Статистика
Онлайн всього: 16 Гостей: 16 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
Вихары
| 04.04.2014, 14:25 |
Помимо таких архитектурных сооружений, как ступа и чайтья в целях обслуживания буддийского культа древнеиндийскими зодчими возводились еще здания типа вихара. Вихара (санскр. "хижина", "убежище") - в раннем буддизме место встречи странствующих монахов; позднее - скальный буддийский монастырь, архитектурно являющийся в форме зала, окруженного кельями, который выступал пространством обитания и собрания монахов в Индии, Шри-Ланке, странах Дальнего Востока. Вихарой или сангхарамой называли в Древней Индии здание монастырского общежития, которое представляло собой застройку одноэтажными однотипными, примыкающими друг к другу объемами монашеских келий, что расположены были по трем сторонам прямоугольного двора со ступой в центре. С четвертой стороны, открытой для входа, ставилась ограда с
Всеобщая история искусства. Курс лекций -194-
МОДУЛЬ № 2 «ИСКУССТВО ИНДИИ, ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА. ИСКУССТВО ССТРАН ИСЛАМА» Лекция 22. Буддийский период искусства. Чайтья и вихара
воротами. Наружные фасады вихар обычно оставались глухими. Каждый объем кельи имел свое, чаще всего сводчатое, перекрытие. Уже в первые века нашей эры на севере Индии в Таксиле традиционная ограда ступы трансформировалась в кольцо маленьких келий. Традиционный ритуальный обход ступы оказался заключенным между двух кольцевых стен. По внутренней стороне обхода это была стена основания ступы - алтаря ведики. Внешнюю сторону образовывало практически непрерывное кольцо монашеских келий, сконцентрированных возле ступы. Пещерные вихары повторяли тот же планировочный принцип, который был характерен для наземного одноэтажного монастыря-общежития: только открытый двор заменялся здесь большим центральным залом с плоским потолком. Центральное помещение со зримым или виртуальным присутствием ступы в нем, окруженное с трех сторон небольшими кельями, иногда имело еще внутреннюю колоннаду. Вход в пещерную вихару оформлялся портиком-террасой с одним рядом столбов. Древнеиндийские письменные источники свидетельствуют, что вихары в крупных монастырских комплексах нередко строились в несколько этажей. Например, известно, что в Пурушапуре (совр. Пешевар) в IV-V вв. н.э. существовала грандиозная монастырская вихара, где количество внутренних помещений исчислялось сотнями. Здание было воздвигнуто над прахом Будды и имело кирпичное пятиэтажное основание высотой 45 м, а также деревянную башенную надстройку в тринадцать ярусов высотой 120 м, увенчанную металлическим стержнем высотой 26 м с позолоченными зонтами. Эта вихара в древности входила в состав чудес Азии. Вихары для собраний буддистов строились из дерева во многих городах Северной Индии. Они служили для изучения священных текстов и религиозных диспутов, которые в первые столетия распространения учения носили в большинстве этический и философский характер. Пещерные вихары, сохранившиеся в Индии до наших дней, имеют, как правило, один этаж, но встречаются и многоэтажные скальные общежития для монахов-буддистов, при строительстве которых помещения вырубали друг над другом в три-четыре этажа, сохраняя при этом по фасаду пирамидно-ярусную композицию в подражание наземным вихарам. Подобное можно видеть в Удайгири. В Аджанте сохранилось около двадцати скальных пещер-вихар, созданных между 400 и 642 гг. Первоначально в помещениях вихар не совершались культовые обряды, однако в период раннего средневековья, когда стали отживать свое ступы с оградой и чайтьи, вихары постепенно преобразовались в основной тип буддийского храма. Кельи превратились в целлы с установленными в них статуями Будды, а общий зал был приспособлен к совершению буддийского храмового ритуала равно как для монахов, так и буддистовмирян. Однако известные планы ранних монастырей-вихар позволяют говорить о келейно-общинном образе жизни буддийских монахов,
Всеобщая история искусства. Курс лекций
-195-
МОДУЛЬ № 2 «ИСКУССТВО ИНДИИ, ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА. ИСКУССТВО ССТРАН ИСЛАМА» Лекция 22. Буддийский период искусства. Чайтья и вихара
сосредоточенном вокруг главного монументального символа Учения Будды - ступы. В больших буддийских скальных комплексах, где храмы-чайтьи чередуются с монастырями-вихарами, отчетливо прослеживается два типа организации архитектурного пространства: протяженное и центрическое. Протяженный путь по земле к щенной ступе для мирян и вертикальный путь к освобождению под эгидой Будды-Учителя для избранных членов монашеской общины-сангхи. В пещерных чайтьях, где главными действующими лицами являются буддисты-миряне, путь наверх предъявлен в виде протяженного горизонтально пути к священной ступе. Стремление буддиста к Будде спроектировано здесь на поверхность пола храма. В вертикальной плоскости небосвод здесь визуализирован посредством арочного свода пещеры и ее портального окна, а в горизонтальной представлен апсидой чайтьи. В пещерных монастырях-вихарах, где главным фигурантом выступает монашеская община, преобладает центрическое построение пространства. Маленькие кельи монахов окружают главное центральное пространство, в котором сосредоточена ступа - смысл их общности. Святилище с фигурой Будды располагается напротив входа в вихару, в глубине пещеры. Его размеры существенно больше рядовой кельи. Его портал обычно особо выделен и украшен. И все же Учитель здесь не столько обожествленный Будда, сколько член общины, первый из многих. Его присутствием освящается монашеская община и благословляется ее устремленность к освобождению от страданий, к нирване. |
Категорія: Загальна історія мистецтва | Додав: koljan
|
Переглядів: 338 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|