Статистика
Онлайн всього: 7 Гостей: 7 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
Теоретические основания романтизма в живописи Западной Европы XIX в.
| 13.04.2014, 22:21 |
Художественные предпосылки возникновения романтизма Философская программа. Энтузиазная религиозная модель мироотношения, организуемая памятниками живописного романтизма. Концепция самопреодоления человеческого начала в устремлении к абсолютному. Немецкая философия начала XIX в. во многом определила ход развития художественного творчества как в Германии, так и в целом в Западной Европе. Следует назвать представителей немецкой философской мысли этой эпохи. Прежде всего, это Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814). Одним из узловых положений концепции Фихте было понятие свободы личности, абсолютной свободы воли. Фихте принадлежал к субъективноидеалистическому направлению, и его точка зрения заключалась в том, что исключительно активная деятельность абсолютного «Я» является изначальной силой, созидающей всё мироздание. Романтики стремились оформить основания для утверждения тотальной роли «Я» в мироздании. В качестве основы ими была избрана философия Фихте, который понимал «Я» как некую абсолютную величину, конструирующую мир. Немецкие романтики иенской школы внесли изменения в понимание категории «Я». Так, если Фихте рассматривает «Я» как изначальный философский принцип бытия всего сущего, то это – категория, обозначающая абсолютное философское «Я». В произведениях романтизма эта категория синтезируется с «Я» в смысле конкретного, эмпирического «Я» отдельной личности. Определяющую роль в становлении романтического мировоззрения сыграл Фридрих Шеллинг (1775-1854), представитель классического идеализма. Шеллингом был разработан принцип тождества природы и сознания. Это тождество аргументировалось им следующим образом: изначально существовала только природа и она была реальным воплощением бессознательного субъективного начала. На последующих ступенях эволюции природа обрела своё высшее выражение в человеческом сознании. В таком случае искусство как продукт деятельности сознания, является выражением мирового духа, и, тем самым, синтезом сознания и природы. Следует отличать ту концепцию природы, которую выработали просветители, от романтического толкования природы. Просветители требовали подражания природы, романтики же считали, что искусство является выражением абсолютной идеи, которая содержится в природе. Т.е.
Всеобщая история искусства. Курс лекций -819-
ТЕМА 37. ЖИВОПИСЬ И ГРАФИКА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XIX В. Лекция 118. Живопись стиля «романтизм» в Западной Европе. 1810-1820-Х гг.
идея там потенциально содержится, нужно лишь понять это, увидеть ее, прочитать и адекватно выразить. Безусловно, такая миссия далеко не проста, и потому здесь на первый план и выходит концепция художника – гения, т.е. лишь художник-гений способен уловить в природе эту абсолютную идею, поэтому особый акцент ставится на бессознательности, чудесности творчества. Наконец, своей вершины немецкий классический идеализм достигает в философии Г. В. Ф. Гегеля (1770-1831). По Гегелю, развитие искусства проходит 3 фазы: символическая (представитель – восточное искусство), классическая (античное искусство) и романтическая. Это – 3 разных способа выражения абсолютной идеи в действительности. Третья фаза – романтическая - наиболее полно воплощает реализацию идеи. Спецификой этой фазы является преобладание содержания (идеи) над формой (символической – формы над содержанием, классической – форма в полном соответствии с содержанием). К романтической фазе Гегель причислял средневековое искусство, а также современное. Таковы были философские, эстетические предпосылки, определившие собой специфику искусства этого периода. Художественные предпосылки возникновения романтизма в живописи XIX в. связаны с актуализацией художественных традиций эпохи Позднего Возрождения и барокко. Произведения, выполненные в данных традициях и так же, как и романтизм, принадлежащие стилевому пространству «ареаромантизм» производят идеалообразование с позиций преимущества энтузиазного движения человеческого начала, из глубин собственного «Я», строящего религиозный диалог с Абсолютным началом. |
Категорія: Загальна історія мистецтва | Додав: koljan
|
Переглядів: 262 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|