Статистика
Онлайн всього: 3 Гостей: 3 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
Церковь св. Карла Борромея в Вене как репрезентант культовой барочной архитектуры Австрии
| 07.04.2014, 23:04 |
Культовые австрийские сооружения стиля «барокко», как и светские, обязаны своим развитием творчеству замечательного мастера Фишера фон Эрлаха. По его проекту в центре Вены был воздвигнут архитектурный шедевр - самая большая и красивая среди барочных католических храмов германских стран Карлскирхе, или церковь св. Карла Борромея (1716-1737). В плане церкви идущая с запада на восток продольная ось нефа пересекается с осью широкого западного фасада. Сердцем структуры сооружения является любимый Эрлахом овал. Над ним возвышается купол на высоком барабане. Внутри неф в форме овала одновременно распространяется и вширь, и ввысь. Капеллы, ризницы и боковые помещения организованы вокруг хора. При входе в церковь архитектурные формы стиля Барокко организованы так, что сразу увлекают прихожан вперед и вверх по направлению к свету, который открывается перед ними ритмом конструкций сооружения и оконных проемов. Анализ «фасадной стороны» Карлскирхе показывает, что этот шедевр мирового зодчества структурирован по законам некоего архитектурного космоцентрического «контрапункта». Шесть больших архитектонических элементов, из которых состоит церковь - купол на высоком барабане; вестибюль в форме шестиколонного античного портика, слившегося с аттиком; две гигантские колонны, каждая из которых напоминает древнеримскую триумфальную колонну Траяна или Марка Аврелия; два башенных павильона, - упорядочены в соответствии с одним весьма показательным для барочного художественного проектирования принципом: два способа композиционной организации этих шести элементов взаимно ограничивают, перекрывают и обогащают друг друга и, наконец, сливаются вместе в новое смысловое целое. При «вертикально-горизонтальном» способе композиционной организации шесть архитектурных форм фасада храма соотносятся друг с другом следующим образом. Во-первых, они наглядно объединяются между собой в своеобразный высокий вертикально вздымающийся элемент сооружения. Могучий цилиндр барабана вместе с куполом и два столь же высоких, стройных, однако более компактных цилиндра колоссов-колонн имеют возможность умозрительного
Всеобщая история искусства. Курс лекций -705-
ТЕМА 32. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ АРХИТЕКТУРА XVIII В. Лекция 96. Архитектурное барокко Австрии XVIII в.
соединения в некую одну архитектурную общность. Чтобы взаимопринадлежность и слитность этих частей церковного здания была более определенной, все они наделены тремя очень похожими фонарями. Во-вторых, умозрительно соотносятся друг с другом три разливающихся в ширину горизонтальных элемента сооружения: два башенных павильона по флангам и средний колонный зал соединяются промежуточными структурами в особый весьма широкий вестибюль. В пределах подобного способа организации архитектурных форм композиция храма представляет собой виртуальный «крест», гармонизирующий в единое целое вертикальные и горизонтальные части церковного сооружения. При «диагональном» способе композиционной организации те же шесть архитектурных форм фасада храма имеют возможность умозрительной группировки по-другому принципу. Во-первых, купол церкви и два ее башенных фланговых павильона образуют наглядную пирамиду или, скорее, виртуальный геометрически плотский треугольник, направленный вершиной вверх. Во-вторых, две колонны и портик структурируют перед пирамидной группой архитектурных форм умозрительный треугольник, направленный вершиной вниз. Весьма примечательно, что трехсоставная группа архитектурных частей церкви, образующая слой композиционного треугольника, направленного вершиной вверх, выдержана в стиле барокко, тогда как трехсоставная группа архитектурных форм, образующая слой композиционного треугольника, направленного вершиной вниз, решена в стиле «классицизм»: античный шестиколонный портик получает возможность наглядного объединения с двумя античными же триумфальными колоннами. Слой «задней» группы архитектурных элементов храма, призванный чувственно явить сущность процесса имманации душевной энергии верующих людей к Богу, в своей середине как бы восходит, повышается. Слой «передней» группы архитектурных элементов храма, цель которого визуализация процесса эманации божественной энергии, в своей середине как бы нисходит, понижается. Вместе эти слои образуют виртуальную геометрическую фигуру, наглядно представляющую суть кольцевого энергетического движения эманации Единого во многое и имманации многого в Единое, раскрывающую основу религиозной тяги человека и Бога навстречу друг другу. Интересно, что фронтон портика Карлскирхе, подкрепляя идею божественной эманации посредством избранных святых, посвящен апофеозу Карла Борромея, а рельефы обеих колонн демонстрируют чудесные дела этого святого на земле. Конек фронтона украшен эмблемами короны и орла. С другой стороны, зримым воплощением идеи имманации духовной энергии верующих людей к божественному Духу служат скульптурные изображения Веры и Надежды, венчающие правый и левый угловые павильоны церкви. Символом Любви, замыкающей триаду, в данном случае выступает изображение креста, царящего над куполом храма. Корона и орел в вершине умозрительного треугольника, направленного вниз, - известные знаки
Всеобщая история искусства. Курс лекций -706-
ТЕМА 32. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ АРХИТЕКТУРА XVIII В. Лекция 96. Архитектурное барокко Австрии XVIII в.
Дольнего мира, тогда как крест в вершине виртуального треугольника, ориентированного вверх, - устойчивая эмблема Горнего господства. Оба композиционных треугольника как символы стремления к единству Дольнего и Горнего миров спаяны в союз друг с другом через изображения святого Карла Борромея, который представлен в скульптурах и рельефах храма и в роли героя, направляющего помыслы людские к Богу, и в роли пророка, выполняющего на земле божественную волю (факт, который лег в основу идеи создания церкви - заступничество святого за людей перед Господом, спасшее Вену от чумы). В пределах эманационных и имманационных движений между Горним и Дольним мирами с помощью архитектурных форм храма развитие получает также и мощное движение по глубинной горизонтальной оси. В центре композиции сооружения динамика форм осуществляется из глубины вовне, энергетически вырываясь, изливаясь, проявляясь наружу через колонны классицистического портика по его ступеням. По флангам динамика форм осуществляется извне в глубину, энергетически вливаясь, врываясь, проникая вовнутрь церкви через арочные врата боковых павильонов, выполненных в стиле «барокко». К этой динамической пульсации архитектурных элементов вовне и вовнутрь весьма тонко подводит движение на границе обоих потоков спиральных колонн - ленты их рельефов «вращаются» именно в том направлении, какое и должно от них ожидать, помогая как выходу божественной энергии из глубины храма наружу, так и входу человеческой энергии снаружи в глубину храмового сакрального пространства. Получается, что движение эманации и имманации по вертикальной оси церкви дополняется и разворачивается посредством ее горизонтальной глубинной оси. В целом уникальный фасад храма Карла Борромея есть нечто неповторимо исключительное и в то же время среднее между триумфальной аркой Константина, Пантеоном, колоннами Траяна, Марка Аврелия и собором св. Петра, что отнюдь не является странным, ибо церковь гармонично объединяет и космоцентрическую идею вотивного сооружения, и социоцентрическую идею репрезентации монаршей власти, являясь священным памятником «австрийской набожности». Празднично и величественно покоясь в центре австрийской столицы как главная церковь «Священной Римской империи» и успешно собирая воедино в высшей степени репрезентативные символы античного и христианского зодчества, Карлскирхе в визуализированной форме пророчески и героически как бы «назначает» Вену новой правопреемницей Рима. Для европейцев XVIII столетия объединение космоцентрического и социоцентрического содержаний в барочном церковном здании было весьма актуально. Примечательно, что Фишер фон Эрлах в период возведения Карлскирхе работал над книгой «Историческая архитектура», которая призвана была показать истоки происхождения современного зодчества. |
Категорія: Загальна історія мистецтва | Додав: koljan
|
Переглядів: 290 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|