Статистика
Онлайн всього: 11 Гостей: 11 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
Образец скульптуры классицизма – скульптурная группа «Тесей и кентавр» А. Кановы
| 13.04.2014, 20:30 |
Образцовым произведением классицизма рубежа XVIII-XIX вв. является «Тесей и кентавр» (1804-1819) итальянского ваятеля Антонио Кановы - мастера, который сыграл значительную роль в развитии европейской классицистической скульптуры. Композиция из двух фигур изображает схватку героя Тесея с кентавром. Тесей, стоя коленом на груди поверженного на землю кентавра, сдавливает одной рукой его горло, а другой, сжимающей дубинку, делает резкий замах для удара. Своей патетикой и драматичностью действия данная скульптурная группа напоминает знаменитый древнегреческий «Лаокоон». Это не случайно, ибо, как и в эллинистическом памятнике античного классицизма, выверенное до мелочей построение придает «Тесею и кентавру» сугубо классицистическую статичность и устойчивость, чувственно являя суть процесса оконечивания бесконечного.
Всеобщая история искусства. Курс лекций
-730-
Лекция 101. Западноевропейская скульптура стилей «барокко», «рококо» и «классицизм» XVIII в.
ТЕМА 33. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ СКУЛЬПТУРА XVIII В.
Скульптурная группа «Тесей и кентавр» обладает классицистической «линейностью» - четко очерченным контуром и подчеркнуто силуэтным характером. Все пластические формы произведения определяют себя с помощью линейного мотива. Статуарная группа имеет строго определенную и довольно узкую зону наибольшей представленности, по отношению к которой другие аспекты и ракурсы скульптуры являются второстепенными. Светотень каждого элемента обеих фигур подчинена пластическим формам, выступая в роли их своеобразного предъявителя или демонстратора. Скульптурная группа «плоскостна», т.е. при всей своей объемности построена больше не по стереометрическим, а по геометрическим законам. Несмотря на сложность поз героев произведения, каждый из скульптурных персонажей предельно фронтален и представляет собой совокупность пластических плоскостей, явленных из глубины композиции вовне. Статуарная группа есть скорее горельеф, нежели полноценно круглая скульптура. При этом главные пластические и сюжетные аспекты вынесены на переднюю плоскость изображения, структурированную рядом геометрических фигур. Большой умозрительный треугольник, вершинами которого служат правая ступня Тесея, левая кисть кентавра и шлем героя, разворачиваясь сверху вниз, композиционно определяет всю статуарную группу. Множество других виртуальных треугольников представляют собой соподчиненные геометрические фигуры, призванные всячески поддержать и обогатить центральный мотив. Произведение отличает типично классицистическая «замкнутость» скульптурных форм внутри общего контура, который, словно некое покрывало, охватывает все изображение. Пластические тела нигде не прорывают эту обволакивающую и замыкающую их в себе границу и даже не пытаются выйти за ее пределы. Изображение ограничено в себе самом и в каждой своей части объясняется самим собой. «Тесей и кентавр» характеризуется «множественностью». Внутри единой контурной линии, охватывающей скульптурную группу, каждая фигура относительно самостоятельна и составляет с другой также относительно самостоятельной фигурой некие пластически самоценные величины. Любая деталь изображения, визуализируя процесс эманации Единого во многое, хотя и вплетена в общую композиционную ткань, не растворяется в ней без остатка, а существует как некий релятивный независимо функционирующий элемент. «Ясность» классицистической группы - это отчетливость каждой пластической формы, ее легкая узнаваемость, даже в случаях, если она перекрыта чем-либо или изображена лишь частично. Произведение демонстрирует, что оно есть исчерпывающее раскрытие и предельная кристаллизация в конечных чувственно данных каменных формах бесконечной сущности. |
Категорія: Загальна історія мистецтва | Додав: koljan
|
Переглядів: 888 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|