Статистика
Онлайн всього: 7 Гостей: 7 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
Идеал, пропорции, виды и местоположения скульптур
| 04.04.2014, 13:21 |
Система пропорционального измерения скульптурных изображений была основана на древнеиндийской мере длины «ангуле». Если мера человека от пяток до корней волос равна была 96 ангулам, то для божеств эта мера равнялась 108 ангулам. Ангул имел два значения. Первый вид ангула - измерительный представлял ширину средней фаланги среднего пальца мастера, который
Всеобщая история искусства. Курс лекций
-176-
ТЕМА 7. ИСКУССТВО ИНДИИ Лекция 18. Общая характеристика древнеиндийского искусства
изготовлял статую, или заказчика, по желанию которого изготовлялась скульптура. Второй вид ангула представлял собой 1 \108 часть создаваемой статуи. Высота целого блока камня, дерева или глины (в зависимости от того материала, из которого должна была быть изготовлена скульптура) разделялась на 9 частей, каждая из которых в свою очередь делилась на 12 частей (при этом оставлялась часть для цоколя). Одним из делений статуи и был ангул второго вида. Система пропорциональных отношений, основанная на ангуле, определяла все основные элементы скульптурного изображения божества. В эпоху Средневековья древнеиндийские мастера разработали несколько вариантов системы пропорций для статуарных изображений. В качестве основной меры тогда была введена ладонь, равная длине лица от подбородка до корней волос. Для построения антропоморфной скульптуры древнеиндийское художественное пособие «Манасара-Шильпашастра» установило следующие пропорции: изображение человеческой фигуры рекомендовалось делить по высоте на семь, восемь или девять равных частей, в зависимости от характера персонажа. Повышенной стройностью отличались статуи богов и героев, головы которых составляли одну девятую часть тела. Для изображений персонажей более низкого по отношению к верховным богам уровня и женских фигур приняты были пропорции 1 : 7. Даже при беглом знакомстве с индийской скульптурой бросаются в глаза ее округлая наполненность и тяжеловесность объемов. Статуарные углубления представляют лишь места соединения выпуклостей. Скульпторы Древней Индии, создавая свои произведения, не в такой мере, как мастера Европы, заботились о передаче костной и мышечной структуры человеческой плоти. Индийская скульптура практически лишена архитектоники. Например, стоящие фронтальные изображения богов, где ступни ног представлены плотно прижатыми к земле, не несут нагрузку плоти. Это не изображалось. Зачастую центр тяжести статуи перенесен к плечам. В соответствии с эмоциональным состоянием изображаемого в скульптуре бога, героя или человека мастера придавали статуарным фигурам четыре основных положения: самбханга - уравновешенное положение (стоящая, сидящая или лежащая фигура в состоянии покоя и созерцания); абханга - поза с легко изогнутым телом, где центр тяжести перенесен на левую или правую ногу; атибханга и трибханга - позы с сильным изгибом тела, передающие энергичные движения фигур. Для скульптурных изображений самбханга, абханга, атибханга и трибханга предназначались ювелирные украшения - своеобразные для каждого типа статуй. Чаще всего форма индийской скульптуры замкнута в себе самой, т.е. самодостаточна, не стремясь к расширению за пределы основного блока. Древнеиндийские статуи не раскрываются навстречу верующему, а, наоборот, приглашают его раскрыть свою душу навстречу скульптурному изображению.
Всеобщая история искусства. Курс лекций -177-
ТЕМА 7. ИСКУССТВО ИНДИИ Лекция 18. Общая характеристика древнеиндийского искусства
Практика рельефных изображений имеет в Индии очень древнюю традицию и происходит от резьбы по дереву и кости. Индийские скульптурные рельефы выполняли следующим способом: на поверхность каменной плиты наносили контур, который затем врезывали в глубину камня под прямым углом, после чего камень вокруг контура вынимали. В рельефе при передаче элементов плоти канон пропорций соблюдали реже, нежели в круглой скульптуре. Установление размеров фигуры было в значительной степени связано с композиционными задачами, стоящими перед мастером. Например, допускалась множественность точек зрения, распластывание фигур на плоскости, разномасштабность изображаемых персонажей. При передаче глубины пространства фигуры заднего плана размещались либо сверху рельефа, либо сбоку. Местоположением рельефов служили нижние части храмов, лестничные сходы, специальные ниши в средней и даже верхней части сооружения. |
Категорія: Загальна історія мистецтва | Додав: koljan
|
Переглядів: 309 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|