ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Матеріали для курсової

Головна » Матеріал » Мистецтво та мистецтвознавство » Загальна історія мистецтва

Стили древнегреческой вазописи
07.04.2014, 11:14
Стили древнегреческой вазописи а) геометрический стиль Геометрический стиль господствовал в искусстве Древней Греции примерно с конца II тыс. до VIII в. до н.э. В IX и особенно в первой половине VIII в. до н.э. геометрический стиль достиг своего апогея. Стиль получил наименование из-за орнаментов геометрических мотивов, которые покрывали расписные вазы. Большие сосуды геометрического стиля достигали человеческого роста (1,78 м) в высоту. Среди ваз геометрического стиля излюбленными формами были большие, сильно вытянутые вверх амфоры и кратеры. Нередко встречаются также кувшины, ойнахойи, килики, скифосы геометрического стиля. Все сосуды отличаются четким построением. Отдельные части их (шейка, тулово, ножка, ручки) резко отделяются друг от друга. Основой композиции геометрического стиля служат более или менее широкие горизонтальные пояса орнамента или черно-лаковые полосы, сплошь покрывающие поверхность вазы. Самые широкие и богато украшенные пояса со сложными орнаментальными мотивами или фигурными сценами подчеркивают наиболее выступающие главные части сосуда, (раздутые части тулова, плечи амфор и кратеров). Нередко композиция тулова, шейки или ножки является относительно самостоятельным элементом. Орнаменты геометрического стиля в основном состоят из прямых линий, пересекающихся под прямыми, иногда острыми углами. Главным мотивом орнамента является меандр - простой и различные виды сложного. Наружные контуры меандра наносились тонкими линиями, а пространство между ними заштриховывалось черточками. Среди прочих орнаментов следует отметить мотив пояска горизонтально расположенных ромбов с точкой в центре каждого, орнамент в виде двойной пилы, шахматный орнамент. Из криволинейных мотивов, употреблявшихся в росписях геометрического стиля, наиболее часто встречаются нанесенные циркулем концентрические круги, четырехлистник, восьмилистники, розетты, пояса спиралей. Из животных наиболее популярны изображения коней, оленей, козлов, вепрей, быков, львов, змей, рыб, птиц. Фигуры животных изображались в одиночку, попарно и в виде ряда следующих друг за другом. Изображение человека обычно находится в сложных многофигурных сценах на широких полосах в главных частях тулова сосуда. Люди изображались держащими под уздцы лошадей, в сценах поединков, кулачного  -359- ТЕМА 12. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ВАЗОПИСЬ Лекция 48. Древнегреческая вазопись (4 ч.) боя, военной пляски или хороводов. Особенно популярны были сцены бега на колесницах на торжественных похоронах и сцены оплакивания покойного. Большинство ваз геометрического стиля было найдено в могилах, многие исследователи считают, что большие вазы геометрического стиля служили надгробными памятниками. Изображения человеческих фигур на вазах геометрического стиля геометрично и созвучно геометрическим орнаментам. Изображения плоскостны и лишены индивидуальных черт. Передавались лишь главные части тела: голова, туловище, руки и ноги. Голова изображалась в виде кружка с клювообразным подбородком, иногда с профилем и огромным глазом, плечи представлялись в виде треугольника, руки - тонких полос. Нижняя половина человеческого тела отделена от верхней сильно стянутой талией. Фигуры заливались лаком и представляли собой черные силуэты. Различные эмблемы, встречающиеся около фигур животных, а иногда и человека указывают на их символическое и магическое значение. Изображения коня, всадника, быка представляют солярное начало. Об этом свидетельствуют различные эмблемы солнца или неба возле них (солнце в виде кружка, обрамленного точками, двойной топор, диагонально пересеченный прямоугольник, четырехлистник, заключенный в прямоугольник). Геометрические фигуры могут быть рассмотрены как носители могучей магической силы, помогавшей человеку в его борьбе с силами природы. Позволительно выделить несколько этапов геометрического стиля вазописи: 1. Вазы украшаются одними линейными узорами без фигурных изображений. 2. Появляются вазы, где наряду с орнаментальными мотивами встречаются отдельные фигуры животных на полях под ручками, в прямоугольных рамах, а также ряды животных на фризах, опоясывающих сосуд. 3. Появляются вазы, отличающиеся наличием не только орнамента и изображением животных, но и сложных фигурных композиций. Однако начало нового этапа вазописи не означало, что вазы с росписями предыдущего этапа переставали создаваться. Новые приемы не отменяли старых. К VIII в. до н.э. сосуществовали все три типа ваз и росписей. б) ковровый стиль В конце VIII - начале VII вв. до н.э. в вазописи начал складываться новый, так называемый, ковровый стиль. Он был навеян, с одной стороны, искусством Передней Азии и Египта, а с другой стороны, в создании стиля участвовали ионяне, эоляне и доряне. Вполне развитый ковровый стиль существовал с VII до первых десятилетий VI вв. до н.э. Формы сосудов коврового стиля отличались от форм ваз геометрического стиля. Вытянутые пропорции и жесткие очертания сменяются приземистыми, сильно раздутыми, округлыми формами. Наиболее  -360- ТЕМА 12. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ВАЗОПИСЬ Лекция 48. Древнегреческая вазопись (4 ч.) распространенные и характерные формы: кратеры, амфоры, ойнахойи, килики, блюда. Вазы расписываются теперь не только лаком, но и красками (белой и пурпурной). Применяются и процарапанные линии. Росписи больших ваз обычно состоят из горизонтальных полос, но число полос сокращается. На небольших сосудах вообще иногда вся боковая поверхность тулова занята одним сюжетом или одним орнаментальным мотивом. Геометрические узоры (меандр, зубчатый орнамент, зигзаги, пояса) уступают место различным сильно стилизованным растительным мотивам (розетты, пальметты, цветы, бутоны лотоса), образующим пояса и кольца. Человеческие и звериные фигуры изображаются сильно подвижными и жизнерадостными. Фигурные изображения представляют собой фризы с показом движущихся друг за другом животных или фантастических существ. На фризах с расположенными в ряд животными можно видеть не только изображения быков, оленей, кабанов, орлов, петухов и водяных птиц, но также хищных животных (пантер и львов). Фигуры имеют плоскостный характер. Очень выразительными становятся силуэты. Птицы изображаются в профиль. В профиль же показаны обычно фигуры четвероногих животных и их головы. Что же касается львов и пантер, то они обычно изображаются и в профиль (туловище), и в фас (голова). Человеческие фигуры, как и другие изображения, сильно распластываются. Схема построения человеческой фигуры в общем близка изображениям на вазах геометрического стиля: голова в профиль, плечи и верхняя часть груди в фас. Нижняя часть тела дана в профиль. Человеческие фигуры переданы в резком движении, с широко расставленными ногами и размашисто жестикулирующими руками. Между фигурами фон обычно заполнен различного характера орнаментами. Все это в целом и придает росписям то, что дало название стилю - "ковровый". В отличие от геометрического стиля, где линейные узоры преобладали над фигурными композициями, на вазах коврового стиля фигурные изображения доминируют над орнаментом. В тематике ваз коврового стиля уже нет преобладания космогонических представлений, которые заметны в вазах геометрического стиля. В изображениях четко выступает олимпийский пантеон и героический эпос. Среди образов олимпийцев выделяется Аполлон и Артемида. В тематике героического эпоса выделяется Геракл, троянский цикл, мифы - об Одиссее. Крупными центрами производства ваз коврового стиля были торговоремесленные общины: Коринф, Родос, Самос, Клазомены, Навкратис, Аттика. в) чернофигурный стиль В конце VII в. до н.э. и в течение первых десятилетий VI в. до н.э. в вазописи сложился чернофигурный стиль, сменивший ковровый.  -361- ТЕМА 12. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ВАЗОПИСЬ Лекция 48. Древнегреческая вазопись (4 ч.) Чернофигурный стиль господствовал на протяжении всего VI в. до н.э и в первой половине V в. до н.э. Существование этого стиля отмечается и в IV в. до н.э., и в эпоху эллинизма. Характерной особенностью чернофигурного стиля является господство сюжетного начала. Для чернофигурных росписей характерны многофигурные композиции, представляющие мифы об олимпийских богах. В особенности популярны различные сцены из героического эпоса: подвиги Геракла, эпизоды Троянской войны. Живо интересовались художники чернофигурного стиля «Илиадой» Гомера. Реже изображались картины быта греков: битвы гоплитов, состязания атлетов, пиры, хороводы девушек, женщины у колодца. Отдельные изображения животных, фантастических существ и орнаментов встречаются как пережиток коврового стиля. Остро выраженный интерес к сюжету привел к широкому распространению на чернофигурных вазах больших расписных клейм, сочетавшихся со сплошной закраской лаком остальной поверхности сосуда или просто композиций из больших фигур на обеих сторонах сосуда (при наличии нескольких поясов, преимущественно занятых орнаментом). В росписях чернофигурного стиля отдельные изображения исполнялись в виде черных силуэтов на красноватом или желтоватом фоне глины. Изображения производят впечатление плоских силуэтов, подобных человеческим теням. Иногда силуэты располагались один возле другого, но чаще многофигурные композиции строятся в несколько планов, число которых иногда достигает десяти. Фигуры, представленные на первом плане, показывались полностью, из-за них выступали части фигур второго плана, за ними третьего и так далее. Однако глубины пространства не было, все фигуры отличаются плоскостностью. Отдельные фигуры иногда расцвечивались красками - белой и красной. Этими красками обозначались детали. Использовался прием процарапывания. При изображении человеческой фигуры голова обычно была повернутой в профиль, плечи в фас, а нижняя часть фигуры, начиная с пояса, тоже в профиль. Внутреннее членение фигуры изображалось сдержанно, что усиливало плоскостный характер изображения. Иногда одежда покрывалась различными орнаментами, представлявшими плоские узоры. Обнаженные части женского тела подчеркивались белой краской, а мужское тело сплошь закрывалось черным лаком. В Аттике на чернофигурных вазах мужские и женские фигуры отличались еще трактовкой глаза. При обычном профильном положении головы глаза всегда показывались в фас. При этом женский глаз изображался миндалевидной формы, а мужской глаз имел форму кружка или овала, с двумя короткими черточками, обозначающими слезницы. Фон в чернофигурной вазописи далеко не всегда был свободным. Нередко на фоне изображались деревья с раскидистыми ветвями или побеги виноградной лозы. Часты были многочисленные надписи, сообщающие или имена вазописцев и гончаров, или слова героев сюжетных сцен. Нередко  -362- ТЕМА 12. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ВАЗОПИСЬ Лекция 48. Древнегреческая вазопись (4 ч.) надписи на вазах делались от имени самого изделия ("Меня сделал…", "Меня расписал..."). Главными центрами производства чернофигурных ваз были Коринф, Кирена, Клазомены, Халкида, Аттика. Мастера чернофигурного стиля: Клитий, Эксекий. г) краснофигурный стиль Время господства краснофигурных ваз в основном приходится на V-IV вв. до н.э., совпадая с эпохой классики в античном искусстве. Старая чернофигурная техника, отвечающая задачам изображения плоского силуэта, крайне связывала мастеров, стремящихся к изображению особенностей человека. С одной стороны, даже после появления краснофигурного стиля мастера далеко не всегда решались украшать свои вазы одними только краснофигурными рисунками. Нередко они прибегали к смешанной технике, украшая одну сторону сосуда чернофигурной росписью, а другую краснофигурной. С другой стороны, одновременно с разработкой краснофигурного стиля, вазописцы производили и другие опыты - пытались изготовлять вазы, украшенные росписью, исполненной красками, нанесенными по черному лаку. В краснофигурной технике расписывались сосуды самых различных форм, среди них весьма велико число амфор, кратеров, гидрий, ойнахой, скифосов, лекифов. Особенно популярны были у краснофигурных вазописцев килики. В краснофигурной росписи была окончательно преодолена старая система многочисленных поясов, уступив место либо одиночной человеческой фигуре, либо единой композиции из нескольких фигур, представляющей мифологическую или бытовую сцену. При этом размеры фигур довольно велики. Краснофигурные композиции обычно располагаются по обеим сторонам тулова двуручных ваз, составляя их главное украшение (амфоры, кратеры, скифосы, килики). На одноручных вазах изображения занимают лицевую сторону вместилища (гидрии, лекифы, ойнахойи). Помимо этого фигурные композиции нередки в круглых клеймах на дне сосуда (килики). Все это способствует некоторой утрате единства формы и росписи сосуда. Технически создать краснофигурную композицию было значительно сложнее, нежели композицию чернофигурную, в связи с чем часто возникала необходимость в предварительном рисунке, который набрасывался на поверхность вазы до нанесения росписи. Очертания фигур обводились посредством кисти, после чего лаком закрашивался фон. Фигуры сохраняли красноватый цвет глины. Различные детали исполнялись пером или кистью. Помимо черного лака иногда применялся золотисто-желтый разбавленный лак.
Категорія: Загальна історія мистецтва | Додав: koljan
Переглядів: 408 | Завантажень: 0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП