Статистика
Онлайн всього: 5 Гостей: 5 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
Искусство местных центров первой половины XII династии
| 31.03.2014, 15:38 |
Из местных центров в этот период главную роль в художественной жизни по-прежнему играют номы Среднего Египта. Позы заупокойных статуй частных лиц в этот период повторяют позы статуй Древнего царства. Одновременно появляется и новый тип заупокойной статуи в виде сидящего на корточках человека, тело которого закутано в широкий плащ, так что видна только голова. Творчество сиутских скульпторов XX в. до н. э. представлено статуей хранителя печати Нахти, женскими статуями и, наконец, статуэтками «носительниц даров». По всей видимости мастерами этой школы созданы и статуи номарха Сиута Хапджефаи и его жены Сенуи. Для статуй сиутской школы XX в. до н. э. характерны удлиненные пропорции немного сухощавых тел, придающие всей фигуре известную легкость. Лица, в ряде случаев несомненно портретные, сохраняют тем не менее общие всему кругу черты: прямой нос, пластически отмеченные брови, концы век и губы, причем от полной нижней губы, резко подчеркнутой закругляющейся линией, падает тень. Статуя Нахти значительного для деревянной скульптуры размера (1,75 м). Тело выдержано в типичных для Сиута удлиненных пропорциях и отмечено хорошей моделировкой плеч, ключиц, всей мускулатуры груди и живота. Контур головы, поставленной на длинной шее, точен и четок, линия его неуклонно поднимается вверх от лба, достигая самой высокой точки почти над затылком. Луврская «носительница даров» является образцом деревянной скульптуры Сиута. Будучи в сущности рядовым памятником, одной из многочисленных статуэток, которые ставились в гробницы в числе погребального инвентаря, она тем более показательна для высокого уровня искусства сиутских мастеров. Необычайное изящество и стройность всей фигурки, гармоничность линий рук и ног, прелестная головка — все это особенно замечательно для памятника такого порядка. Характерно, что и ее лицо отличается типичными для Сиута характеристиками. В том же «сиутском» стиле решена и статуя Сенуи, жены сиутского номарха Хапджефаи, и, несмотря на находку ее в Нубии, где Хапджефаи был наместником, вполне возможно считать эту статую произведением какого-то крупного сиутского скульптора. Мастерские города Киса, столицы 14-го нома, представлены немногочисленными, но чрезвычайно характерными памятниками. В большинстве случаев это деревянные статуэтки, значительно меньшие по размерам, чем сиутские (от 20 до 30 см). Известно также и несколько бронзовых статуэток (от 68 до 107 см высотой). Облик этих скульптур отличен от сиутских. Для них типичны короткие, точно приплюснутые головы, большие рты, толстые губы, подчеркнутые скулы и в особенности резко отмеченная мускулатура груди, хорошо развитой и рельефно отделенной от живота. Эта горизонтальная черта под грудью, как бы
Всеобщая история искусства. Курс лекций -122-
Лекция 11. Изобразительное искусство Древнего Египта времени Среднего царства (4 ч.)
ТЕМА 5. АРХИТЕКТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЕГИПТА ВРЕМЕНИ СРЕДНЕГО ЦАРСТВА
перерезающая статую на две неравные части, короткую верхнюю и более длинную нижнюю, является чрезвычайно показательной для произведений данного центра. По количеству дошедших до нашего времени скульптур этого периода первое место занимает Абидос. Большинство скульптур Абидоса передает позы молитвенного созерцания господина мертвых Осириса. Это — коленопреклоненные фигуры, сидящие на земле со скрещенными ногами или стоящие с опущенными вдоль тела руками. Сидящие и коленопреклоненные фигуры часто закутаны в плащи, на головах надеты платки, гладкие и полосатые. Для абидосских памятников характерна общая мягкость трактовки всей фигуры. В моделировке мускулов резкие линии отсутствуют, тела кажутся несколько расслабленными. Даже если грудь и отмечается линиями, это делается чрезвычайно легко, линии не прямые, как в скульптурах Киса, а, наоборот, мягко и волнообразно изгибаются. Лица широкие, скуластые, с широко расставленными глазами. Верхняя губа не приподнята и не видна, как на статуях Сиута, рот плотно сжат и обрисован только одной линией. |
Категорія: Загальна історія мистецтва | Додав: koljan
|
Переглядів: 281 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|