Статистика
Онлайн всього: 14 Гостей: 14 Користувачів: 0
|
|
Матеріали для курсової |
Метод фрагментаризации
| 18.03.2014, 18:06 |
При поступлении на реставрацию произведения, имеющего разновременные вставки левкаса с разновременными слоями живописи, сначала удаляют загрязнения и слой защитной пленки, раскрывая верхний красочный слой. Затем удаляют этот слой, раскрывая нижележащий слой живописи и сохраняя на поздних вставках левкаса фрагменты удаляемого слоя записи. При этом тщательно прослеживают границы вставок левкаса, чтобы нечаянно не смыть с них сохраняемые фрагменты поздней живописи. Если под раскрытым слоем обнаруживается еще более старый слой живописи, то его раскрывают, не выходя за его границы и не затрагивая соседние фрагменты разновременных записей на разновременных вставках левкаса. И так далее. Таким образом, живопись произведения с разновременными вставками левкаса после послойного удаления записей состоит из фрагментов подлинной живописи на авторском левкасе и разновременных записей — на вставках левкаса. Иногда в процессе работы обнаруживаются изменения в изображении отдельных деталей, сделанные при поновлениях. Если они достаточно хорошо согласуются с первоначальным изображением, то на этом работу по раскрытию произведения из-под позднейших записей заканчивают. Классический пример такого сочетания разновременных слоев живописи являет собой икона «Богоматерь Владимирская» (ил. 5, 6).
Однако случается, что разновременные фрагменты несовместимы. Тогда решается вопрос о частичном удалении некоторых записей с поздних вставок левкаса, резко противоречащих первоначальной живописи. Таким примером может являться реставрация иконы XIII—XIV веков «Богоматерь на престоле» новгородского музея. Реставрацию проводил художник-реставратор С. Н. Ратников (МО СНРПМ). На самой поздней записи Богоматерь была изображена стоящей в рост. В процессе реставрации раскрылись трон и подушки, свидетельствующие о том, что первоначально она была изображена сидящей на троне (ил. 91). Почти все поздние вставки и записи на них были сохранены (ил. 92, 93). Но большая вставка левкаса на фоне, сделанная в XVII веке, была вместе со всем фоном тогда же покрашена зеленой краской. Фон в авторской живописи при раскрытии оказался почти белого цвета. Темно-зеленый цвет вставки резко нарушал художественный замысел автора, который изобразил темные фигуры на белом фоне. Поэтому реставрационный совет по предложению реставратора вынес решение удалить с поздней вставки грунта зеленую краску. Это приблизило произведение к его первоначальному облику (ил. 92).
Другой пример сохранения и сочетания поздних дополнений в живописи представляет икона «Двенадцать апостолов» начала XV века из новгородского музея. Реставрацию выполнила художник-реставратор Е. М. Кристи (МО СНРПМ). Она сохранила на вставках левкаса XVI—XVII веков слои поновлений на одеждах апостолов и на поземе (ил. 64, 65, 101). Так как изображения глаз подлинной живописи XV века на всех, кроме одного, ликах были при по-новлении в XVII веке уничтожены и заново написаны, пришлось сохранить эти грубо написанные поновителями глаза. И лишь на одном лике было расчищено сохранившееся изображение глаз первоначальной живописи.
Вопрос о поздних вставках и записях реставратор решает совместно с другими специалистами — искусствоведами и реставраторами. Обсуждение и решение протоколируются, заносятся в дневник и в другие документы реставрации.
Меры безопасности при удалении записей те же, что и при удалении защитных покрытий, так как в обоих процессах используются одни и те же органические растворители (см. с. 96). |
Категорія: Реставрація станкового темперного живопису | Додав: koljan
|
Переглядів: 365 | Завантажень: 0
|
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі. [ Реєстрація | Вхід ]
|
|
|