ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Матеріали для курсової

Головна » Матеріал » Мистецтво та мистецтвознавство » Реставрація станкового темперного живопису

Метод фрагментаризации
18.03.2014, 18:06
При по­ступлении на реставрацию произведения, имеющего разновременные вставки лев­каса с разновременными слоями жи­вописи, сначала удаляют загрязнения и слой защитной пленки, раскрывая верх­ний красочный слой. Затем удаляют этот слой, раскрывая нижележащий слой жи­вописи и сохраняя на поздних вставках левкаса фрагменты удаляемого слоя записи. При этом тщательно прослежи­вают границы вставок левкаса, чтобы нечаянно не смыть с них сохраняемые фрагменты поздней живописи. Если под раскрытым слоем обнаруживается еще более старый слой живописи, то его раскрывают, не выходя за его границы и не затрагивая соседние фрагменты разно­временных записей на разновременных вставках левкаса. И так далее. Таким образом, живопись произведения с разновременными вставками левкаса после послойного удаления записей со­стоит из фрагментов подлинной жи­вописи на авторском левкасе и разновременных записей — на вставках левкаса. Иногда в процессе работы обнаружива­ются изменения в изображении отдель­ных деталей, сделанные при поновлениях. Если они достаточно хорошо со­гласуются с первоначальным изображе­нием, то на этом работу по раскрытию произведения из-под позднейших запи­сей заканчивают. Классический пример такого сочетания разновременных слоев живописи являет собой икона «Бого­матерь Владимирская» (ил. 5, 6). Однако случается, что разновремен­ные фрагменты несовместимы. Тогда ре­шается вопрос о частичном удалении не­которых записей с поздних вставок левкаса, резко противоречащих перво­начальной живописи. Таким примером может являться реставрация иконы XIII—XIV веков «Богоматерь на пре­столе» новгородского музея. Рестав­рацию проводил художник-реставратор С. Н. Ратников (МО СНРПМ). На самой поздней записи Богоматерь была изобра­жена стоящей в рост. В процессе рестав­рации раскрылись трон и подушки, сви­детельствующие о том, что первоначаль­но она была изображена сидящей на тро­не (ил. 91). Почти все поздние вставки и записи на них были сохранены (ил. 92, 93). Но большая вставка левкаса на фо­не, сделанная в XVII веке, была вместе со всем фоном тогда же покрашена зеле­ной краской. Фон в авторской живописи при раскрытии оказался почти белого цвета. Темно-зеленый цвет вставки резко нарушал художественный замысел автора, который изобразил темные фигуры на белом фоне. Поэтому реставрационный совет по предложению реставратора вы­нес решение удалить с поздней вставки грунта зеленую краску. Это приблизило произведение к его первоначальному об­лику (ил. 92). Другой пример сохранения и соче­тания поздних дополнений в живописи представляет икона «Двенадцать апосто­лов» начала XV века из новгородского музея. Реставрацию выполнила худож­ник-реставратор Е. М. Кристи (МО СНРПМ). Она сохранила на вставках левкаса XVI—XVII веков слои поновлений на одеждах апостолов и на поземе (ил. 64, 65, 101). Так как изображения глаз подлинной живописи XV века на всех, кроме одного, ликах были при по-новлении в XVII веке уничтожены и за­ново написаны, пришлось сохранить эти грубо написанные поновителями глаза. И лишь на одном лике было расчищено сохранившееся изображение глаз перво­начальной живописи. Вопрос о поздних вставках и запи­сях реставратор решает совместно с другими специалистами — искусствове­дами и реставраторами. Обсуждение и решение протоколируются, заносятся в дневник и в другие документы рестав­рации. Меры безопасности при удалении записей те же, что и при удалении защит­ных покрытий, так как в обоих процессах используются одни и те же органические растворители (см. с. 96).
Категорія: Реставрація станкового темперного живопису | Додав: koljan
Переглядів: 365 | Завантажень: 0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП