Статистика
Онлайн всього: 4 Гостей: 4 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
Основные знаки произведений изобразительного искусства Македонского Возрождения
| 07.04.2014, 12:56 |
Модель эталонного человека в религиозной системе произведений Македонского Классицизма определяется такими понятиями, как «избранник Божий», «одаренный» Божественным даром, «обретший опору» в вере, дающей земную устойчивость. Данные понятия становятся визуализированными благодаря использованию следующего набора знаков: осевое положение фигуры святого в композиционном целом; строгость и ясность ликов персонажей; монументальность; подчеркнутая тяжесть, материальность, плотность фигур; изображение больших, массивных голов; использование приземистых пропорций, крупных конечностей; изображение «весного» основания фигур (например, пьедестал трона); замкнутость контура. Контур выступает одним из художественных средств, выражающих пафос явления Божественного в конечный человеческий мир, Бесконечному задаются границы явленности, и эта граница, этот предел – контур. И в контрасте с этим приемом существует золотой фон – предельная бесплотность, бестелесность, обладающая внепространственными и вневременными характеристиками. Золотым фоном – символом божественного сияния – заданы параметры Бесконечности, что только подчеркивает концентрированность божественного в пределах грани, заданной контуром. Фигуры как бы материализуются из небытия, и так Божественное начало обретает статус бытия в человеческом мире. Контур становится границей между небытием и бытием. Фронтальная постановка фигур персонажей создает общую атмосферу уравновешенности, порядка и гармонии художественного пространства. Взгляды персонажей направлены перед собой, тем самым сюжетом становится событие предстояния, Со-бытия человеческого и божественного начал. Встреча человека и Бога, которую демонстрируют свершенной персонажи византийского искусства, замыкается в целостное Событие через включение в него зрителя, который своим умозрением сути совершаемого на его глазах действа становится со-зрителем, наравне со святым, прозревающим вечность. Наряду с иконическими знаками в изображение вводятся вербальные символические знаки, фиксирующие имена представленных святых. Этот прием, равно как и введение символических абстрактно-декоративных, орнаментальных элементов в композиции, явился во многом следствием предшествующей эпохи иконоборчества, развивавшей символическое направление в искусстве. В результате соучастия символических и иконических знаков в образовании художественного целого сами иконические знаки приравнивались к символическим: герои становились буквой, словом текста Священного Писания, обращенного с диктатом божественного закона человеку. Показательно, что общая атмосфера «Возрождения», царившая в эпоху Македонского периода, в изобразительном искусства реализовалась, в
-438-
Лекция 60. Период Македонского возрождения в развитии Византийского изобразительного искусства
ТЕМА 16. ИСКУССТВО ВИЗАНТИИ
частности, обращение к ретроспективным темам. Героями мозаичных изображений становятся исторические лица раннехристианского времени (император Константин, император Юстиниан). Возрождается, демонстрируя свою бесспорную актуальность для византийской культуры, тема подношения даров божеству, тема жертвования. Здесь важен аспект владения дарами, достойными стать площадкой и предпосылкой диалога с Богом. Эталон человека деятельного и успешного в деятельности, направленной на служение Богу, проявляет себя в изображении таких даров, как модели церковных зданий - тех зданий, в которых, собственно, расположены мозаики с подобными сюжетами. С IX в. можно считать установившимся иконографический канон, определивший типы изображения основных святых. В искусстве утверждается господство единого монополизированного двором стиля. |
Категорія: Загальна історія мистецтва | Додав: koljan
|
Переглядів: 235 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|