ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Матеріали для курсової

Головна » Матеріал » Мистецтво та мистецтвознавство » Загальна історія мистецтва

Официальная скульптура XI династии
31.03.2014, 15:36
Так же как и в архитектуре Египта Среднего царства, в изобразительном искусстве этого времени выделяется два периода: - период правления XI династии и первых фараонов XII династии (до Аменемхета II). - период правления фараонов Сенусерта III и Аменемхета III. Скульптура Среднего царства претерпела значительные стилистические изменения, что можно отчасти объяснить непрекращающимся  Всеобщая история искусства. Курс лекций -115- Лекция 11. Изобразительное искусство Древнего Египта времени Среднего царства (4 ч.) ТЕМА 5. АРХИТЕКТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЕГИПТА ВРЕМЕНИ СРЕДНЕГО ЦАРСТВА соперничеством столичной и провинциальной школ древнеегипетского изобразительного искусства. Вначале периода Среднего царства официальная скульптура следовала образцам Древнего царства. Фараоны новой династии, происходившие из областей, доселе не игравших значительной роли в политике страны, всеми силами старались поддерживать свой авторитет. Желая уподобиться могучим владыкам Древнего царства, фараоны XI династии следуют в скульптуре традициям предшествующего периода. В Среднем царстве, как и в Древнем, ведущее место в скульптуре отводилось изображениям обряда хеб-сед. К типу хеб-седных памятников принадлежит статуя фараона Ментухотепа I Небхепетра, найденная в особом склепе во дворе заупокойного храма фараона в Дейр-эль-Бахри. Высота статуи 183см. Изображение фараона выполнено из песчаника и раскрашено в условные цвета. Предположительно, статуя находилась на платформе под навесом. Вокруг этой статуи воскресший фараон совершал ритуальный бег, после чего статуя погребалась. Фараон изображен сидящим на кубообразном троне. Его черное тело укутано в белое, доходящее до колен ритуальное одеяние, которое одевали цари во время хеб-седа. На голове фараона – корона Северного Египта, в руках – жезл и плеть (символы власти, намек на воскрешение – как Осирис). В трактовке лица можно отметить прямые рельефные полосы бровей и век, плоско поставленные глаза, условный рисунок рта с плоскими губами, края которых обведены одной плоской линией, ярко выделенные на фоне черной кожи белки глаз, орбита глаз не выделена, глазное яблоко слабо моделировано. В целом лицо статуи Ментухотепа I производит впечатление маски с подчеркиванием сосредоточенности, суровой силы, непреклонного упорства. Царь как бы недоступен пониманию и сопереживанию простых людей, он как бы находится не в мире людей, а над человеческими чувствами, эмоциями, переживаниями. Он – сын бога, а потому он причастен божественной сфере, он как бы в другом измерении, в высших сферах. Фиванские мастера успешно решили стоявшую перед ними задачу – создать образ объединителя Египта, могучего владыки, господина долины Нила, достойного наследника великих фараонов Древнего царства. В этой же манере выдержаны и другие статуи Ментухотепа I, украшавшие открытый двор храма в Дейр-эль-Бахри и дорогу к долине. Интересна подпись скульптора Иритисена, работавшего в Фивах при Ментухотепе I (подпись сохранилась на его заупокойной стеле): «Я знал тайну божественных слов, ведение обряда богослужения. Я устраивал всякие обряды так, что ничто не ускользало от меня. Ничто из них не было скрыто от меня. Я – великий таинник, и я вижу Ра в образе его. Но я был и художником, опытным в своем искусстве, превосходящим всех своими знаниями. Я знал формулы ирригации, взвешивания по правилу, как сделать образ выхождения и вхождения так, чтобы каждый член был на своем месте. Я умел передать движение фигуры мужчины, походку женщины, положение размахивающего мечом и свернувшуюся позу пораженного, выражение ужаса того, кто  Всеобщая история искусства. Курс лекций -116- Лекция 11. Изобразительное искусство Древнего Египта времени Среднего царства (4 ч.) ТЕМА 5. АРХИТЕКТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЕГИПТА ВРЕМЕНИ СРЕДНЕГО ЦАРСТВА застигнут спящим, положение руки того, кто мечет копье, и согнутую походку бегущего. Я умел делать инкрустации, которые не горели от огня и не смывались водой. Никто не превосходил меня и моего сына по плоти моей. Когда бог (фараон) приказывал, мой сын создавал, и он был превосходен в этом. Я видел творение его рук как начальника работ в каждом ценном камне, от серебра и золота до слоновой кости и эбенового дерева». От времени правления XI династии известно имя еще одного скульптора – Ипи, сына Ипи - слывшего большим знатоком различных пород и способов обработки камня. Следует отметить, что в период правления XI династии в Фивах было еще недостаточно мастеров, обладавших надлежащим профессиональным уровнем. Наряду с великолепными репрезентантами изобразительного искусства этого периода встречаются и слабые в художественном отношении произведения. Художественные приемы, проявленные в статуе Ментухотепа I, характеризуют стиль скульптурных памятников XI династии в целом. Рельефы XI династии не однородны по своему качеству. Рельефные композиции храма Ментухотепа I отличаются четкостью линий рисунка и тонкостью выполнения. Наряду с рельефами храма Ментухотепа сохранились и другие памятники официального фиванского искусства, отличающиеся большим мастерством исполнения – монументальный рельеф, изображающий Ментухотепа I, его мать, сына и придворного, высеченный на отвесной скале Шатт эр-Ригале, рельефы на стенах молельни Ментухотепа I в Дендере, рельефы храма в Джерти, рельфные композиции гробницы царицы Нефру, рельефы саркофагов женщин семьи Ментухотепа I, а также на стелах фиванских вельмож. Несмотря на то, что стел найдено немного, а храмовые рельефы дошли по большей части в виде отдельных фрагментов, они тем не менее показательны. По тематике и композиции рельефы XI династии восходят к образцам Древнего царства. Однако пропорциональный строй этих рельефов иной. Длинные тела, короткие широкие головы, закругленная линия носа, толстые губы, круглый, точно срезанный подбородок, минимальное количество деталей — таковы характерные особенности изображения человеческих фигур. Очень типичны те же подчеркнутые длинные рельефные полосы почти прямых бровей и век и условный рисунок рта с обведенными одной линией толстыми губами, которые можно было заметить на статуе Ментухотепа I. Дальнейшее развитие стиля фиванских мастеров времени XI династии особенно хорошо заметно на рельефах, найденных при раскопках в Джерти. Это части каменных портиков, молелен и дверей храма из кирпича-сырца, показавшегося впоследствии недостаточно пышным Сенусерту I, который приказал его разрушить и выстроить новый из известняка со святилищем из розового гранита. Эти рельефы принадлежат постройкам Ментухотепа I и его преемника Ментухотепа-Санхкара. Следует отметить, что рельефные  Всеобщая история искусства. Курс лекций -117- Лекция 11. Изобразительное искусство Древнего Египта времени Среднего царства (4 ч.) ТЕМА 5. АРХИТЕКТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЕГИПТА ВРЕМЕНИ СРЕДНЕГО ЦАРСТВА композиции преемников Ментухотепа I выполнялись в технике выпуклого рельефа, в противоположность врезанному рельефу, столько популярному во время правления фараона-объединителя.
Категорія: Загальна історія мистецтва | Додав: koljan
Переглядів: 499 | Завантажень: 0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП