ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Матеріали для курсової

Головна » Матеріал » Мистецтво та мистецтвознавство » Реставрація станкового темперного живопису

БАСМЕННЫЕ ОКЛАДЫ
09.03.2014, 02:10
С начала XVI века чеканные оклады стали вытесняться басменными (ил. 37). Басма — это тонкая металлическая пла­стинка, на которой рельеф получен тис­нением с матрицы. Матрица из меди, камня, железа и даже из дерева имела рельефный узор. На нее накладывали не­большого размера тонкий листок метал­ла, преимущественно из серебра (реже из меди и белой жести — «немецкого же­леза»). На его лицевую сторону клали свинцовую подушку — толстый лист из свинца, по которому ударяли деревянным молотком. От того что матрица находи­лась с тыльной стороны листка, узор на тыльной стороне получался более отчет­ливым, чем на лицевой. Чтобы получить более четкий узор на лицевой стороне, ее прочеканивали чеканами (чаще всего канфарником). Такую басму называют канфаренной басмой. Из отдельных пластинок — басм — набирали оклад на икону. Если форма и размер ее не со­ответствовал изображению, басму под­краивали. Каждую пластинку прибивали к поверхности иконы маленькими гвоз­диками. Если олифная пленка была еще свежей, то рельефы басмы оттискива­лись на ней. Когда нимб хотели сделать возвышающимся над поверхностью, на изображения венца сначала накладывали валик из воска (реже из дерева), а уже поверх него закрепляли басму (ил. 54). Существовало немало различных спо­собов художественной обработки ме­таллических окладов — резьба, черне­ние, эмаль, скань. Резьба (гравировка) — это нанесе­ние изображения (узора) с помощью стальных резцов — штихелей. Особый прием глубокой резьбы — оброн, при котором фон вокруг линии изображе­ния или надписи опускался (обирался) при помощи резца, благодаря чему изо­бражение выступало над фоном. Иногда углубление оброна заполняли чернью или эмалью. Чернь — это особый сплав сернисто­го серебра, меди и свинца. Цвет его — от серого до бархатистого черного. На иконных окладах чернью наводили орна­ментальные рисунки или на небольших пластиночках — дробницах — делали изображения фигурок святых, которые прикрепляли к поверхности оклада. Иногда на дробницах писали инициалы или полностью имена изображенных на иконе персонажей (ил. 39). Эмаль — особый сплав стекла раз­личных цветов. Чаще всего она бывает непрозрачной (опаковой). Чтобы по­крыть металл эмалью на его поверхность напаивали перегородки, которые разде­ляли эмали разных цветов друг от друга. Иногда эмалями заполняли гравирован­ные углубления при оброне. Прегородча-тые эмали на драгоценных окладах рус­ских икон встречаются с конца XVI века. Широко их применяли для украшения венцов, уголков рамок и инициалов на окладах в XIX — начале XX века (ил. 35, 40). Отдельные части оклада, а иногда и полностью весь оклад делали из скани — скрученных металлических проволочек, обычно пропущенных через плоские вальцы, в результате чего получалась ленточка, у которой рубчатыми остава­лись лишь верхний и нижний края, а бо­ковые части становились плоскими, глад­кими. Изогнутые по рисунку ленты спаи­вали между собой. Сканые оклады дела­ли ажурными, из сквозного набора, и сплошными, в которых скань напаивали на металлическую пластинку (ил. 40). На поверхность сканого набора иногда еще напаивали маленькие метал­лические шарики — зернь.
Категорія: Реставрація станкового темперного живопису | Додав: koljan
Переглядів: 327 | Завантажень: 0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП