто на уровне горизонта, что позволяет взгляду и не отрываться совершенно от поверхности земли, но видеть ее как безграничный дол под покровом небес. Кроме того, такая точка зрения позволяет видеть соотношение земли и неба с доминантой неба. Именно стихии неба и земли вступают в отношения в произведениях Констебла как непосредственные герои и эти отношения составляют истинный сюжет. Сюжет не имеет значения в аспекте частных и преходящих событий, отвлекающих от главного события, каковым является Со-бытие земного и небесного, Дольнего (поскольку земля у Констебла всегда представляется долом, долиной) и Небесного. В ранний период творчества у Констебла были ходы решения небесного как горнего, введение гор как переходного элемента между землей и небом. Например: «Вид в Хёрсли» (1804), «Вид в Борроудейле» (1806). Но затем концентрируется на концепции горизонтальных параллелей земли и небес, представляя мир земным долом. За основу берется Дедхемская долина, обозначаемая ориентирами конкретного места. Функцию связующих элементов между землей и небом выполняют деревья. В зрелый период творчества помимо деревьев в произведениях Констебла появляются готические шпили: «Собор в Солсбери». Показательно произведение «Близ собора в Солсбери» (1821), в котором сближаются и уравниваются тем самым в своем значении деревья и готический шпиль. Данное сближение при переходе на уровень значений может быть понято как создание векторов естественного духовного устремления земного мира в небесные сферы. Тем самым выстраивается модель дола (объективно – долины, символически - дольнего мира) с расставленными акцентами-указателями в пространство небесной сферы. Эти указатели являются ориентирами взгляда вверх. В произведении «Собор в Солсбери» функция прорыва границ дола, присущая готическим формам, визуально подтверждается расположением шпилевидной башни собора под сомкнутой аркадой ветвей, и стрела собора прорывает эту сомкнутость. В произведении «Песчаный откос» роль такого указателя выполняет сама земля, направляющая взгляд вверх, в небо. Природное начало в качестве посредника в отношении человеческого и божественного выявляется и в таких рисунках, эскизах Констебла, которые можно назвать «портретами» деревьев. Например: «Ствол вяза». Важно, что природа в произведениях Констебла обретает качества конкретики,  Всеобщая история искусства. Курс лекций -851- ТЕМА 37. ЖИВОПИСЬ И ГРАФИКА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XIX В. Лекция 124. Живопись направления «реализм». Реалистический пейзаж Англии доминирует единичное начало (не просто английская земля, но земля южной Англии, Дедхемской долины, берегов реки Стур). Это говорит о значимости реалистического хода в развитии пейзажа, в основе которого лежит понимание сущности, проявляющейся в каждодневном, близком, существовании земного мира. Место человека в модели мироздания, создаваемой в произведениях Констебла, таково. Показательно, что человек не берет на себя внимание в этой модели, не заявляет о себе и своих событиях в разрез с ключевым Событием, совершающимся во Вселенной. Человек представлен в неразрывном единстве с земным пространством, благодаря композиции, сюжетному характеру крестьянского облика и образа жизни, но, прежде всего, благодаря технике, он сливается с природным миром в единое целое. Как правило, человек в произведениях Констебла – это крестьянин, занятый сезонным трудом, работающим на в земле. Движение человека определяется движением природных элементов: например, в художественном пространстве произведения «Телега для сена» водный поток определяет направленность движения человека, вода составляет стержень, на который нанизаны действия персонажей по берегам реки: охотника в камышах, женщины, зачерпывающей воду, едущих в телеге. Река здесь предстает как жизненный стержень, и как символ самой жизни. Для Констебла было характерно стремление к научному познанию механизмов природных явлений. Изучение природы меняющегося света. В связи с этим было выполнено множество эскизов с изображением неба, облаков.
Категорія: Загальна історія мистецтва | Додав: koljan
Переглядів: 425 | Завантажень: 0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП