Статистика
Онлайн всього: 3 Гостей: 3 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
Характеристика древнегреческой скульптуры периода архаики (VI в. до н.э.)
| 06.04.2014, 20:11 |
В период архаики при создании антропоморфных фигур (человек, герой, божество) продолжает соблюдаться закон фронтальности, строгого соблюдения вертикальности позы и принцип симметрии. Круглая скульптура высекается из различных пород камня, вырезается из дерева, делается из обожженной глины, отливается из бронзы. Очень часто скульптура раскрашивается в декоративно трактованные и условные цвета. Задачи полихромии решаются не только с помощью краски, но и использованием различных материалов - слоновой кости, золота, цветных камней. Нередко к статуям из камня добавляли бронзовые атрибуты – лук, стрелы, копья, ленты, перевязи и т.д. В основе архаической статуи (независимо от материала) лежит кубический блок. Если речь шла о каменной статуе, то она высекалась из блока, имевшего геометрически правильную форму, - куба или призмы. На одну из сторон блока наносился контур передней стороны будущей статуи, и затем блок прорезался по проекции контура до задней грани, с удалением лишнего камня. В результате вся глыба получала контур фаса фигуры. После этого на боковую сторону блока наносился контур профиля статуи и аналогичным образом блок прорезался до противоположной стороны. Скульптура с необходимостью оказывалась заключенной в контурах передней, задней и боковых сторон. В первых архаических статуях передняя и боковая стороны статуй плохо увязаны друг с другом. Переход между ними представлял собой слегка скошенный угол. Глазные впадины давались угловыми врезами, в верхних частях которых помещались глаза. Уши делались распластанными,
-335-
ТЕМА 11. СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Лекция 45. Скульптура Древней Греции геометрического стиля и периода архаики (2 ч.)
т.е. расположенными параллельно передней поверхности лица. Волосы трактовались либо в виде небольших бугорков, либо в форме кружков, либо валиков, либо завитков. Как и в геометрическое время, архаическая скульптура прямостоящая. Весь спектр мышц скульптурной модели человека, героя, бога предельно натянут, на лице – так называемая архаическая улыбка, представляющая собой один из элементов заразительности и демонстрирующая скорее эталонную легкость проживания, нежели объясняемая техническими особенностями создания статуя. При изображении антропоморфных фигур линии бедер и плеч представлялись параллельными. Членение частей фигуры выявляло и акцентировало несущие и несомые элементы статуи. Архитектоника скульптуры архаического времени аналогична архитектонике древнегреческих ордерных систем в архитектуре. В архаическое время появляются статуи, показывающие движение антропоморфной фигуры (изображение человека с животным, изображение скачущего на лошади человека, изображение склоненного человека, человека лежащего, сидящего, скорченного, падающего и пр.) Статуи юношей–куросов – это представление архаического эталона мужского тела. Именно поэтому куросам не свойственны индивидуальные черты. Статуи мужской фигуры представали полностью обнаженными, с напряжением всего спектра мышц, с улыбкой на лице, с плотно прижатыми к бедрам руками, с выставленной вперед левой ногой, с полностью выпрямленным корпусом тела. Нагота изображенного мужского тела понималась как признак атлетичности и героизма, как состояние приподнятости над обыденностью, как своеобразная парадная одежда. В статуях куросов позволительно выделить ионическую, дорическую и аттическую школы. В произведениях скульпторов дорических центров подчеркнуты мужественность, решительность, волевой характер изображенных персонажей. Главной темой здесь является действенная активность, демонстрированная широкими плечами, тонкой талией, сильными мускулистыми ногами, напоминающими опоры, ноги в районе колен представлены подобно шарнирам. Ионические мастера занимались образами, исполненными глубокой поэтической силы. Для ионических куросов характерны созерцательность, ясность, доверчивость, нежность. В произведениях скульптуры аттических мастеров заметно стремление передать духовный мир человека. Здесь жизнь плоти есть эхо жизни души. Душа и плоть неразрывны, цементируя единство целого (тела). Статуи куросов нередко создавали по заказу города, для выражения идеи красоты, мужественности и энергии молодого поколения эллинов. Если ставилась статуя победителю в соревнованиях, то считалось, что победитель вступил на путь движения к совершенству.
-336-
ТЕМА 11. СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Лекция 45. Скульптура Древней Греции геометрического стиля и периода архаики (2 ч.)
Статуи, изображавшие в эпоху архаики женские фигуры, демонстрировали практически полностью драпированную женскую плоть. Женщина-мать не только никогда не представала обнаженной перед посторонними, она и в одежде редко являлась кому-либо вне своего дома. Преимущественно женщина-мать изображалась при совершении различных культовых обрядов или религиозных процессий. При этом женщина представала перед другими всегда в парадных одеждах. Для эпохи архаики характерны скульптурные изображения девушеккор в обильно драпированных одеждах. В процессе эволюции статуй кор орнаментальное начало (создание узора на плоско трактованной одежде) переходит в изображение орнаментированной декоративно трактованной одежды. Постепенно одежда статуй кор облегчается. Из-за панциря одежды постепенно начинают проступать элементы женской плоти (грудь, бедра, колени, стопы ног, оголенные по локоть руки и пр.). Коры раскрашивались весьма яркими красками. Позволительно различать аттические и ионийские коры. Ионийские коры отличаются большей нарядностью и чувственностью образа. Куросы и коры есть эталоны-камертоны, образцы-примеры эллинов об идеальных юноше и девушке. Создавались скульптурные образы, на которые молодые греки должны были ориентироваться и на звучание которых должны были настраиваться. Изображение куросов и кор носило преимущественно воспитательный характер: «Будь таким, как победитель, воин, защитник». Первые куросы были колоссальных размеров (до 5 м в высоту). 530-520 гг. до н.э. совершается перелом - размеры статуй куросов сокращаются до роста эталонного грека-воина (180-190 см). Рельефами в эпоху архаики украшали храмы, сокровищницы, надмогильные и посвятительные плиты, ставившиеся в честь значительного события или принесенные в дар божеству. Рельефная композиция чаще всего строилась по принципу симметрии, изображения в этом случае напоминали своего рода геральдические знаки. На фронтонах лица персонажей чаще всего обращены вперед, тогда как само движение развернуто вдоль плоскости тимпана. В рельефах ракурсы старательно избегались, фигуры распластывались. В первых горельефах изображение делалось в плоском рельефе. Плоскостность передней части рельефа при этом сохранялась (фасадный принцип). В архаических горельефах отсутствует самая характерная особенность горельефа классического - полная закругленность формы. Иногда при создании рельефных композиций применялась техника многослойного плоскостного рельефа с расчлененными врезанными линиями плоскими поверхностями. Статуи и рельефы раскрашивали не сами скульпторы, а специальные мастера, изучавшие дело раскраски декоративной и живописной статуй. |
Категорія: Загальна історія мистецтва | Додав: koljan
|
Переглядів: 290 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|