ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Матеріали для курсової

Головна » Матеріал » Мистецтво та мистецтвознавство » Загальна історія мистецтва

Храмовая архитектура Древнего Египта последней трети Нового царства
04.04.2014, 12:34
А) храмы, посвященные богам Особенностью архитектуры последней трети Нового царства является грандиозность масштабов, стремление затмить все, что было создано в Египте прежде. Никогда еще пилоны, колонны и монументальные колоссальные статуи царей не достигали таких размеров, никогда еще убранство храмов не отличалось такой тяжелой пышностью. В первую очередь своеобразие зодчества этого периода Нового царства проявилось в Фивах, в храме Амона в Карнаке. Прежде всего стоит сказать, что строительство в Карнаке возобновилось сразу после разрушения Ахетатона и возвращения столицы Египта в Фивы. Из фараонов-преемников Эхнатона своим строительством в Карнакском комплексе отличился Хоремхеб. При нем были возведены II и IX пилоны, началось строительство гигантского гипостильного зала между II и III пилонами. По дороге к храму Мут Хоремхеб ставит еще X пилон. На всех своих сооружениях Харемхеб приказал высечь рельефы, которые бы свидетельствовали о действительном почитании фараоном бога Амона. Строительство в Карнаке в последнюю треть Нового царства ознаменовалось окончанием строительства и украшением гигантского гипостильного зала между II и III пилонами. Сооружением боковых колоннад (центральная колоннада была построена при Аменхотепе III) и декорировкой зала активно занимались при Сети I и Рамсесе II. К центральной колоннаде были добавлены по 7 рядов колонн справа и слева. В зале было установлено 134 колонны (стволы центральных колонн украшали капители в форме расцветшего папируса, стволы колонны в боковых нефах – капители в форме нераспустившегося цветка папируса). Цветные рельефы на стенах и колоннах в гипостильном зале занимают площадь 24282 Тематика рельефов І. м – прославление военных побед фараонов. Местами колонны и стены в зале были покрыты листовым золотом. Известны имена зодчих, работавших при прославленных фараонах последней трети Нового царства. Автором проекта гипостильного зала в Карнаке при фараоне Харемхебе был зодчий Майа. При Рамсесе II строительными работами руководили зодчие Иупа и его сын Хатиаи. Зодчими Карнака при Рамсесе II были и жрецы Амона Небуненеф и Ромарои. Несмотря на огромный объем работ в Карнаке при Рамсесе II постоянно проводились реставрационные работы. Были отреставрированы колонный зал Тутмоса III в Карнаке, Заупокойный храм Ментухотепа I, Аменхотепа I, Хатшепсут, Тутмоса III. Видимо, при дворе фараона  Всеобщая история искусства. Курс лекций -160- Лекция 16. Архитектура Древнего Египта последней трети Нового царства (XIX-XX династии) (2 ч.) ТЕМА 6. АРХИТЕКТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЕГИПТА ВРЕМЕНИ НОВОГО ЦАРСТВА существовали специальные бригады мастеров-реставраторов, поскольку реставрационное дело глубоко специфично. Перед II пилоном Рамсес II приказал установить две свои колоссальные статуи из розового гранита. Две статуи, изображавшие Рамсеса II и его супругу Нефертари, были установлены у IX пилона. Последний из фараонов XIX династии – Сети II строит в Карнаке пилон перед храмом Мут и тройную молельню перед большим храмом Амона, позднее включенную в большой двор. При фараоне XX династии Рамсесе III в храмовом комплексе Амона-Ра было сооружено: храм Хонсу, поставленный к юго-западу от большого храма Амона, фасадом на юг; хеб-седный храм Рамсеса III, расположенный при II (2) пилоне храма Амона, перпендикулярно к последнему; храм при III пилоне к северу от храма Амона-Ра; святилище около храма богине Мут, на южном берегу подковообразного озера, посвященное Амону (плохо сохранилось). При Рамсесе III строительством в Карнаке занимался зодчий Серамон, который был жрецом Амона и Мут, а после его смерти – архитектор и верховный жрец Амона Рамсеснатх. I (1) пилон появился в храме Амона-Ра во времена правления XXX династии. Много новых архитектурных элементов появилось при фараонах XIXXX династий в храме, посвященном фиванской триаде в Луксоре. При Рамсесе II в Луксоре зодчим Бекенхонсу был выстроен новый пилон с большим двором, окруженный 74 колоннами, между которыми стояли статуи царя. Перед пилоном стояли шесть колоссов Рамсеса II, из которых четыре средние были из розового гранита, а два боковых – из черного гранита. Б) храмы, посвященные фараонам Заупокойный ансамбль Рамсеса II (Рамессеум). Древнее название храма – «Дом миллонов лет Рамсеса-Мериамона во владении Амона». Архитектор – Пенра. Храм четко ориентирован по сторонам света (с востока на запад). Предположительно, в древности перед храмом возвышались огромные ворота с башнями и находился бассейн, откуда был прорыт канал к Нилу. Входом на территорию заупокойного ансамбля Рамсеса II, обнесенного кирпичной стеной, служит гигантский пилон из песчаника, за которым находится первый открытый двор. Южная стена двора одновременно являлась и фасадом дворца. Этот фасад оформлен в виде портика с двойной колоннадой. Северная стена двора была декорирована одним рядом колонн, перед которыми стояли осирические колоссы царя. Западная стена не имела колонн, она была ограничена невысоким пилоном, отделяющим второй двор храма. Поскольку второй двор был расположен выше первого, то к проходу пилона вела лестница. С каждой стороны лестницы стояла статуя Рамсеса II (из сиенита) высотой 17 м. и весом 1000 тонн (сохранились фрагменты торса и постамента).  Всеобщая история искусства. Курс лекций -161- Лекция 16. Архитектура Древнего Египта последней трети Нового царства (XIX-XX династии) (2 ч.) ТЕМА 6. АРХИТЕКТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЕГИПТА ВРЕМЕНИ НОВОГО ЦАРСТВА Поверхность второго пилона была покрыта раскрашенными рельефами, содержащими две огромные композиции: битву с хеттами при Кадеше и праздник бога плодородия Мина, во время которого фараон торжественно срезал золотым серпом первый сноп, открывая этим сезон жатвы по всей стране. Обе темы прославляли царя как грозного победителя врагов Египта и как божественного повелителя над силами природы. Получается, что первый двор был вестибюлем, открывавшим вход во дворец фараона и в посвященный царскому культу храм. Из портика во дворец вели два входа, расположенные по обеим сторонам от «окна явлений». Через небольшие вестибюли можно было попасть в 16-ти колонный приемный зал, занимавший центральную часть здания. В глубине здания, напротив «окна явлений» был проход в 4колонный тронный зал. Во дворце также были и личные покои фараона. Второй двор Рамессеума служил подходом к зданию заупокойного царского храма. Здесь портики шли со всех четырех сторон: боковые портики – северный и южный – имели по два ряда колонн в форме связок папируса, с гладкими стволами и капителями; с востока был возведен один ряд колонн с осирическими колоссами перед ними; вдоль западной стороны двора, перед входом в следующее помещение, возвышался двойной ряд колонн и осирические колоссы. Внутренние помещения храма разделены на три части – центральную и две меньшие боковые. Это деление подчеркнуто тем, что из портика ведут три входа в само здание храма. Гипостильный зал, расположенный почти во всю ширину здания, занимал площадь в 1200 м и имел 48 колонн, разделяющих его на 9 нефов. І Центральный неф был шире и выше остальных. Его оформляли колонны с капителями в форме раскрывшихся цветков папируса. Боковые колонны имели гладкие стволы и капители в виде бутонов папируса. Было и верхнее освещение зала (из-за разницы в потолках центрального и боковых нефов). Потолок этого зала представлял ночное небо, усеянное золотыми звездами. За большим гипостилем находилось три последовательно расположенных 8-колонных гипостиля. Их средние проходы служили продолжением центрального нефа большого гипостильного зала. Далее находилась главная молельня храма, посвященная Амону и царю. Потолок молельни поддерживался четырьмя 4-гранными столбами. По сторонам от помещений, расположенных на центральной оси храма, находились сокровищницы, молельни и жилища жрецов. Все помещения храма были богато декорированы. На стенах и колоннах были размещены композиции походов и побед Рамсеса II, ритуальные сцены, фигуры фараона и богов. Помимо зданий дворца и храма, на территории Рамессеума находилось святилище, построенное еще Сети I, кладовые и школа писцов. В основу оформления храмов XIX-XX династий была положена схема, выработанная в Фивах в эпоху XVIII династии, причем наиболее близким прототипом следует считать Луксор.  Всеобщая история искусства. Курс лекций -162- Лекция 16. Архитектура Древнего Египта последней трети Нового царства (XIX-XX династии) (2 ч.) ТЕМА 6. АРХИТЕКТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЕГИПТА ВРЕМЕНИ НОВОГО ЦАРСТВА Скальный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле – репрезентант негативной архитектуры Египта. Известно, что первые скальные храмы относятся ко времени Хатшепсут и Тутмоса III, однако были скальные храмы и при Харемхебе и Рамсесе III. Скальный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле превосходит по величине и грандиозности все скальные сооружения Египта. В общем и целом скальный храм Рамсеса II повторяет планировку наземных храмов Нового царства. Храм посвящен Амону-Ра, Хармакису и Птаху. Ориентирован по оси западвосток. Находится храм на террасе, ограниченной балюстрадой со статуями, рядом с Нилом. От берега Нила к храму вела лестница в 9 ступеней. Вход в храм очень своеобразен. На слегка наклонную поверхность скалы как бы перенесен фасад обычного пилона с башнями. Для этого в песчаниковой скале выбито гигантского размера (38*32 м) трапециевидное углубление, в котором вырезаны четыре колосса с портретными чертами Рамсеса II (высота статуй 20 м). Между вторым и третьим колоссами в скале сделано прямоугольное углубление – вход, над которым изваян фриз из 22 круглых скульптур – изображений сидящих павианов – священных животных бога Тота. Свет проникает внутрь через единственную дверь. Дважды в год (21 мая и 23 сентября) лучи восходящего солнца и ось храма совпадали. Первые лучи восходящего солнца проникали в самую глубину святилища. Над входом, на уровне голов и плеч статуй фараона, в прямоугольном углублении высечено шестиметровое изображение сокологлавого бога солнца. Фигуры фараона сидящего предстают как мощные контрфорсы, сдерживающие давление скалы. За входом по продольной оси размещены высеченные в скале помещения храма общей протяженностью 55 м. Через вход попадали в почти квадратный зал (17*16*10 м) с девятиметровыми осирическими статуями, прислоненными к стенам и расположенными двумя группами по четыре памятника в каждой. Осирические статуи имеют портретные характеристики Рамсеса II. Традиционный план храмов нового царства здесь несколько изменен. В подземном зале слились элементы и двора, и гипостиля храма позитивной архитектуры. Роспись потолка первого зала представляет собой звездное небо. За первым большим залом идет колонный зал меньших размеров (7,6*11 м) с четырьмя четырехугольными столбами. Стены зала украшали рельефы. На северной стене изображена битва Рамсеса с Хеттами при Кадеше; на южной – битва Рамсеса с ливийцами и нубийцами; на западной стене - Рамсес II, ведущий пленных; на восточной стене – Рамсес, жертвующий богам пленных ливийцев и нубийцев. Здесь же представлена в иероглифах эпическая поэма, прославляющая фараона и его подвиги (автор – придворный поэт – Пентаур). Рамсес  Всеобщая история искусства. Курс лекций -163- Лекция 16. Архитектура Древнего Египта последней трети Нового царства (XIX-XX династии) (2 ч.) ТЕМА 6. АРХИТЕКТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЕГИПТА ВРЕМЕНИ НОВОГО ЦАРСТВА потребовал изобразить эту поэму не только в Абу-Симбеле, но и в Карнаке и Луксоре. Далее в скале выбиты помещения для священной ладьи и божницы. В отличие от других храмов, в Абу-Симбеле святая святых находится на главной оси скального сооружения. Святилище храма имеет размеры 4*7 м и является самым маленьким помещением в храме. В святилище представлены сидящие статуи богов Амона-Ра, Хармакиса и Птаха и статуя Рамсеса II. Фараон изображен одного размера с богами. Два раза в год лучи восходящего солнца освещали статуи в святилище, но статуя Птаха никогда не освещалась, так как Птах – бог тьмы, хтоническое божество. Из второго колонного зала можно было попасть в правую и левую группу камер, из которых четыре северные были тайниками или сокровищницами. В них есть надписи, указывающие на то, что они были украшены лучшими мастерами Египта и наполнены всевозможными драгоценностями. Направо (к северу) от Большого храма в Абу-Симбеле расположен Малый храм комплекса, посвященный богине Хатор. Фасад храма оформлен в виде портала (28*12 м) с шестью нишами по три с каждой стороны от входа. В нишах с глубокой светотенью представлены шесть статуй в рост – три статуи Рамсеса II и три женские статуи с портретными чертами жены Рамсеса II Нефертари. Обращает на себя внимание тот факт, что статуи Нефертари и статуи Рамсеса равновеликие. Фактически малый храм в Абу-Симбеле посвящен Нефертари. Никогда прежде в Египте супруги фараона не изображались на фасаде храма, тем более, равновеликими царю («Нефертари-мери-эн-Мут» – любимая богиней Мут). За входом в малом храме располагался гипостильный зал, близкий по формам подобному залу большого храма. Столбы в этом храме были украшены хаторическими капителями, причем облик богини Хатор соответствовал характеристикам Нефертари. Три двери соединяли гипостильный зал с вестибюлем. За вестибюлем по оси располагалось святилище с нишей, в которой стояла статуя богини Хатор. При сооружении Ассуанской плотины над четырнадцатью нубийскими храмами, в том числе и Большим и Малым храмами Рамсеса II, нависла угроза затопления. В 60-е гг. XX столетия скала с храмом была разрезана пилами на большие блоки, которые были подняты на более высокое место при помощи современных технических приспособлений. Это была невиданная в области археологии работа. Храм Рамсеса III в Мединет-Абу хорошо сохранился. Современное название храма происходит от имени современного поселка, расположенного рядом с остатками храма. Храм построен по единому плану. Ориентация храма с востока на запад. Храмовый комплекс имеет несколько частей:  Всеобщая история искусства. Курс лекций -164- Лекция 16. Архитектура Древнего Египта последней трети Нового царства (XIX-XX династии) (2 ч.) ТЕМА 6. АРХИТЕКТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЕГИПТА ВРЕМЕНИ НОВОГО ЦАРСТВА центральное здание – собственно храм (очень вытянутый прямоугольник); дворец; административно-хозяйственные постройки; дворы; сады; жилища жрецов и обслуги. Все здания занимают площадь около 80 тыс. мІ. Комплекс обнесен тремя стенами из кирпича-сырца, две из этих стен весьма внушительных размеров. В отличие от других заупокойных храмов Нового царства, поминальный комплекс Рамсеса III построен как крепость. Вход в храм, как и в Карнакском храме, начинается с пристани. За первыми воротами и сравнительно невысокой кирпичной оградой следовали вторые уже высокие ворота в высокой ограде с башнями толщиной около 20 м. Башни со стороны фасада были украшены рельефами – сценами битвы Рамсеса III с “народами моря” и сценами царской охоты на диких быков. За входными стенами находились несколько небольших дворов, окруженных невысокими оградами. За этими дворами находился первый пилон храма, расположенный на специальной приподнятой площадке. За пилоном – почти квадратный открытый двор. С южной стороны двора имелся колонный портик, между колоннами которого находился вход во дворец. С северной стороны двора стояли осирические колонны высотой 9,28 м, как бы прислоненные к каменным столбам. Слева и справа от ног гигантов стояло по фигуре принца и принцессы в человеческий рост. В храме Рамсеса III два двора. Второй двор находился за первым. Эти дворы разделял пилон. Второй пилон был значительно меньше первого. Второй двор был окружен портиками и осирическими статуями. Западная колоннада была поднята на террасу высотой 1,2 м. Храм Рамсеса III был устроен подобно другим храмам Нового царства: каждая последующая группа помещений, по главной оси, располагалась выше предыдущей, а помещения становились все ниже и ниже. По обе стороны от входа, ведущего в гипостиль, стояли две гигантские статуи Рамсеса III высотой 11 м, которые в сравнительно небольшом дворе (38*34 м) казались просто громадными, подавляя окружающую архитектуру и находящихся во дворе людей. Гипостильный зал с 24 колоннами и верхним светом. Колонны поставлены в шесть рядов, центральный неф шире боковых. Базы колонн центрального нефа срезаны со стороны собственно прохода (проход шириной 3,1 м). За первым гипостильным залом идут второй и третий малые колонные залы, к которым примыкали помещения святилищ. Далее по главной оси находились погруженные во мрак камеры для ладьи Амона и его божницы. Справа от первого гипостиля размещались культовые помещения, камера для ладьи других фиванских богов и царя. Стены всех камер украшали рельефы с религиозными сценами.  Всеобщая история искусства. Курс лекций -165- Лекция 16. Архитектура Древнего Египта последней трети Нового царства (XIX-XX династии) (2 ч.) ТЕМА 6. АРХИТЕКТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЕГИПТА ВРЕМЕНИ НОВОГО ЦАРСТВА В левой южной части здания находились помещения, называемые сокровищницами. Это были четыре камеры, расположенные попарно симметрично по обе стороны одного коридора. В них сохранились ценности, как и в храме Амона. Войти в сокровищницу можно было через одну единственную дверь. Когда дверь была закрыта, рельефные изображения на ней и примыкавших к ней стенах представляли единую композицию, при взгляде на которую не возникало даже мысли о каком-либо входе. Те ценности, которые хранились в сокровищницах, изображены были также на стенах камер. В храме было особое помещение для алтаря, вокруг которого совершался культ Амону. Это помещение находилось в глубине храма к северу от третьего гипостильного зала и представляло собой небольшую комнату (10,8*6,85 м). Крыша здесь была устроена таким образом, что непосредственно над алтарем она отсутствовала. Посередине двора стояла платформа – алтарь, на которую вела невысокая лестница. Она была поставлена так, что поднимающийся смотрел на восток. Слева к зданию храма вплотную примыкал дворец (в храмовых дворцах цари останавливались во время своих посещений Фив). Фасад дворца был одновременно стеной первого двора храма. Для входа во дворец в левой стене храма были устроены два проема. Между двумя входами во дворец находилось «окно явлений».Оно находилось высоко и было отделано золотом, инкрустацией из стекла, фаянса и разноцветных камней. Стоя в «окне явлений», царь видел двор храма, где стоял алтарь и приносились жертвы богу Амону, сыном которого считался фараон. Восьмиколонный портик в первом дворе имеет колонны с капителями в форме расцветшего папируса. В стене за портиком были высечены рельефные изображения фараона, поражающего врагов, а также фараона, принимающего приближенных и раздающего им награды. Ниже этих рельефов размещались скульптуры, изображавшие головы врагов-народов, покоренных фараоном. Цветные рельефы, рассказывающие о подвигах царя, покрывали весь фасад дворца (стену двора храма). Пройдя сквозь двери дворца попадали сначала в малые камеры – вестибюли, а далее – в колонный приемный зал. За приемным залом располагался 4- (?) (2-колонный) колонный тронный зал размером 10,5*14 м. У противоположной входу стены было белое каменное (алебастровое) возвышение с троном. К возвышению вело насколько пологих ступеней, по которым царь совершал восхождение. Трон представлял собой богато отделанное кресло, над которым был устроен балдахин. Во дворце таких тронов было три. За парадными залами находились личные покои фараона (спальная комната, комната для одежды, ванная, помещение, из которого шла лестница, ведущая на крышу). В глубине здания располагались женские комнаты. Каждая женщина в гареме имела целую «квартиру», состоящую из передней, жилой, спальной и ванной комнат. Таких «квартир» во дворце было три. Они были изолированы и имели самостоятельные входы.
Категорія: Загальна історія мистецтва | Додав: koljan
Переглядів: 372 | Завантажень: 0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП