ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Матеріали для курсової

Головна » Матеріал » Мистецтво та мистецтвознавство » Загальна історія мистецтва

Язык архитектуры барокко XVII в.
07.04.2014, 21:31
В этой части лекции подводится итог обзору архитектуры Италии и определяется художественный язык стиля «барокко». Многое из сказанного ниже относится не только к архитектуре, но и к другим видам искусства этого стиля. С точки зрения стилевой определенности архитектуру Италии XVII в. следует отнести к стилю «барокко». В более широком контексте стиль «барокко» является одной из реализаций большого стиля «Романтизм». Само слово «барокко» до конца XIX в. использовалось в эстетике и теоретических трактатах об искусстве в негативном значении «нелепое», «причудливое», «вычурное», «чрезмерно напыщенное», «неправильное». Негативный образ искусства «барокко» был создан академиками классицизма, с чьей точки зрения барокко действительно нарушало все каноны и нормы «правильного» искусства. Такое определение стиля отражает невозможность описания его произведений с помощью классического рационального строгого языка, и данный факт является важной характеристикой произведений барокко. Однако важно показать, что этот факт не означает, что искусство барокко можно характеризовать как «иррациональное», абсолютно чувственное, хаотическое.  Всеобщая история искусства. Курс лекций -602- ТЕМА 27. ИСКУССТВО ИТАЛИИ XVII В.: АРХИТЕКТУРА, СКУЛЬПТУРА, ЖИВОПИСЬ Лекция 86 1. В произведениях стиля «барокко» используются «неправильные» формы. Однако само слово «неправильные» исходит опять же из культуры классицизма и означает всего лишь невозможность вписать их в небольшой список «идеальных образцов». Привлекая более сложные «правила», можно увидеть строгость, избирательность и закономерность в подборе форм. Барокко активно использует сложные формы – сложенные из нескольких простых, являющиеся их комбинацией. Часто используются старые, привычные взгляду и быстро определяемые человеком формы, однако они чуть сжаты, изломаны, искажены, разорваны. Однако не настолько, чтобы идеальный аналог стал совсем неузнаваем. Барокко использует и привычные формы, однако сочетает их противоречивым образом. Центрические формы сменяются протяженными: квадрат заменяется прямоугольником и даже трапецией, прямоугольником со скругленными углами, круг – эллипсом. Это относится к планам храмов и площадей и визуализирует картину мира Нового времени – потерю точки равновесия и стабильности, точки истины. Главное предназначение человека – идти по пути. 2. Границы между формами становятся очень сложными, неразличимыми. Задача такой границы – не отделить, а соединить, смести всякие ограничения. Это необходимо для того, чтобы обеспечить открывание человека и мира навстречу друг другу. Вельфлин называет это качество произведений барокко «живописностью». Подобное отношение к границе приводит к тому, что здание уже не расчленяется на отдельные элементы, а становится единым целым (качество «единство»). Синтез искусств становится важной чертой произведения барокко. 3. Задача произведения искусства барокко – выбить зрителя из профанности обыденного бытия. Основной ход, используемый для этого: задать нечто привычное и определенное – и «сломать», обмануть привычность, завлечь и удивить чем-то неожиданным. И так до тех пор, пока не будут сломаны все границы, отделяющие человека от мира и Бога. В барочной картине мира невозможно абсолютное достижение истины или Бога – возможен кажущийся момент нахождения, обнаружения искомого и, обязательно, опять потеря, ускользание, растворение в обмане. Таков путь человека в мире XVII в. 4. Пространство барокко – пульсирующее, неоднородное, неравномерное. Кульминация оказывается на главной оси здания. Это обеспечивается неравномерным членением фасадов, учащением ритма к центру, максимальным изломом здания по его главной оси (если смотреть разрез здания по главной оси), усилением глубины фасада здания к середине и т.д. Плоскость фасада ломается, появляется «глубинность». 5. Барокко активно использует античные образцы. Однако как основу для творчества, для изменения и контраста. 6. Контраст четкого строго прямолинейного ордера и криволинейной, взорванной скульптурой стены моделирует противоречивость мира и  Всеобщая история искусства. Курс лекций -603- ТЕМА 27. ИСКУССТВО ИТАЛИИ XVII В.: АРХИТЕКТУРА, СКУЛЬПТУРА, ЖИВОПИСЬ Лекция 86 человека. Ордер, как правило, располагается в наиболее экстремальных точках здания, стена выгибается внутрь или наружу. 7. Архитекторы барокко используют сложные виды симметрии: симметрию растяжения, комбинированные симметрии и т.д. Однако исключается симметрия переносная – она делает мир равномерным и упорядоченным. 8. «Неясность» произведения, невозможность его полностью рассмотреть с одной точки приводит к тому, что зритель вынужден двигаться и постоянно обнаруживать новое и неожиданное. 9. Архитекторы изобрели множество форм, визуализирующих процесс, происходящий прямо здесь и сейчас: пилястра на пилястре (как бы постепенно выступающая из стены), изменение степени явленности, выделенности ордера от края фасада к середине, ступени и крыльцо храма как бы «наступают» на площадь и т.д. 10. Активно используются иллюзии, перспективные обманы. Они помогают вывести человека из профанности повседневного бытия и приготовиться к чуду. В терминологии Генриха Вельфлина произведение барокко обладает такими свойствами, как глубинность, живописность, неясность, единство, открытость. Все эти средства выразительности художественного языка архитектуры барокко моделируют место человека в том бесконечном мире начала Нового времени.
Категорія: Загальна історія мистецтва | Додав: koljan
Переглядів: 292 | Завантажень: 0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП