ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Матеріали для курсової

Головна » Матеріал » Мистецтво та мистецтвознавство » Загальна історія мистецтва

Произведения зрелого периода творчества Ф. Гойи
13.04.2014, 21:15
Особое место среди произведений Гойи занимают две картины «Одетая маха» и «Обнаженная маха», созданные мастером приблизительно в 1802 г. Они не принадлежат строго к портретному жанру. Скорее здесь воплощен эталон рокайльно чувственной женской красоты, призванной эротически соблазнить и преобразить стремящуюся к Духу человеческую душу. Показательно, что слово «маха» применительно к этим картинам появилось только в 1831 г., т.е. уже после смерти художника. В описях же 1808 г. знаменитой коллекции Мануэля Годоя, в которую входили данные произведения, «Одетая маха» и «Обнаженная маха» именуются, соответственно, «Цыганкой» и «Венерой». Кстати, в коллекции Годоя в те времена находилась также картина «Венера с зеркалом» Диего да Сильва Веласкеса, которой, вероятно, был вдохновлен Гойя в период создания им своих парных творений. При сопоставлении произведений друг с другом нетрудно обнаружить, что в изображении женщин, лежащих на ложе и белоснежных подушках в одной и той же позе, много несхожего. И дело тут не только в том, что на одной картине изображена дама в нарядном костюме мадридской манолы, а на другой - женщина, демонстрирующая красоту своего нагого тела. Одетая героиня в принципе гораздо скованнее обнаженной. Ее поза эффектно напряжена, а подкрашенное лицо с испытывающим зрителя взглядом напоминает игривую маску. В изображении «Цыганки» много вызывающе соблазняющего и чарующе заражающего. Задача искусственности и искусности картины - заманить общающегося с ней человека в сети художественного искуса и возбудить в нем сексуальную энергию земного «эроса». Напротив, нагая героиня представлена более естественной и покойной. Ее фигура грациозно свободна, а взгляд обращен не столько вовне, сколько вовнутрь. В изображении фигуры «Венеры» много непропорционального: крупная голова, пышная грудь, тонкая талия, развитые бедра, короткие стройные ноги с маленькими изящными ступнями. Но именно в неправильности живописного тела состоит его волнующая привлекательность. Задача искусственности и искусности картины — испытать зрителя и преобразить его по-земному бытовой «эрос» в страстную силу небесного «Эроса», совокупляющего естество индивидуальной человеческой души с высотами вселенского Духа. Интересно, что в специальном кабинете дворца Мануэля Годоя обе эти картины помещались на стене одна поверх другой таким образом, что с помощью специального шарнира при необходимости можно было  Всеобщая история искусства. Курс лекций -768- ТЕМА 34. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ XVIII В. Лекция 108. Творчество Франсиско Гойи перевернуть произведение «Одетая маха» и увидеть из-под него являющееся творение «Обнаженная маха». На глазах зрителя «Цыганка» превращалась в «Венеру», тем самым способствуя открытию тайны оборачивания художественно искусственного в истинно естественное. В 1814 г. по предложению Гойи Регентский совет испанского королевства в ознаменование шестой годовщины мадридского восстания заказал мастеру две картины. В результате на свет появились два живописных произведения одного и того же размера (266x345 см), составляющие исторический диптих и изображающие «Восстание на Пуэрта дель Соль 2 мая 1808 года» и «Расстрел мадридских повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года». Композиция первой картины завязана в один динамичный узел. Представлены всадники французской кавалерии — египетские мамлюки в восточных одеждах, - пытающиеся уйти от преследующей их лавины восставшего народа Испании. Фигуры стремительны, сжаты в упругом прыжке, жесты резки и беспощадны, лица искажены. Мадридцы изображены яростно атакующими, французские войска — в ужасе обороняющимися. Вторая картина демонстрирует акт ночного расстрела группы героев безликой шеренгой вооруженных ружьями солдат. Здесь все пронизано символикой. Неумолимости надвигающейся гибели резко противопоставлены не ужас или обреченность, а волевая собранность и энергия человеческих чувств. Главный персонаж произведения - смуглый черноволосый простолюдин в ослепительно белой рубашке. Его фигура с раскинутыми в стороны руками вся словно распятие — символ христианской мученической смерти во имя человеческой справедливости. Гора же, на фоне которой разворачивается действо, выступает символом высокого Духа во плоти порабощенных, но душевно не сломленных людей. Глухая ночь символ покрова, под которым скрывается злодеяние, а фонарь - символ света совести, высвечивающий страшную картину убийства людей. Если первое произведение имеет сугубо национальный характер, то второе выходит далеко за пределы живописного изображения конкретного факта испанской истории и приобретает общечеловеческое значение. Изображенное здесь событие актуально для политического поведения любого государства мира в каждый период его исторического развития. Недаром картина Гойи «Расстрел...» пользуется поныне всеобщей известностью. Картина «Святой Франциск Борджиа изгоняет демонов из умирающего» (1788) стала первым произведением, в котором Франсиско Гойя предпринял попытку наглядного воплощения темных сторон человеческой сущности в виде фантастически страшных демонов, мучающих людскую душу и издевающихся над плотью. Мастер показывает, что сам человек, отведав в лечебных целях наркотического зелья, способен «выпустить джина из бутылки», с которым уже не в состоянии справиться даже пришедший на помощь святой Франциск Борджиа с распятием в руке. Мир человека из-за допущенной им беды раскололся на сферы тьмы и света.  Всеобщая история искусства. Курс лекций -769- ТЕМА 34. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ XVIII В. Лекция 108. Творчество Франсиско Гойи Причем сфера тьмы, содействуя человеческой смерти, произвела огромный полог и пытается завоевать, поглотить, запахнуть собой световую сферу для того, чтобы весь мир погрузился в сплошной мрак. В офорте «Сон Разума рождает чудовищ» из серии «Капричос», которая была создана Гойей через четыре года после картины «Святой Франциск Борджиа...», мастер попробовал ответить на вопрос о том, что способствует укреплению демонической стороны человеческой сущности. Подпись под офортом провозглашает: «Воображение, покинутое разумом, порождает немыслимых чудовищ; но в союзе с разумом оно - мать искусств и источник творимых ими чудес». Вообще восемьдесят офортов серии «Капричос» включают несколько сюжетных мотивов, причудливо связанных между собой. Все они призваны не дать один, а наметить целый ряд ответов на вопрос об источнике пособничества человека тем демоническим силам, которые обитают вне его и в нем: зло, ложь, паразитизм, лицемерие, произвол человека по отношению к другим людям, безверие или искажение веры, дурное отношение между полами, людская темнота и фанатизм, нравственная распущенность. В истории испанской культуры создание серии «Капричос», включившее Гойю в число лучших мастеров мирового графического искусства, по охвату национальной жизни, многоплановости, сложности, богатству художественных проблем прекрасно сопоставимо с другим великим произведением испанского и мирового искусства - «Дон Кихотом» Мигеля Сервантеса.
Категорія: Загальна історія мистецтва | Додав: koljan
Переглядів: 287 | Завантажень: 0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП