Статистика
Онлайн всього: 10 Гостей: 10 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
Происхождение ордерных систем
| 06.04.2014, 20:01 |
Древнегреческие ордерные системы сложились в течение 10 - 15 первых лет VI в. до н.э., то есть примерно в течение деятельности одного поколения зодчих. Возможно, материалом для ордеров сначала было дерево. Опоры, балки, которые надо было чем-то декорировать, дали толчок к появлению триглифов, расстояния между балками заполнялись, чтобы не было сквозняков – так появились метопы. Однако наличие некоторых других элементов ордера невозможно объяснить гипотезой о деревянных прообразах элементов ордеров, выполненных в камне. Многие из таких элементов в деревянном ордере просто теряют смысл. Например, тения – полочка, которая устраивалась в виде уголка для избежания деформации балки архитрава; если в каменной или металлической конструкции ее наличие оправдано, то для деревянной балки она бесполезна. Или энтазис: какое бы усилие не прилигалось к деревянной колонне, такого утолщения не произойдет. Следовательно, происхождение ордерных систем нельзя объяснить исключительно прообразами из дерева. Более верной в данном случае представляется гипотеза, согласно которой в формировании облика ордерных систем важную роль сыграл такой мягкий материал, как глина. Данная гипотеза подтверждается тем, что запасы глины на территории Греции были весьма велики: каждый полис обладал своими запасами глины. Керамика в Греции была очень важной областью деятельности. Не случайно, согласно древнегреческой мифологии глина в качестве строительного материала участвовала при создании мира и человека богами.
-303-
Лекция 41. Типы общественных сооружений Древней Греции. Древнегреческие ордерные системы (4 ч.)
ТЕМА 10. АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Дорический ордер возник там, где был большой строительный лес. Его использовали не только для колонн, но и для балок перекрытий. Увеличивая количество пролетов, и тем самым, расширяя храм, греки начинают увеличивать высоту храма. Это было связано с необходимостью увеличения размеров культовой статуи, олицетворяющей могущество, силу и власть божества. Важнейшим элементом при переходе с одного строительного материала на другой является необходимость определить нужные размеры и пропорции – для дерева и камня они различны. Выявление пропорционального соответствия происходит методом проб и ошибок, о чем свидетельствуют многочисленные примеры «непопадания», когда, например, прежде чем найти классическое соотношение диаметра колонны к ее высоте в пропорции 1:5 или 1:6 в дорическом ордере, греками применялось соотношение 1:7, 1:9. Остатки ранних греческих храмов показывают, что не всегда эти размеры греки сразу могли «поймать». Иногда колонны ордера выглядят излишне тяжелыми, чересчур массивными. На первых порах греки не учитывали специфику камня. С одной стороны, камень считали более разрушающимся материалом, чем дерево, отсюда и утолщение колонн. С другой стороны, считая камень подобным металлу, греки излишне утоняли колонну. Вот почему так важны немногочисленные эталонные произведения, в которых идеальным образом сошлись все размеры и пропорции, как, например, в Парфеноне, построенном 447-432 гг. до н.э. архитекторами Иктином и Калликратом под общим руководством Фидия. Таким образом, этот храм значим не только сам по себе как памятник архитектуры, но и как итог всей предшествующей архитектурной деятельности. Ориентируясь на размеры и пропорции эталонного храма, можно понять, где был допущен промах в любом другом храме. Если дорический ордер сложился в тех местах, где есть крупный строительный лес, то ионический ордер складывался в местности, где не могло быть крупного леса. Вертикальные подпоры ионического ордера своим прототипом могли иметь разные конструкции. Один из вариантов такой подпоры – рогулина, раздваивающаяся вверху, на которую кладется горизонтальная балка архитрава. Одновременно балка архитрава прочно фиксируется между концами рогулины. Использование рогулины в качестве вертикальной опоры вполне могло послужить и образованию такого элемента капители ионического ордера, как волюта, тем более, что подтверждение этой гипотезы явно прослеживается в облике капители с о. Лесбос. Капитель демонстрирует противопоставление двух начал, «раскалывающего» и «раскалывающегося». Возможно, в этом случае имеются в виду противоположные мужское и женское начала, небесное и земное начала, мистическое соитие Богини Неба и Бога Земли, результатом которого стало творение мира. Данная гипотеза подтверждается еще более древними образцами – наскальными изображениями, известными
-304-
Лекция 41. Типы общественных сооружений Древней Греции. Древнегреческие ордерные системы (4 ч.)
ТЕМА 10. АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
еще с эпохи палеолита, символизирующими божественное совокупление Бога Земли и Богини Неба в виде фаллоса, оплодотворяющего женское лоно. Получается, что древнегреческий ордер есть не что иное, как визуализация мирового устройства, Мировое древо, Единое. То же самое – Золотое руно, за которым ходили аргонавты, руно с бараньими рогами, находившееся на стволе дерева, которое охранял дракон. Подтверждение этого можно найти в других религиях, где часто встречаются рогатые богини - Хатхор, Исида, Гера, Иштар. Не случайна традиция, предписывающая в качестве основного пасхального блюда у греков ставить на стол жареного барашка. Не случайно, что первый знак Зодиака - Овен. Отсюда же имеет свои корни традиция изображать Христа в виде ягненка. В этом случае получается, что ионическая капитель включает в себя всю мудрость человечества. Лекция 42. Архитектура Древней Греции периода архаики (2 ч.) План лекции 1. Строительная техника и технология в эпоху архаики. 2. Характеристика древнегреческих пра-храмов. а) Мегарон; б) модели храмов из Аргоса и Перахоры (вторая половина VIII в. до в) храм в Дреросе на о. Крит (VIII в. до н.э.). 3. Характеристика древнегреческих храмов архаического периода. а) храм Геры в святилище Зевса в Олимпии (конец VIII-VI вв. до н.э.); б) храм Артемиды в Эфесе; в) храм Афины Афайи на о. Эгина (заложен после 500 г. До н.э.). 1. Строительная техника и технология строительства в эпоху архаики В конце VII – начале VI вв. до н.э. в греческой архитектуре совершается переход от дерево-сырцового строительства к каменному, формируются новые архитектурно-выразительные средства, превратившие архитектурные сооружения в памятники монументального зодчества. В эпоху архаики монументальные сооружения строили: в материковой Греции – из известняка (белого, желтоватого, сероватого цветов), в Малой Азии – из мрамора и трахита. Строительный камень добывался в карьерах. Там же квадры камня, монолитные стволы и отдельные барабаны колонн подвергались первоначальной обработке. Стволы колонн вырубались в карьере сразу круглыми с учетом их утонения. Для этого в скале прорубались узкие кольцеобразные ходы, очерчивающие необходимую массу камня. Добываемые колонны весили иногда до 18 тонн. Для подъема каменных
н.э.);
-305-
ТЕМА 10. АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Лекция 42. Архитектура Древней Греции периода архаики (2 ч.)
блоков в них вырезались пазы, в которые вкладывали канаты. Иногда делались гнезда для специальных подъемных якорей и крючьев. Окончательная отделка как квадров камня, так и барабанов колонн производилась непосредственно на месте возведения храма. Стволы колонн более древних храмов вырубались из монолитов. Особенно часто монолитными изготавливались колонны храмов ионического ордера. В последующие периоды архитектуры колонны составляли из отдельных барабанов. Каннелюры намечались на нижнем барабане колонны и на шейке капители. На всей остальной поверхности колонны каннелюры вытесывались после установки всех барабанов на место. Инструментами для обработки камня служили: молотки, кирки, тесла, пилы, сверла. При разбивке участка (разметке) применялись: отвес, ватерпас, шнур, наугольник. Когда требовалось обтесать широкую ровную поверхность, прибегали к работе «по красному»: поверхность плоской плиты натиралась красной краской и прикладывалась к поверхности обрабатываемого камня, который затем обтесывался по полученным меткам. Фундаменты обычно возводили не сплошные, а только под стенами и отдельными опорами. Опорой стилобата служили пересекающиеся под прямым углом каменные стенки, на которые настилались прямоугольные плиты пола. Квадровая кладка выполнялась из прямоугольных камней, сложенных насухо горизонтальными рядами. Наружная часть цоколя состояла из орфостатов – больших каменных плит, поставленных вертикально. При этом тщательно выравнивались только наружные поверхности квадров камня или барабанов колонн. У внутренних сторон обтесывались только выступающие края. Остальная поверхность заглублялась, что обеспечивало хорошую пригонку квадров. Получалось, что камни соприкасались лишь поверхностями краев, а не всей поверхностью квадра. Квадры скреплялись металлическими пиронами и штырями, которые вставлялись в специальные пазы и заливались свинцом. Архитравы небольших зданий делали из монолитного блока. В больших зданиях архитрав собирали из двух-трех плит, поставленных на ребро. Потолки в храмах архаического времени чаще всего были деревянными. Крыши были двускатными. Кровля выстилалась черепицей из обожженной глины, реже – из мрамора. Черепица была двух видов: широкие и плоские солены выстилали всю поверхность крыши, узкие желобочные калиптеры закрывали продольные швы между соленами. Выкладка производилась рядами от нижнего края к коньку крыши, где укладывались особые коньковые черепицы. Здания, сооруженные из известняка, покрывали тонким слоем мраморовидной штукатурки и раскрашивали. Штукатурная облицовка позволяла более тонко обрабатывать детали. Слой штукатурки, покрывавшей камень составлял 0,5 – 2 мм толщиной.
-306-
ТЕМА 10. АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Лекция 42. Архитектура Древней Греции периода архаики (2 ч.)
2. Характеристика древнегреческих пра-храмов а) Мегарон Древнейшим типом храма на территории Греции был мегарон – (от греч. «большой зал») тип храма прямоугольный в плане или с апсидным завершением, состоящий из наоса и пронаоса, ограниченного с боковых сторон антами. В глубине наоса, иногда разбитого на два или три нефа рядами столбов располагался очаг, над которым в крыше было устроено отверстие для эманации божественной энергии внутрь храмового пространства и имманации человеческой энергии к божеству. К настоящему времени, в лучшем случае, мегароны сохранились лишь в фундаментах; на месте их существования были построены более современные сооружения. В качестве репрезентантов могут быть рассмотрены мегарон А в Фермосе, построенный в к. II-нач. I тыс. до н.э., мегарон Б в Фермосе (X в. до н.э.). н.э.) б) модели храмов из Аргоса и Перахоры (вторая половина VIII в. до
Вероятно, вотивные, глиняные модели храмов, дающие представление о внешнем облике простейших храмов, украшенных росписью, о развитии скатной кровли и сочетании ее с потолком, породившим фронтоны. Столбы в моделях стоят не между концами продольных стен, а образуют самостоятельный, стоящий впереди портик. Модели были найдены при раскопках на месте древнейшего храма в Аргосском Герайоне и среди остатков первого апсидального храма Геры Акрайи в Перахоре близ Коринфа. Модель из Перахоры представляет собой здание прямоугольное в плане с апсидным завершением. Центр круга в глубине здания поддерживала колонна, которая являлась основной опорой кровли. Колонна расположена именно на том месте, где позднее греки стали размещать статую божества или алтарь. Получается, что именно божество являлось основной опорой храма, города, мира. Модель храма из Аргоса имеет в плане прямоугольник. На антаблементе храма представлен фриз с метопами и триглифами. Крутая двускатная кровля сочетается в этой модели с горизонтальным потолком, образуя двускатное чердачное помещение с дверкой и фронтоном. Именно на фронтоне впоследствии будут располагаться фигуры богов. Имеется также подобие балкона для божества, который поддерживается колоннами как в простиле. Обе модели храмов располагаются на платформе - стереобате. в) храм в Дреросе на о. Крит (VIII в. до н.э.) Храм состоит из небольшого пронаоса и продолговатой целлы, разделенной по продольной оси двумя колоннами и находящимся между ними очагом. Дым от очага выходил через отверстие в верхней части здания.
-307-
ТЕМА 10. АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Лекция 42. Архитектура Древней Греции периода архаики (2 ч.)
Позднее в храме вместо очага ставится статуя божества, которому был посвящен храм. Стены храма были сложены из камня. В храме в Дреросе конструкция крыши и потолочное перекрытие, ранее совмещенные, были отделены друг от друга. Появились стропила и чердачное помещение, выражением которого на торцах здания стал треугольник фронтона. Задняя часть здания храма значительно выше для того, чтобы Божество, незримо присутствующее в храме, могло встать, а встав, могло глядеть через специальное окно, устроенное на фронтоне храма. В более позднее время изображение божества на фронтоне храма будет помещаться в качестве своеобразного зеркала, отражающего факт его реального присутствия в пространстве храма. Изображения божеств на фронтоне символизируют распространение божественной энергии не только на внутренние помещения храма, но и своеобразный «выход» божественной энергии вовне, на акрополь, на город, на весь полис. 3. Характеристика древнегреческих храмов архаического периода н.э.) а) храм Геры в святилище Зевса в Олимпии (конец VIII-VI вв. до
Храм Геры - один из древнейших дорических периптеров, от которых дошли не только фундаменты, но и колоннады, цокольная часть стен и фрагменты керамических украшений. Храм отстраивался три раза. ДРЕВНЕЙШИЙ ХРАМ ГЕРЫ датируется концом VIII в. до н.э. Он представлял собой прямоугольную целлу с внутренним рядом опор и пронаосом с двумя колоннами в антах. Тип первого храма Геры может быть определен как «храм в антах». Целла храма была разделена на три части двумя рядами колонн,примыкающими к внутренним поперечным стенкам, служившим своеобразными контрфорсами. Первый храм Геры был построен из кирпича-сырца. При постройке ВТОРОГО ХРАМА ГЕРЫ (конец VII в. до н.э.) площадь сооружения была увеличена, фундаменты выложены из правильно отесанных квадров. Храм имел пронаос, наос и опистодом (самый ранний из всех дошедших до нашего времени). Храм был окружен колоннадой (6*16 колонн). Тип второго храма Геры может быть определен как «периптер». ТРЕТИЙ ХРАМ ГЕРЫ (18,75м*50 м по стилобату) сохраняет в основном размеры и планировку второго. Храм построен на двухступенчатом основании, на высоком цоколе, сложен из известняка-ракушечника с применением кирпича-сырца. Снаружи стены храма были оштукатурены. Наос храма Геры разделен на три нефа двумя рядами колонн, по 8 колонн в ряд. Первоначально стены наоса поддерживались своего рода поперечными стенками, напоминающими контрфорсы. Эти выступы, с одной стороны, принимали распор стены, а, с другой стороны, поддерживали
-308-
ТЕМА 10. АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Лекция 42. Архитектура Древней Греции периода архаики (2 ч.)
кровлю и потолок. В образовавшихся нишах хранилась храмовая утварь и приношения. В VI в. до н.э. поперечные стенки-контрфорсы были разобраны. Расстановка колонн в храме Геры отличается регулярностью. Внутренние и наружные колоннады храма расположены на общих осях. Наружные колонны храма Геры сильно различаются между собой пропорциями и формой капители, что может свидетельствовать не только о длительности строительства храма Геры, но и об интенсивности поисков в области пропорционального строя ордера. Известно, что птерон Герайона включал как каменные, так и деревянные колонны. Впервые в храме Геры находит свое применение такой архитектурный прием, как сужение угловых интерколумниев на 20-30 см по сравнению с соседними. В дальнейшем сужение угловых интерколумниев станет правилом, обеспечивающим упорядоченность триглифов в дорическом триглифно-метопном фризе. Антаблемент храма Геры был деревянным, впоследствии он был частично заменен на каменный. Метопы фриза представляли собой керамические плиты, украшенные росписью. Кровля Герайона была покрыта плоской керамической черепицей. Плоские солены были слегка вогнуты, образуя волнистую линию по поверхности. Калиптеры имели в Герайоне полуциркульное сечение. Полукруглые антификсы украшал расписной пестрый узор по черному фону с выпуклой розеткой в центре. Фронтон в Герайоне был увенчан круглым акротерием с зубчатыми краями. б) храм Артемиды в Эфесе (архитекторы Феодор из Самоса, Херсифрон и его сын Матаген из Кносса; начат ок. 550 г. до н.э., сожжен в 356 г. до н.э.) Этот храм, не сохранившийся до наших дней, в древности считался одним из чудес света. Храм Артемиды в Эфесе – диптер ионического ордена сложного аттического варианта. Размеры храма Артемиды в Эфесе 109,2*55,1 м. По стилобату, число колонн 8*20. Вход в храм располагался с западной стороны. Внутренние помещения храма состояли из глубокого пронаоса, разделенного на три нефа двумя рядами колонн (8 колонн по 4 колонны в ряду), обширной целлы, предположительно трехнефной, которая сообщалась специальной дверью с четырехколонным опистодомом. Колонны храма Артемиды в Эфесе были мраморными. Известняковые стены храма, сложенные с применением раствора, имели мраморную облицовку, черепица крыши была глиняной, сима - мраморной. Передние ряды колонн, имели базы на высоких барабанах, украшенных рельефами и завершенных валом. Стволы колонн имели от 40 до 44 каннелюр плоского профиля с острыми ребрами, характерными для колонн дорического ордера. |
Категорія: Загальна історія мистецтва | Додав: koljan
|
Переглядів: 347 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|