Статистика
Онлайн всього: 10 Гостей: 10 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
Храмы императорского времени Пестрота
| 07.04.2014, 11:54 |
Храмы императорского времени Пестрота религиозной жизни Римской империи нашла отражение в культовом зодчестве, где наряду с храмами древним римским богам строились храмы обожествленным императорам, восточным богам, синагоги и митреумы. Большинство храмов I-II вв. посвящались основным богам римского пантеона и императорам. В императорский период храмы в основном повторяли типы, употреблявшиеся при республике, - простиль, италийский тип и периптер в его римском варианте. Периптеры различались частотой расстановки колонн, определяемые Витрувием как пикностиль (1,5 диаметра колонны), систиль (2 диаметра колонны) и евстиль (2,25 диаметра колонны). От республиканских храмов храмы имперского времени отличает больший масштаб, употребление парадного коринфского (или композитного) ордера и применение дорогих материалов - мрамора, порфира, гранита для облицовки стен, колонн и деталей. Архитекторы в основном сосредоточились на разработке декора храмов. Основные храмы Древнего Рима были сосредоточены на Римском Форуме. С востока Римский Форум ограничивал скромный простиль ионического ордера храм Юлия Цезаря, воздвигнутый в 29 г. до н.э. Круглый алтарь у подия отмечал место кремации Цезаря. Выступы подия, украшенные рострами вражеских судов, служили трибунами для ораторов. Для стиля ранней империи характерен монументальный алтарь Мира сооруженный в 13-9 гг. до н.э. по случаю побед Августа в Испании и Галии, завершивших умиротворение империи. Алтарь представлял собой прямоугольную ограду размером 11,63x10,62 м и высотой 6 м, в центре которой на ступенчатом постаменте стоял алтарь. Верхние части южной и северной стен содержали рельефы с изображениями шествия Августа со свитой к алтарю для жертвоприношения. Памятник содержал разнородные элементы - италийский тип сооружения, этрусский принцип расположения орнамента внизу и фигур наверху и римский прием объединения в рельефе реальных и мифологических фигур. Грандиозный масштаб сооружений Империи проявился в храме Марса Ультора на Форуме Августа (2 г.до н.э.). При фасаде шириной 35 м колонны достигали высоты 16 м. Стройный восьмиколонный пикностиль италийского типа был дополнен апсидой, расположенной выше уровня пола и замыкавшей главную ось храма и всего форума. Особенностью интерьера были декоративные колонны вдоль стен. Храм Марса Ультора на Форуме Августа был династическим храмом рода Юлиев. К храму Марса Ультора по размерам (30x50 м), стройным пропорциям, ордеру и декору был близок храм Диоскуров на Римском Форуме (6 г. до н.э.). Это периптер, передняя часть подия которого, не имевшая ступеней, служила трибуной для выступления ораторов. На трибуну поднимались по боковым лестницам. Выступы подия по сторонам главной лестницы служили пьедесталами для конных статуй Кастора и Поллукса.
-381-
ТЕМА 13. АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА Лекция 51. Храмы Древнего Рима (4 ч.)
Одновременно с храмом Диоскуров был перестроен древний храм Конкордии (между 7 г. до н.э. и 10 г. н.э.). Необычны у храма коринфские капители шестиколонного портика. Вместо волют здесь помещены сдвоенные бараньи головы. От величественного здания не осталось ничего, кроме подия и входа в целлу, сделанного из двух огромных мраморных блоков, на которых был высечен кадуцей. Часть богатого фриза хранится в Табуларии, в то время как одна из капителей целлы находится в Антиквариуме Римского Форума. Храм Диоскуров вместе с храмом Конкордии знаменуют собой расцвет Августовского классицизма. Со второй половины I в. декор храмов утратил классическую ясность построения, о чем свидетельствует простильный храм Веспасиана (79 г.), у которого модульоны карниза, густо покрытые растительными мотивами, тонут в орнаменте и перестают восприниматься как несущие элементы. Ряд предметов жреческого обихода, вырезанных на фризе, трактован с сухим натурализмом. Особое место в римской архитектуре занимает Пантеон (118-128 гг.), построенный при императоре Адриане архитектором Аполодором Дамасским. Император Адриан создал проект, по которому был воздвигнут храм Венеры и Ромы на Римском Форуме (121-140 гг.) - крупнейшее религиозное сооружение древнего Рима (100 х 145 м) позади Римского Форума, на холме Велия. Храм Венеры и Ромы представлял собой периптер греческого типа, имел две противоположные целлы с абсолютно симметричной структурой. Главный вход находился на западной стороне и смотрел на Римский Форум. На этой стороне располагалась целла, посвященная богине Роме. Храм был поставлен на высокую платформу (120*145 м), вдоль длинных сторон которой проходили колоннады из серого гранита с белыми мраморными капителями. Колоннады в центре образовывали пропилеи. Этот проект был подвергнут Аполодором Дамасским критике, в результате чего известный архитектор был казнен. Храм, посвященный богиням-покровительницам Рима и императорской власти, сопоставленный с храмами древнего Римского Форума, поражал размерами и размахом и наглядно демонстрировал достигнутое империей могущество. В римских провинциях весьма большим своеобразием выделялась культовая архитектура Сирии. Грандиозный ансамбль из трех храмов Большого, Малого и Круглого - занимал значительную территорию в западной части Баальбека (I-III вв.). Главным был Большой храм в Баальбеке (53,3х94,4 м), сооруженный на искусственной платформе. Высота храма была около 40 м. Особенностью Большого храма явилось уподобление интерьера храма перистильному двору, что порождало впечатление удвоения пространства. В композиции комплекса Большой храм был завершающим элементом, но в то
-382-
ТЕМА 13. АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО РИМА Лекция 51. Храмы Древнего Рима (4 ч.)
же время его внутреннее пространство как бы повторяло в уменьшенных размерах ансамбль в целом. Монументальная лестница храма уподоблялась лестнице пропилей, портик фасада - собственно пропилеям, пронаос пространству шестиугольного двора, наос напоминал перистиль, а в глубине храма располагавшийся адитон был решен как миниатюрный храмик. Расположение по одной оси всех частей комплекса Большого храма пропилей, шестиугольного двора, прямоугольного перистиля и самого Большого храма - соответствовало принятому в римской архитектуре принципу осевой симметрии. Малый храм в Баальбеке (34х68,5 м) был посвящен богу Вакху. Он повторял композиционные и декоративные мотивы, что были присущи Большому храму. Интересной особенностью Малого храма было введение в интерьер скульптурного фриза, изображающего сцены дионисийского культа. Фриз, помещенный на подии адитона, подводил к статуе Вакха, стоявшей в нише в глубине адитона. Круглый храм в Баальбеке (диаметр 9 м) находился южнее Большого и Малого храмов. Четырехколонный портик, обращенный к центру ансамбля, заслонял целлу и придавал центрическому храму излюбленную римскими зодчими фронтальную осевую направленность. Своеобразие Круглого храма открывалось при его обходе. Глубокая раскреповка подия и антаблемента создавала чередование сильно выступающих вперед и западающих частей портика. Отступающие дугообразно части портиков приближали к зрителю ниши целлы, выделяя их ордерной рамкой и сосредотачивая внимание на помещенных в них статуях. Архитектурные формы круглого храма сообщали движению воспринимающего прерывистый ритм, отличный от плавного продвижения вокруг обычной ротонды. |
Категорія: Загальна історія мистецтва | Додав: koljan
|
Переглядів: 278 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|