ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Матеріали для курсової

Головна » Матеріал » Мистецтво та мистецтвознавство » Загальна історія мистецтва

Творчество Питера Пауля Рубенса
07.04.2014, 21:43
Питер Пауль Рубенс (1577 - 1640) возвращается из многолетней поездки по Италии в 1608 г. и организует собственную мастерскую. Этот год можно считать началом развития фламандской живописи эпохи барокко. Рубенсу уже 31 год, он копировал творения мастеров Высокого Возрождения, античную скульптуру, восхищался работами Караваджо. Формирование художественного языка мастера можно рассмотреть на материале двух последовательно выполненных им работ: триптихи для храмов «Воздвижение с креста» (1610 – 1611) и «Снятие с креста» (1612 – 1614). Видно, как сменяется динамика иллюзорного мира и возникает традиционная для Рубенса композиционная «свастика», которая своей поворотной динамикой инициирует создание иллюзорного мира в отношении  Всеобщая история искусства. Курс лекций -668- ТЕМА 29. ИСКУССТВО НИДЕРЛАНДОВ XVII ВЕКА: АРХИТЕКТУРА, ЖИВОПИСЬ Лекция 88 со зрителем и захватывание, присоединение зрителя к священному действу. Композиционная свастика рубенсовских картин всегда не плоская, а объемная, она имеет большую энергетику и провоцирует создание объемного мира, в котором человек, как его частица, включен в круговое вихреобразное движение. Усиливает энергетику художественного пространства контраст цветов и фактур, чувственно-достоверное изображение материалов, тел, лиц, перетекание разных форм. Свастика образована сочетанием разных тел-руктканей, которые значимы не сами по себе, а именно образуя динамическую форму мира. Рубенс сочетает искус идеализма (персонажи на его картинах являют античные образцы, они сильны и здоровы) и искус реализма, вводя в картины современных зрителю XVII столетия персонажей. Рубенс создал великолепный художественный инструментарий для моделирования иллюзорного мира. Рассмотрим основные приемы на работах разной тематики. 1. Продолжая мифологическую и религиозную тематику, отраженную в многочисленных шедеврах мастера, выделим еще две работы. В работе «Чудо Святого Георгия со змеем» в основе композиции также введена объемная крупная свастика, середина которой находится в геометрическом центре картины. На картине почти нет фона, и крупные персонажи занимают собой все пространство, имея большую потенцию к разворачиванию в реальный мир зрителя. Творение мастера «Союз Земли и Воды» (1615 – 1618) восхищает сочетанием классицистических черт и барочной динамики, «союз» двух противоположных начал задается и композиционной формой зеркальносимметрического кувшина (объединяющей оба персонажа), и поворотной антисимметрией свастики, собирающей женское и мужское контрастно написанные начала. Плодовитость этого союза демонстрируется в обилии плодов и цветов, разливающейся воды и маленьких фигурок детей. 2. Тема «ню» часто переплетена с мифологическим сюжетом. В картине «Вирсавия» мастер наглядно показывает, что инициатором «закручивания» библейской истории является не царь Давид, а красота женщины – ее тело и окружающие предметы образуют контрастную объемную свастику ноги – рука - волосы – служанка - чернокожий мальчик – собачка – мех и красное полотнище… (опять поворотная антисимметрия или как минимум диссимметрия). На заднем плане в убранстве парка представлено маленькое изображение свастики – как бы давая зрителю ключ к пониманию картины, к инициации отношения. Знаменитая «Шубка» (1638 – 1640) – одна из позднейших работ мастера, его выразительные средства уже не столь экспрессивны и многословны, зато чрезвычайно выразительны. Автор использует свойственный для барокко прием: тело персонажа располагается с намеком на фронтальность и, следовательно, зеркальную симметрию, которая у Рубенса не столько «ломается», а скорее «закручивается», взметается вихрем  Всеобщая история искусства. Курс лекций -669- ТЕМА 29. ИСКУССТВО НИДЕРЛАНДОВ XVII ВЕКА: АРХИТЕКТУРА, ЖИВОПИСЬ Лекция 88 – множественная спираль сменяет статичность зеркальной симметрии – линии рук, шубки, грудь, общий разворот тела… Картины Рубенса чрезвычайно эротичны, это одно из его излюбленных средств заразительности, понимаемое им как основа энергетики мира. Художник с наслаждением прописывает румянец («кровь с молоком») и волосы женских персонажей. Героини Рубенса изображены здоровыми, крепкими, это объясняется как конкретикой Фландрии, так и эстетическими идеалами мастера: «Из всех видимых вещей зрителю приятней всего те, что имеют круглую форму, она может быть видна снаружи как выпуклая или изнутри как вогнутая… Круглая форма совершеннее и приятнее любой другой». 3. Пейзажи и так называемые «охоты» Рубенса являются ярким репрезентантом его творчества – в них он строит макромодель мира, показывая способ встраивания человека в бесконечность природы. Пейзаж «Возчики камней» (1620) моделирует контрастный напряженный мир – он поделен на три части – слева ночной пейзаж, тускло освещенный луной, справа – солнечный день, а посередине скала, рассеченная в центре темнотой пещеры. Рубенсу важно смоделировать напряженный контрастный и «нелогичный», выбивающийся из обыденных соображений мир природы. В композиции почти нет вертикалей или горизонталей – зато много ломаных линий, контрастного ломаного перехода форм, диагоналей. В этот мир помещены фигурки людей – они удерживают накренившуюся повозку, пересекающую опасную границу света и тьмы. Фигурки людей напряжены, согнуты – они пребывают в состоянии величайшего напряжения на границе. Так мастер понимает сущность человека в бесконечном мире XVII в., он строит модель, которая передает это понимание зрителю, решившемуся вступить в отношение с произведением. 4. Рубенс – великолепный портретист. Его портретное творчество замечательно тем, что моделирует идеального человека или способы построения человеческой общности (например, семьи) – вечные темы для человечества. Многие из уже названных работ являются портретами. Типология его портретов невероятна по разнообразию: - он пишет парадные портреты монархов (которые часто превращаются в мифологическое действие – цикл, посвященный Марии Медичи), - представительные портреты видных людей эпохи – ученых, политиков, художников; зарисовки разных типажей – «Портрет камеристки», «францисканский монах»… - интимные портреты, в основном детские и женские; - семейные портреты. Семейные портреты визуализируют союз двух противоположных начал так, как его понимает Рубенс. В «Автопортрете с Изабеллой Брант у куста жимолости» (1609 – 1610) автор, с одной стороны, показывает статус каждого из членов семьи за счет расположения выше-ниже, с другой –  Всеобщая история искусства. Курс лекций -670- ТЕМА 29. ИСКУССТВО НИДЕРЛАНДОВ XVII ВЕКА: АРХИТЕКТУРА, ЖИВОПИСЬ Лекция 88 сорасположение, «союз» персонажей организует в сочетании нарушенной зеркальной симметрии и поворотной (именно на такое сочетание рук указывает левая рука мужчины, лежащая на эфесе шпаги), визуализируя взаимопревращение двух начал. Рубенс сформировал художественный язык фламандского барокко, который, с одной стороны, отвечает общим характеристикам произведений барокко (открытость, глубинность, живописность, неясность, единство), с другой – чрезвычайно оригинален, моделирует своеобразную модель барочного мира. Произведения для ознакомления Питер Пауль Рубенс (1577 - 1640): - «Воздвижение креста» (1610 – 1611), «Снятие с креста» (1612 - 1614), «Георгий с драконом» (1610), - «Союз Земли и Воды» (1615 – 1618), «Персей и Андромеда» (1620 – 1621), «Вирсавия» (1635), «Вакх» (ок. 1640), «Похищение дочерей Левкиппа» (1615), «Венера перед зеркалом» (1613 – 1615), «Три грации» (1639), «Шубка» (1638 – 1640), - «Возчики камней» (1620), «Охота на львов» (1621), «Охота на гиппопотамов» (1622), - серия картин о Марии Медичи (1621 – 1624), - «Автопортрет с Изабеллой Брант у куста жимолости» (1609 – 1610), «Францискантский монах» (1615 – 1617), портреты детей (1618, 1620-21, 1626) и другие, «Портрет камеристки инфанты Изабеллы» (1625), «Портрет Людовика Нуньеса» (1627), «Елена Фоурмент с детьми» (1638), «Автопортрет» (1639), 4.2. Творчество художников школы Рубенса Большая часть художников Фландрии принадлежала школе Рубенса, они опирались на разработанный им художественный язык. 1. Ведущей фигурой можно считать Антониса ван Дейка (1599 – 1641), который вошел в историю мировой живописи как портретист. Как и его учитель, ван Дейк пишет одиночные, парные и семейные портреты, парадные и интимные. В автопортрете 1630 г. молодой мастер выражает собственный эталон красоты: утонченный аристократизм, представительность и некоторая игра, рафинированность внутренней и внешней составляющих человеческого облика. Небрежное «опирание» молодого художника на основание колонны может выражать ироничное отношение к античным образцам. Действительно, ван Дейк очень самостоятелен в выстраивании собственного художественного языка. Последнюю часть жизни ван Дейк проводит в Англии, заложив основы расцвета английской живописи XVIII в. 2. Франс Снейдерс (1579 – 1675) – ведущий мастер натюрморта. Ему Рубенс доверял изображать животных и растения даже на своих картинах.  Всеобщая история искусства. Курс лекций -671- ТЕМА 29. ИСКУССТВО НИДЕРЛАНДОВ XVII ВЕКА: АРХИТЕКТУРА, ЖИВОПИСЬ Лекция 88 Натюрморты Снейдерса очень специфичны и разительно отличаются от картин голландских современников. Творения Снейдерса – скорее сюжетные картины, моделирующие богатство и разнообразие мира и роль человека в нем. В картине «Рыбная лавка» мастер изобразил разнообразие и «живость» природного мира (нижняя часть картины, где изображены рыбы и морские животные десятков пород, представляет собой целостное перетекающее единство тел) и упорядоченность, расчлененность, вносимую в этот мир человеком (в верхней части изображены «результаты» того, что делает с этим разнообразием человек – одинаковые куски рыбы). 3. Якоб Йорданс (1593 – 1678) – портретист и живописец бытового жанра. Его картина «Король пьет» представляет зрителю народную пирушку, где каждый занимается «своим делом». Полотно чрезвычайно живописно, полно динамики. 4. Адриан Браувер (1605 – 1638) провел часть жизни в Голландии, поэтому в его творчестве сочетается бытовой жанр «малых голландцев» и фламандское барокко. В картине «Курильщики» автора интересует разнообразие эмоциональных человеческих реакций и их взаимодействие. Произведения для ознакомления Антонис ван Дейк (1599 – 1641): «Семейный портрет» (1620 – 1621), «Автопортрет» (ок. 1630), «Портрет Карла I на охоте» (1635), «Портрет Карла Стюарта» (1632 – 1540), «Портрет Марии-Лиуизы де Тасси (1630); Франс Снейдерс (1579 – 1675): «Рыбная лавка», «Фруктовая лавка», «Фрукты в чаше», «Птичий концерт», «Продавец дичи» (работы 1620 – 1630х гг.). Ян Брейгель: «Благоухание» (1617) Якоб Йорданс (1593 – 1678): «Автопортрет с родителями, братьями и сестрами» (1615), «Сатир и крестьянин» (1620), «Четыре евангелиста» (1625), «Король пьет» (до 1656). Адриан Браувер (1605 – 1638): «Операция на плече» (середина 1630-х), «Курильщики» (ок. 1637).  Всеобщая история искусства. Курс лекций -672- ТЕМА 30. ИСКУССТВО ИСПАНИИ XVII ВЕКА: ЖИВОПИСЬ 6 часов аудиторных занятий, 12 часов самостоятельной работы Лекция 89. Живопись Испании: творчество Веласкеса «Золотой век» Испании закончился, и в Новое время страна вступила в состоянии глубочайшего экономического и политического кризиса. Испания уступает в мировом господстве Франции, Голландии, Англии. Страна теряет управляемость, государственный аппарат разлагается изнутри чудовищной коррупцией. Народ разорен до крайности, в стране было много бродяг и деклассированных элементов, оставленных поселений. Желание демонстрации продолжающегося могущества приводило к строительству золоченых храмов, дабы задать контраст бедности повседневного существования и привлечь людей в храм (тогда появилось выражение «пыльное золото испанских храмов»). Жестокие методы действий лидеров Контрреформации – иезуитов – как-то удерживали страну от развала, но не могли противостоять общему кризису. Как это часто бывает, тяжелое для страны время пробуждает к расцвету национальное искусство как средство осознания своей сущности, средство отношения к прошлому наследию, к настоящему, к определению своего места в мировой истории. Говоря об архитектуре Испании того времени, следует отметить, что в ней сочетались средневековые черты с готическими и барочными. Многие иезуитские храмы имели на главном фасаде две башенки по сторонам, так что наибольшая высота фасада достигалась не на главной оси, а по сторонам от нее (Церковь Иоанна Крестителя в Толедо, арх. Ф.Баутиста, середина XVII в.). Особенно ярко новые веяния отразились в декоративном оформлении зданий - так называемый стиль «платереско» («чеканный», «узорчатый»). В этом стиле строили Мартин Виллареаль, Алонсо Кано и другие. На рубеже XVII - XVIII вв. ясность и ювелирная точность платереско сменились предельной насыщенностью декоративными деталями и пристрастием к обильным украшениям на фасадах. По имени архитектора Хосе Бенито Чурригера (1665 - 1725) этот стиль получил название «чурригереск». Так был построен знаменитый собор города Сантьяго де Компостела. Его архитектор, Фернандо Касас де Новоа, использовал такое обильное декоративное убранство, что башни храма кажутся скульптурными произведениями, а не архитектурными. Иезуитская коллегия в Саламанке (начата в 1617 г.) также представляет собой контраст по-военному строго выстроенного основного здания  Всеобщая история искусства. Курс лекций -673- ТЕМА 30. ИСКУССТВО ИСПАНИИ XVII ВЕКА: ЖИВОПИСЬ Лекция 89. Живопись Испании: творчество Веласкеса коллегии и базиликального храма, верхняя часть которого сильно усложнена скульптурой, башенками, разнообразим форм. Оживает и обретает новое развитие народная деревянная пластика – крашенная деревянная скульптура, очень реалистично передававшая эмоциональные состояния христианских персонажей в наиболее трагические моменты библейской истории (распятие Христа, оплакивание, скорбь и т.д.). Живопись также обратилась к реализму, исследуя и оформляя национальную самобытность испанцев и Испании. Живопись соединила в себе реализм демократического искусства, свойственную ему мистическую трагичность и итальянские влияния. В основном оставаясь в рамках религиозных сюжетов и глубокой религиозной убежденности, художники начала века сумели обогатить свое творчество реалистическими достижениями и заговорить на понятном, близком народу языке. Главным центром развития искусства стала Севилья, где родился и стал живописцем Диего Веласкес. Самым выдающимся испанским живописцем эпохи барокко был великий Диего Родригес де Сильва Веласкес (1599 - 1610). В искусстве достижения иллюзии реальности он следовал испанской национальной традиции. Однако активное взаимодействие с искусством Италии, знакомство и влияние Рубенса и собственная самобытность привели к формированию творчества великого мастера XVII столетия. Сальвадор Дали изучал и восхищался творчеством Веласкеса, строя на нем сюрреализм XX в. Биография мастера достаточно проста: после учебы в богатой художественными традициями Севилье молодой художник переезжает в Мадрид в 1623 г. и почти сразу назначается на должность королевского живописца, которым он и был в течение 36 лет до конца жизни. Важными фактами биографии являются приезд в Мадрид Рубенса (1628), который повлиял на колорит испанского художника, и две большие поездки в Италию (1629 – 1631, 1648 – 1651), где мастер знакомится с барочным искусством, много копирует. Начало творчества Веласкеса связано с освоением народных традиций – с так называемых «бодегонов» (в дословном переводе «погребки», «съестные лавки»). На картинах изображались несколько человек, занятых приготовлением пищи или едой. Часть персонажей обязательно взаимодействовала со зрителем (направляя на него взгляд или адресуя ему жест), однако в целом композиция носила открыто-замнутый характер. В картине Веласкеса «Заврак» (1617 – 1618) очевидно влияние караваджизма, однако художественное пространство значительно более нейтрально. Плоскость картины размыкают взгляды двух персонажей, сторона стола, обращенная к зрителю, свободна, на край выложены хлеб, гранат, нож и бокал с вином, намекающие на причастие и религиозность этой якобы светской работы. Жест сидящего справа персонажа обращает зрителя к разгадыванию загадочной композиции на стене – головной убор с воротником и шпага. Все творчество Веласкеса связано с загадыванием зрителю загадок, художник заставляет усомниться в простоте изображенного  Всеобщая история искусства. Курс лекций -674- ТЕМА 30. ИСКУССТВО ИСПАНИИ XVII ВЕКА: ЖИВОПИСЬ Лекция 89. Живопись Испании: творчество Веласкеса и видимого с первого взгляда и искушает проникновением в суть произведения, которая не тождественна, а иногда противоположна поверхностному изобразительному слою. Произведение «Христос в доме Марии и Марфы» (1618) хорошо демонстрирует структуру художественного пространства мастера, несмотря на то, что картина достаточно ранняя. Первый взгляд на картину представляет ее как бодегон – молодая кухарка занята приготовлением завтрака, старая кухарка ей на что-то указывает. Тщательная прописанность натюрморта передает металлический блеск ступки, предметные свойства рыбы, чеснока, яиц. Расположение рядом двух женских лиц – молодого и старого – также обладает заразительностью. Взгляд молодой кухарки инициирует возникновение иллюзорного пространства и устанавливает в нем контакт со зрителем. Однако художественное пространство пока почти плоское, слабо энергичное. Однако жест старой кухарки обращает зрителя опять к плоскости картины – к фрагменту справа вверху. Он читается как висящее на стене зеркало, которое отражает трех персонажей – мужчина, сидящий в кресле, предстоящие ему две женщины. В изображении узнается сюжет «Христос в доме Марии и Марфы». Однако если на стене висит зеркало, то сама сцена разворачивается рядом со зрителем в художественном пространстве отношения. Зритель оказывается участником священного действия. Необходимо заметить, что Веласкес решает задачу, подобную той, которую решал Караваджо, однако художественные средства рождаются новые (но на основе рефлексии уже созданных). Поворотной в творчестве Веласкеса является картина «Триумф Вакха» (1628 – 1629), которую он пишет под влиянием Рубенса, приехавшего в Мадрид с дипломатической миссией. Знаменитый фламандец повлиял на изменение колорита (он становится ярче, светлее), на углубление пространства, более тонкую проработку теней и нюансов. Веласкес обращается к мифологическому сюжету, однако его реализация явно напоминает бодегон. В картине переплетаются божественное и бытовое, полуобнаженные фигуры божеств явно напоминают манеру Рубенса, однако Веласкесу важно осознать связь между двумя мирами – левой части полотна и правой. Гениальный испанский живописец не перенимает определенные приемы, а рефлектирует над ними, создавая полотно, позволяющее выстроить отношение с таким сложным миром, содержащим две противоположные составляющие. Первая поездка в Италию ознаменована созданием двух картин на мифологический сюжет «Туника Иосифа» (1630), «Кузница Вулкана» (1630). В этих работах он также моделирует свое отношение к божественному и человеческому. В работе «Кузница Вулкана» явно разделены два пространства – божественное (в нем размещена фигура Аполлона) и рабочее пространство кузницы. Первое впечатление от прочтения канонического сюжета сменяется обличением «небожественности» поступка божества («стукачества») и приданием высокого значения труду, творению.
Категорія: Загальна історія мистецтва | Додав: koljan
Переглядів: 336 | Завантажень: 0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП