ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Матеріали для курсової

Головна » Матеріал » Мистецтво та мистецтвознавство » Загальна історія мистецтва

Храмовая архитектура Древнего Египта первой трети Нового царства
31.03.2014, 15:42
Первая треть Нового царства – это особенный период: масштабность строений, особая пышность, избыточная пышность. Главный храм всей страны посвящен фиванской триаде (Амону, Мут, Хонсу, а также Монту) – это Карнакский храм. Эталонным храмом эпохи Нового царства можно считать храм Хонсу в Карнаке. Классический тип храма эпохи Нового царства определяется следующим образом: над берегом Нила поднимается небольшой мол, к которому могут приставать ладьи, везущие во время праздничной церемонии статую божества и жрецов, оберегающих ее. Со стороны пристани к храму шла аллея сфинксов, которая заканчивалась у пилонов. Идущая к пилонам аллея сфинксов (ее ширина, длина и расстояние между фигурами сфинксов)  Всеобщая история искусства. Курс лекций -131- ТЕМА 6. АРХИТЕКТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЕГИПТА ВРЕМЕНИ НОВОГО ЦАРСТВА Лекция 12. Храмовая архитектура Древнего Египта периода правления XVIII династии (первой трети Нового царства) (4 ч.) задавала направление и ритм движения, а также отношение верующих к божеству. Определялась ширина людского потока, регулировалось количество людей, которые могут войти. Перед пилонами устанавливались высокие мачты с флагами и монументальные статуи фараонов. Особенность пилона храма Хонсу состоит в том, что он создан из камней неправильной формы, тщательно пригнанных друг к другу. Весь пилон покрыт рельефами. Образуется единая поверхность: швы между камнями не читаются. Пилон выглядит как монолит. За пилоном находился большой открытый двор. С трех сторон этот двор окружали колонные портики. В противоположной пилону стороне двора - дверь в гипостильный зал, в котором средний неф выше и шире боковых, что подчеркивало направление оси храма. Хотя конструктивные египетские колонны несут всю тяжесть перекрытия, благодаря невидимым глазу каменным кубам, помещенным между капителью и перекрытием, кажется, что потолок парит в воздухе. Распустившийся цветок капители колонны прикрывает каменный блок, что создает впечатление, невесомости архитрава. Освещался гипостильный зал через окна, сделанные за счет разницы между высотой среднего и боковых нефов. За гипостильным залом находился второй меньший по размерам, гипостильный зал. Его высота меньше первого. Пол не оставался на том же уровне - он поднимался. Следующий зал – для ритуальной ладьи. По обе стороны зала с ладьей шли два обхода - справа и слева и по бокам - помещения для обслуживания ритуальной ладьи. Храм завершается молельней, перед которой могло находиться небольшое преддверие. Согласно египетскому культу триады божеств, храм имел три молельни, одну главную и две по ее сторонам. В потолке молельни имелось отверстие, через которое человек связывается с небом, с богами в своей молитве. По сторонам молелен располагались дополнительные помещения. Обращает на себя внимание абсолютная симметрия храма: аллея сфинксов, пилон, открытый двор, гипостильные залы, зал для ладьи, молельни. С храмовым комплексом обязательно связан парк и священное озеро. Прослеживается тесная связь структуры храма с иерархической лестницей социальных сил Египта времени Нового царства. Например, во время праздника, когда массы народа стекались к храму, основной поток народа допускался только во двор храма, где под солнцем, так как колонные портики могли вместить только немногих, народ принимал участие в церемонии, свершавшейся внутри храма. Наблюдать за этой церемонией можно было через высокие и широкие двери, ведущие в гипостильный зал. Доступ в гипостильный зал разрешался только избранным (высоким должностным лицам, военачальникам, писцам).  Всеобщая история искусства. Курс лекций -132- ТЕМА 6. АРХИТЕКТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЕГИПТА ВРЕМЕНИ НОВОГО ЦАРСТВА Лекция 12. Храмовая архитектура Древнего Египта периода правления XVIII династии (первой трети Нового царства) (4 ч.) При наличии более чем одного гипостильного зала в храме, судя по строгой иерархии в обществе, существовал четкий отбор лиц, допускавшихся в дальнейшие помещения. Порог зала с ладьей могли переходить только высшие чиновники. Вблизи статуй божества, кроме фараона, который падал ниц и отдавал почести богу, могли находиться только верховные жрецы, визирь и жрецы, совершающие ритуал. Из помещения в помещение менялось количество солнечного света. Чем более священно помещение, тем менее оно освещено. Двор залит солнечными лучами, гипостиль утопал в полумраке (кроме дверного отверстия, свет проникал через окна в верхней части центрального нефа), полумрак царил в зале для ритуальной ладьи, и глубокий мрак в молельне, только статуя освещалась из маленького отверстия непосредственно над ней. Эффекты, достигнутые распределением силы солнечного света в храме, подчеркивали постепенное понижение потолка и повышение уровня пола по мере продвижения вглубь здания. Следует принять во внимание, что каждое последующее помещение на оси было более узким, чем предыдущее. Ориентировка храмов, посвященных отдельным богам, определялась по расположению отдельных планет в точно определенное время ночи. Луч света той планеты, по которой ориентировался храм, должен падать на статую божества, стоящую в святилище, в точно определенное время. В эпоху Позднего царства на стене храма в Эдфу была сделана надпись о том, как царь планирует расположение храма: «Беру деревянный колышек, держу шнут с богиней Шешет; мой взор следит за бегом звезд; око мое направлено на Большую Медведицу; бог, указывающий время, стоит около меня и моей клепсидры (водяных часов); я установил четыре угла храма». Храмовый комплекс в Карнаке - в древности комплекс Амона назывался Ипет-Сут и был частью Фив. Строительную деятельность в Карнаке начал первый представитель XII династии Аменемхет I. Сенусерт I построил в Карнаке храм, руины которого обнаружены посередине центрального корпуса храма Амона. К лучшим архитектурным сооружениям Сенусерта I принадлежит молельня («киоск») фараона, разрушенная Аменхотепом III. Большинство фараонов Нового царства считали за честь подносить дары в Карнакский комплекс. Так, например, Рамсес III подарил 4 тонны золота храму, 1 тонну серебра, статуи, другие произведения искусства. Карнакский комплекс можно назвать каменной летописью Египта периода Нового царства и более позднего времени. Храмовый комплекс в Карнаке состоит из трех крупных частей: комплекс Амона, комплекс Монту, комплекс Мут ("Мать матерей"). Наиболее ранней постройкой Карнака при XVIII династии стал алебастровый храм Аменхотепа I. Ныне он восстановлен и поставлен рядом с молельней Сенусерта I.  Всеобщая история искусства. Курс лекций -133- ТЕМА 6. АРХИТЕКТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЕГИПТА ВРЕМЕНИ НОВОГО ЦАРСТВА Лекция 12. Храмовая архитектура Древнего Египта периода правления XVIII династии (первой трети Нового царства) (4 ч.) При Тутмосе I в храме Амона были возведены три пилона (VI, V, IV), которые вели непосредственно в прямоугольник центрального храма времени Среднего царства. Перед IV пилоном Тутмос I приказал установить два обелиска. При Хатшепсут в центральном корпусе храма Тутмоса I возводится зал для ритуальной ладьи; по обе стороны зала строятся "апартаменты Хатшепсут"; ставятся 4 обелиска: два - между IV и V пилонами в гипостильном зале Тутмоса I, два других - у восточной стены храма Амона; строится VIII пилон с южной стороны храма открывает панораму храма Мут. Тутмос III: расширил храм Амона (обнес новыми стенами); перед обелисками Тутмоса I ставит свои обелиски; с восточной стороны храма строит ряд помещений для своего обряда хеб-сед; построил специальную колоссальную стену высотой 20,13 м, чтобы перекрыть обелиски Хатшепсут; изменил облик зала Тутмоса I, находившегося между V и IV пилонами; перестроил портик между V и VI пилонами, помещая здесь перечень завоеванных им народов; дал облицовку VI пилону; между VI пилоном и святилищем Хатшепсут он соорудил вход с двумя стройными столбами, украшенными изображениями геральдических растений. Это самый известный зал храма – «Зал анналов» Тутмоса III, здесь он повествует о своих походах в виде рельефных изображений и надписей. Также Тутмос III между двумя обелисками Хатшепсут у восточной стены храма Амона возвел небольшой храмик; построил VII пилон, отсекая от храма Амона-Ра VIII пилон Хатшепсут; в северной части комплекса Амона построил храм бога Пта (небольшое здание). При Аменхотепе III главным зодчим был Аменхотеп, сын Хапу. Правление Аменхотепа III для Египта было удивительно благополучным временем. Фараон разворачивает гигантскую строительную деятельность: к югу от храма Амона Аменхотеп III строит храм Мут (не на голом месте, а на месте более ранней постройки), ориентированный по оси север-юг. На территории этого комплекса, к которому с южной стороны прилегает священное озеро в форме полумесяца, было установлено около 600 статуй сидящей на троне богини Сехмет более 2 метров высотой, выполненных из гранита и диорита. У священного озера Аменхотеп установил гигантскую фигуру скарабея, посвященного богу Атуму-Хепри. В храме Амона Аменхотеп III строит III пилон. При Аменхотепе III создана центральная колоннада большого гипостильного зала храма Амона. Сейчас она состоит из 12 колонн, увенчанных капителями в виде раскрытых цветков (в древности состояла из 14; две уничтожены в связи со строительством II пилона). К северу от храма Амона, на территории храма Монту при Аменхотепе III строится главный храм Монту. На территории храма АмонаРа строится храм Хонсу. Таким образом, каждый фараон XVIII династии оставил память о себе своими постройками в храме Ипет-Сут. При Аменхотепе III на месте небольшого древнего храма началось строительство нового гигантского здания общей длиной 190 м, посвященного  Всеобщая история искусства. Курс лекций -134- ТЕМА 6. АРХИТЕКТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЕГИПТА ВРЕМЕНИ НОВОГО ЦАРСТВА Лекция 12. Храмовая архитектура Древнего Египта периода правления XVIII династии (первой трети Нового царства) (4 ч.) культу фиванской триады богов – Амону-Ра, Мут и Хонсу. Храм этот в древности назывался Ипет-Рес (Луксорский храм). Храм состоял из двора и основного здания. Расположение всех помещений отличает почти абсолютная симметрия. В храм проходили через большой открытый двор (45х51 м). Двор обнесен портиками, колонны которых имели форму связок папируса и примыкали к трем сторонам двора (64 колонны). Сейчас этот двор называют "вторым двором". К северу от «второго двора» был запроектирован еще один, гигантский двор с портиками вдоль стен и огромной колоннадой по главной оси. Из него при Аменхотепе III возвели только центральную колоннаду из 14 колонн (по семь в каждом ряду). Высота колонн - 20 м. Капители колонн - раскрытые цветки папируса. Пропорции колонн очень удачны, при всей своей массивности они не кажутся тяжелыми. На цилиндрических стволах колонн слегка намечены грани, напоминающие трехгранный стебель папируса. Ко второму двору с юга примыкает вестибюль с четырьмя рядами колонн, расположенных по восемь в ряд. Центральный неф храма шире боковых. Колонны вестибюля сделаны в виде связок папируса, а капители их – в форме нераспустившегося цветка папируса. Всего колонн в вестибюле 32. Гипостильный зал находится за вторым двором. Центральный неф в гипостиле не поднят, не выделен. В этом особенность Луксорского храма все колонны гипостиля - равновеликие. Первый двор луксорского храма возник во времена Рамсеса II. Этот двор, окруженный с четырех сторон колонными портиками, лежит не на оси храма Аменхотепа III, а под углом к ней, отчего этот двор с тройной молельней не нарушил ансамбля фараона XVIII династии. На стенах Луксорского храма - рельефы, раскрывающие значение этого храма: рассказывается о чудесном браке Амона-Ра с матерью Аменхотепа III и рождение фараона. Получается, что храм вместе с посвящением фиванской триаде имеет еще одно посвящение – фараону Аменхотепу III. Главное место в оформлении храма занимали колонны. Это и портики, окружавшие дворы храма, и вестибюль, и все другие помещения. Колонны поддерживают потолки всех сколько-нибудь обширных помещений, и здание храма как бы превращено в заросли гигантских папирусов, над которыми возвышается центральная колоннада с двумя рядами стеблей с раскрытыми цветами. В девяти залах Луксора насчитывается 41 колонна; в вестибюле - 32 колонны; 64 колонны оформляют двор, 14 колонн образуют центральную колоннаду. Всего в Луксоре была 151 колонна. Храм в Луксоре, созданный во второй половине XV в. до н.э., завершил поиски зодчих начала XVIII династии, направленные на создание нового типа храма, не связанного с заупокойным культом. Аменхотеп III ввел храм в Луксоре в контекст Карнакского храмового комплекса. Ворота Луксорского и Карнакского храмов связались аллеей сфинксов. В дальнейшем эта аллея была разделена. Одна вела к храму Мут,  Всеобщая история искусства. Курс лекций -135- ТЕМА 6. АРХИТЕКТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЕГИПТА ВРЕМЕНИ НОВОГО ЦАРСТВА Лекция 12. Храмовая архитектура Древнего Египта периода правления XVIII династии (первой трети Нового царства) (4 ч.) другая - к храму Хонсу. С другой стороны, целостность комплексу храмов восточного берега Нила придавала опять-таки аллея сфинксов, ибо как раз напротив пристани на восточном берегу, у аллеи сфинксов, спускавшейся от пилона Карнакского храма Амона-Ра, на западном берегу тоже находилась пристань, от которой шла вверх такая же уставленная сфинксами дорога. В конце этой дороги на фоне высоких скал блистали колоннады храма Хатшепсут, а невдалеке находилось несколько заупокойных храмов предков Аменхотепа III – Тутмоса I, Тутмоса II, Тутмоса III, Тутмоса IV, Аменхотепа II. Рядом с этими храмами воздвиг свой заупокойный храм Аменхотеп III, от которого до наших дней сохранились лишь две гигантские статуи фараона (высотой 20 м), прозванные греками колоссами Мемнона.
Категорія: Загальна історія мистецтва | Додав: koljan
Переглядів: 329 | Завантажень: 0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП