Статистика
Онлайн всього: 8 Гостей: 8 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
Специфика «неопалладианства» в архитектуре Англии XVIII в.
| 13.04.2014, 20:28 |
Поколение зодчих, сменивших Рена, Вэнбру и Хоксмура, яростно полемизировало с их воззрениями на принципы архитектуры. Отрицая пафосность «Анны стиля» начала века, английские архитекторы и заказчики первой и особенно второй четверти XVIII столетия выказывали стремление к идеалу, «истоки которого в истине и натуре», и предпочитали формы зданий, свободные от всяческих излишеств барочных украшений. С целью всемерного укрепления классицистических позиций в Англии в 1715 г. вышли два тома «Британского Витрувия». В первом томе содержались изображения ста лучших английских зданий, построенных в XVII в. в духе палладианского зодчества, а во втором - перевод «Четырех книг» Андреа Палладио. В 1727 г. были опубликованы лучшие архитектурные работы «британского Палладио» Иниго Джонса. Зодчий Ричард Бош, третий граф Берлингтон, организовал кружок английских интеллектуалов, целью которого было возвращение национальной архитектуры к «правильным и благородным законам», действовавшим в античные времена и интерпретированным в эпоху Возрождения славным Андреа Палладио, а также английским зодчим Иниго Джонсом. Этот кружок, куда входило немало талантливых архитекторов (например, Колин Кэмпбелл, Уильям Кент), стал главным вдохновителем новой волны палладианства в Англии. Таким образом, в первой половине XVIII в. основополагающим компонентом британского светского зодчества стала классицистическипалладианская формула архитектуры в ее национальной обработке. Сам лорд Берлингтон создал в Миддлсексе Чизвик-хаус (1723-1729) — образцовый пример неопалладианской архитектуры «стиля Георга I». План этого хоромного сооружения, представляющий собой квадрат с восьмиугольником в центре, восходит к зданию «вилла Ротонда» Палладио. Центральный перекрытый куполом зал окружают геометрические в плане,
Всеобщая история искусства. Курс лекций -721-
МОДУЛЬ № 7. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО XVIII В. Лекция 100. Классицизм в архитектуре Англии XVIII в.
соединенные проходами помещения; их пространство дополнительно увеличивается апсидами, оформленными нишами со стоящими в них статуями. В трактовке внешнего облика Чизвик-хауса использованы архитектурные элементы, отсылающие к постройкам стиля «античный классицизм». Например, шестиколонный коринфский портик здания обязан своим возникновением древнеримскому храму Юпитера, а полукруглые, разделенные на три части оконные проемы подкупольного барабана сооружения напоминают о римских термах. Окна садового фасада с изогнутыми арочными завершениями и разделенными колонками представляют собой вариацию на тему венецианской архитектуры стиля «классицизм Ренессанса». Однако все эти элементы не являются буквальными цитатами античных источников, а преображены в соответствии с идеями Палладио. Интерьеры Чизвик-хауса были созданы главным образом под влиянием архитектуры Иниго Джонса. Все помещения здания соединены между собой, и каждая комната отвечает своему предназначению с помощью оригинальной живописной декорации и мебели. Среди множества английских архитекторов, в это время благосклонно расположенных к неопалладианству, исключение составлял разве что зодчий Джеймс Гиббс, ориентированный в своем творчестве на традиции стиля «классицизм Ренессанса» эпохи итальянского маньеризма XVI в. Это подтверждает созданная мастером Библиотека Рэдклиффа (1737-1749) в Оксфорде. Ротондальный, перекрытый куполом с фонарем объем здания покоится на рустованном нижнем ярусе. Пары коринфских полуколонн оживляют поверхность стены. Получается, что в течение нескольких десятилетий первой половины XVIII столетия практически вся Англия была застроена зданиями в духе неопалладианства, состоявших из спроектированных по строгой системе отчетливо выделенных кубических объемов. Их чрезвычайно скупо декорированные фасады с неизменным постоянством украшали, наподобие античных храмов, большие портики над рустованным цокольным этажом. В отмеченные времена архитектурное искусство Андреа Палладио возвысилось до уровня некоего священного идеала. Творческое наследие этого архитектора итальянского Возрождения стало для Англии непререкаемым образцом, от которого ни зодчим, ни заказчикам не позволялось отклоняться. Считалось, что здания Палладио чувственно являли собой сущность объективных, покоящихся на универсальных законах Мироздания представлений об абсолютной красоте, явленной в человеческий мир. Однако в середине XVIII в. в зодчестве английских частных сооружений появляется нечто выходящее за пределы жесткой схемы неопалладианства. В эту пору неподалеку от Лондона был построен ряд небольших сельского типа домов для богатых буржуа. Образцом такого дома является Ротхем Парк (1754), возведенный архитектором Айзеком Уэром.
Всеобщая история искусства. Курс лекций -722-
МОДУЛЬ № 7. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО XVIII В. Лекция 100. Классицизм в архитектуре Англии XVIII в.
С одной стороны, композиционным ядром здания выступает характерный для неопалладианства кубический объем с пятью оконными осями и четырехколонным ионическим портиком с треугольным фронтоном. Рустованный цоколь, бельэтаж, мезонин и аттик над карнизом, увенчанным балюстрадой, составляют четыре этажа здания. С другой стороны, этот в общем типично неопалладианский дом оживлен новым, исключительно английским по духу элементом: боковые окна второго этажа образуют трехгранные выступы в качестве разновидности эркера, поднимающегося от уровня земли. Причем, эта многогранная форма поддержана архитектурой угловых башен виллы Ротхем Парка. Данный строительный элемент, явившийся отступлением от неопалладианских принципов и быстро приобретший среди заказчиков популярность, был, тем не менее, издавна хорошо известен в национальном зодчестве Британии: он нередко встречается в английских зданиях, возведенных еще в эпоху средневековья. Ротхем Парк есть свидетельство того, что в середине XVIII в. безраздельное господство неопалладианства было слегка поколеблено. Жажда познания, характерная для эпохи Просвещения, начала распространяться в Англии как на исследование собственной национальной художественной культуры, так и на анализ античных памятников. Во-первых, в середине века среди просвещенных англичан нередко наблюдается активное увлечение готикой. Ее начинают рассматривать и исследовать как христианский и национальный стиль. При этом изучение средневековых английских строений проводится пристально и с научной педантичностью. Во-вторых, с 1711 г. в Италии производятся раскопки древнеримского города Геркуланум, а с 1733 г. – Помпеи. В результате археологических работ было выяснено, что представления Андреа Палладио о подлинной архитектуре античного классицизма весьма далеки от истины. Более того, изучение английскими учеными в 1751-1755 гг. древнегреческих храмов в Афинах показало, что античное греческое зодчество во многом отличается от римского и что сами древнегреческие и древнеримские архитектурные здания бывают разнообразных типов. |
Категорія: Загальна історія мистецтва | Додав: koljan
|
Переглядів: 637 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|