Статистика
Онлайн всього: 11 Гостей: 11 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
РЕСТАВРАЦИОННЫЕ ОЛИФНЫЕ ПЛЕНКИ
| 18.03.2014, 18:17 |
Удаленную олифную пленку возобновляют в настоящее время редко. Обычно ею покрывают произведение с большими реставрационными вставками левкаса и проведенной тонировкой, которое будет экспонироваться в помещении с непостоянным режимом температуры и влажности (неотапливаемые помещения церковных зданий).
В настоящее время для изготовления олифы употребляют отбеленное льняное масло, выпускаемое Ленинградским заводом художественных красок, имеющее йодное число в пределах 180—193, кислотное число не более 1, цветность в мг йода не более 6, полную прозрачность, вязкость по вискозиметру ВЗ-4 при температуре 20° в пределах 18—20 секунд и не содержащее белков и слизистых веществ.
Купленное отбеленное льняное масло нужно дополнительно высветлить. Для этого его подвергают действию дневного света в течение одного года. Варят олифу в сухой солнечный теплый день, весной или летом. Льняное отбеленное масло нагревают до температуры 160° (допустимые колебания от 125° до 180°) в глиняном горшке на электроплитке с прокладкой асбестового листа. Температуру масла постоянно проверяют с помощью термометра. Постепенно в горячее масло всыпают порошок ацетата кобальта из расчета на 100 г масла 250—300 мг ацетата кобальта. Масло обязательно помешивают стеклянной или деревянной палочкой.
Олифа готова тогда, когда растворится весь порошок. После остывания и отстаивания приготовленную олифу фильтруют через марлю и ставят в светлое теплое место.
Приготовлять покровную олифу можно также по методике, разработанной химиком Г. Н. Томашевич '.
См.: Томашевич Г. Н. Приготовление покровной олифы из льняного масла для станковой темперной живописи.— Сообщения Научно-методического совета по охране памятников культуры. Вып. 6. Практика охраны и реставрации памятников искусства. М., 1970, с. 106—116.
Процесс покрытия станковой темперной живописи олифой после реставрации — традиционно русский. Произведение помещают в светлое, сухое, теплое помещение, свободное от пыли, кладут на стол, тщательно удаляют имеющуюся на нем пыль. На поверхность наливают в избытке олифу и разравнивают рукой, равномерно распределяя слой. Слой олифы должен быть толстым (около 0,3 мм), для того чтобы за время ее становления (четыре-шесть часов) она частично впиталась в красочный слой и в поверхность левкаса. Находящаяся на поверхности олифа частично окисляется кислородом воздуха и полимеризуется, отчего увеличивается ее вязкость и густота. Добавлять свежую олифу нельзя, так как она будет препятствовать образованию нормальной пленки. В течение всего времени становления олифы ее нужно периодически перемешивать рукой, чтобы она загустевала равномерно.
К моменту, когда олифа загустевает настолько, что ее трудно становится разравнивать рукой, необходимо удалить ее излишки. Это также делается рукой (бумагу или ткань применять нельзя, чтобы не остались волокна). Кроме того, только на ощупь можно определить, достаточно ли хорошо удалены излишки. Очень толстая пленка со временем сморщится, слишком тонкая — не обеспечит необходимых защитных свойств.
Ладонью двигают от середины иконы к краям, чтобы вместе с излишками олифы удалить осевшую пыль. С ладони олифу снимают металлической пластиной или лезвием тупого ножа.
Последний этап — полировка (окончательное выравнивание пленки). Полируют также ладонью, резко двигая ею по поверхности,— не более 10—15 минут. Если полировать слишком долго, то можно повредить свежую пленку. Затем икону сразу же ставят в вертикальное положение, лицевой стороной к свету (ибо в темноте пленка темнеет). Иконы, покрытые олифой, обязательно нужно держать в светлом помещении или периодически выносить на свет.
Основным недостатком олифного покрытия является его потемнение
(которое обязательно происходит с течением времени) и трудность удаления при последующих реставрациях. |
Категорія: Реставрація станкового темперного живопису | Додав: koljan
|
Переглядів: 330 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|