Статистика
Онлайн всього: 14 Гостей: 14 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
Чайтья в Карли: архитектура, скульптура; проблема синкретизма
| 04.04.2014, 14:25 |
Классическим образцом буддийских пещерных святилищ может служить чайтья в Карли (1 в. до н.э.), вырубленная вдали от жилищ в скалах на возвышенности (штат Махараштра). Карли - пещерный буддийский монастырь близ одноименной деревни, в 5 км к северо-западу от города Пуна. Это наиболее крупный и богато украшенный пещерный храм хинаянистского буддийского искусства. Храм в целом хорошо сохранился за исключением входной части, которая, благодаря обвалам, ныне почти разрушена. Реставрация показала,
Всеобщая история искусства. Курс лекций -192-
МОДУЛЬ № 2 «ИСКУССТВО ИНДИИ, ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА. ИСКУССТВО ССТРАН ИСЛАМА» Лекция 22. Буддийский период искусства. Чайтья и вихара
что перед чайтьей по сторонам храмового фасада в древности возвышались две шестнадцатигранные колонны высотой 15 м, выполненные структурной (не монолитной) техникой. Капители этих колонн, моделируя Вселенную, несли каждая фигуры четырех львов с "Колесом Закона" над ними. "Львиные столпы" (симха-стамбха) чайтьи в Карле, вероятнее всего, представляли собой вариацию на тему "Львиной капители" столпа времени Ашоки Маурья. В древности львы поддерживали огромные металлические колеса. В вестибюле храма в Карли когда-то была деревянная музыкальная галерея. Боковые стены здесь сплошь декорированы внизу - рельефными протомами слонов, выше - фигурами героев буддизма и самого Будды, а также подковообразными "ложными окнами" в пять ярусов. В вестибюле же представлены почти обнаженные могучие фигуры мужчин и женщин, расположенные парами. У изображенных мужчин могучий разворот плеч и тонкая талия - традиционный "львиный корпус". В трактовке фигур их спутниц наблюдается явная попытка древних мастеров наделить изображения земных женщин богоподобными чертами. При этом людские пары показаны в динамических позах трибханга, т.е. так, что их ноги, туловище и головы представлены обращенными попеременно в разные стороны. Рельефные фигуры мужчин и женщин вестибюля чайтьи в Карле символизируют собой любовно-религиозное единение людей друг с другом и с Буддой, их сущностное откровение или открывание навстречу буддийской религии, обнажение плоти и души верующих перед Богом. Интерьер храма и поныне освещается огромным "солнечным окном" с килевидным наружным очертанием и представленными в камне концами брусьев деревянных стропил по внутреннему контуру. В собственно чайтью ведут три входа: средний, слегка приподнятый, и два боковых, предназначенные для паломников из состава буддистов-мирян. Перед боковыми входами устроены неглубокие бассейны для ритуального омовения, т.е. снятия верующими внешней и внутренней скверны перед чудом своей встречи с Богом. Чайтья в Карле - самый большой храм среди буддийских пещер: его длина 37, 8 м, ширина - 14, 2 м, высота - 13, 7 м. Колонны (по пятнадцать в ряд) делят зал чайтьи на три нефа. Семь колонн расположены вокруг ступы в апсиде. Восьмигранные колонны святилища своим основанием погружены в каменные горшки, поставленные на пьедесталы с расходящимися книзу ступенями. Тем самым создается впечатление, будто колонны храма - это стволы живых деревьев, обильно произрастающие из заботливо созданных людскими руками цветочных горшков. Капители колонн колоколовидные. Абаки капителей, ступенчато расширяясь кверху, увенчаны рельефными группами, повторяющимися с легкими вариациями, на каждой колонне на двух коленопреклоненных слонах восседают по две фигуры (мужчина и женщина) - аллегории богатого цветения и мудрого плодоношения буддийской веры. Мужские и женские персонажи представлены в
Всеобщая история искусства. Курс лекций
-193-
МОДУЛЬ № 2 «ИСКУССТВО ИНДИИ, ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА. ИСКУССТВО ССТРАН ИСЛАМА» Лекция 22. Буддийский период искусства. Чайтья и вихара
пластически решенных головных уборах, некогда украшенных вставками из драгоценных камней. Фигуры слонов первоначально имели ныне утраченные огромные бивни из слоновой кости и серебра. Колонны зала чайтьи высечены в скальном монолите весьма близко друг от друга, на расстоянии, меньшем их толщины. В связи с этим капители колонн образуют в целом почти непрерывный скульптурный фриз, препятствуя попаданию света в боковые нефы храма. Чайтья в Карле изо дня в день вот уже в течение многих столетий наполняется светом, поступающим в центральный неф храма через "солнечное окно". Однако для буддистов, приходящих как паломники в сакральный мир пещеры из мира профанного, этот рядовой факт превращается в действо, пропитанное высочайшего уровня символикой. Совершая ритуальное движение вокруг ступы в темноте боковых нефов, верующие получают религиозное счастье наблюдать сквозь щели колонн чудо рождения Вселенной, становятся визуальными участниками становления а Будды. На их глазах луч Солнца, проникая сквозь окно чайтьи в лоно горы, освещает ступу, тем самым творя "золотой зародыш". В Индии во времена расцвета буддизма архитектурно развиваются не только пещерные, но и наземные храмы-чайтья. Еще в III в. до н.э. в крупных буддийских центрах Северной Индии из блоков камня строились небольшие продолговатые чайтьи с апсидой для ступы. Вход в них предварялся открытым портиком, навесом-сенью на каменных столбах, квадратным или вытянутым залом. Примерно в то же время попытки создания буддийского храма-чайтьи были предприняты в Таксиле, которая являлась форпостом на пути распространения буддизма в Центральную Азию. Первоначально здесь также строились маленькие закрытые, чуть вытянутые в плане целлы. Однако в Таксиле в первые века нашей эры коридорный обход вокруг ступы был заменен галерейным обходом вокруг всей чайтьи. Скорее всего, это произошло под влиянием эллинистической традиции, которая со времен походов в Индию Александра Македонского сохраняла в этих местах свою силу. |
Категорія: Загальна історія мистецтва | Додав: koljan
|
Переглядів: 1251 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|