ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Міжнародні відносини » Китай: Наростаюча загроза

Китай и Соединенные Штаты: взаимное дипломатическое признание (1978)
Нормализация отношений между США и Китаем в 1972 году способствовала предотвращению войны с Советским Союзом. Она также побудила СССР улучшить свои взаимоотношения с Америкой. Это в свою очередь способствовало заключению в 1972 году Договора об ограничении стратегических вооружений и проведению ежегодных советско-американских встреч на высшем уровне в 1972—1975 годах. Новые отношения США с Советским Союзом и Китаем рассматривались как существенный вклад в дело стабильности и мира на земле. Они побудили американских избирателей переизбрать Никсона на пост президента США в ноябре 1972 года. В последующие годы в американо-китайских отношениях не было заметно какого-либо прогресса. Администрация США была отвлечена все нарастающими проблемами, связанными с «Уотергейтским делом», которое привело к отставке Никсона в августе 1974 года. В Китае сторонники «культурной революции» препятствовали установлению более тесных отношений с США. Китай настаивал на выполнении США трех условий для дальнейшей нормализации отношений: прекращении дипломатических отношений с Республикой Китай на Тайване, разрыве американо-тайваньского договора о взаимной обороне 1954 года и выводе всех американских сил с Тайваня (гз). До тех пор пока продолжалась война во Вьетнаме, США не были намерены выполнять эти условия. К1978 году США и Китай созрели для того, чтобы сделать очередные новые шаги в своих взаимоотношениях. Стимулом для этого явилась взаимная озабоченность политикой СССР, а также тот факт, что ни Дэн Сяопин, ни администрация президента Картера более не имели в своих странах внутренних препятствий для продолжения нормализации отношений. США и Китай были озабочены ростом стратегических ядерных вооружений Советского Союза, хотя он и не превышал уро-

138
вень, определенный договором 1972 года, размещением нового типа ядерных ракет среднего радиуса действия, нацеленных на объекты в Европе и Азии, а также увеличением обычных вооруженных сил. Более того, излюбленный Советским Союзом метод непрямой агрессии приносил видимые результаты на трех континентах. В 1975 году коммунистические силы захватили власть во Вьетнаме, Камбодже и Лаосе, а также в бывших португальских колониях в Анголе, Мозамбике и Гвинее-Бисау. Кубинские войска, снабжаемые СССР, помогали прокоммунистическим партизанам в Анголе. Два года спустя просоветские силы захватили власть в Эфиопии, и кубинские войска были направлены на поддержку режима. Просоветские силы взяли власть в Южном Йемене, а в апреле 1978 года был установлен просоветский режим в Афганистане (14). США полагали, что эта тенденция непрямой агрессии со временем позволит Брежневу установить контроль над богатыми нефтью странами Персидского залива, а также огромными минеральными

ресурсами юга Африки. Китайское руководство считало, что тесные отношения Советского Союза с режимами во Вьетнаме и Афганистане, наряду с традиционной дружбой с Индией, способствуют созданию враждебного для Китая окружения и представляют растущую стратегическую угрозу. Весной 1978 года сочетание озабоченности экспансионизмом СССР в мире и стремления Дэн Сяопина получить экономические выгоды от сотрудничества с США и ведущими демократиями подтолкнуло Китай к расширению китайско-американских отношений. Администрация Картера также намеревалась по примеру Никсона использовать более тесные отношения с Китаем для того, чтобы убедить Советский Союз заключить более радикальное соглашение по стратегическим вооружениям и выйти из тупика, в который зашли переговоры по этому вопросу (is). Главным сторонником расширения взаимоотношений с Китаем в администрации Картера был советник президента по вопросам национальной безопасности Збигнев Бжезин-ский. В мае 1978 года он возглавил американскую делегацию на переговорах с китайским руководством. По прибытии в Пе-

139
кин он заявил: «Президент США хочет установления дружественных отношений с сильным Китаем. Вместе с вами он намерен преодолеть все препятствия на пути к полной нормализации наших отношений». Бжезинский подчеркнул, что США разделяют стремление Китая «противостоять действиям любой страны, стремящейся к гегемонии в регионе... Никто из нас не направляет мародеров, прикрывающихся статусом неприсоединения, для того чтобы отстаивать интересы великой державы в Африке (имеются в виду кубинцы.—К. М). Никто из нас не использует военную силу для того, чтобы добиться политической покорности соседей» (гб). По данным глубокого и хорошо документированного исследования Джеймса Манна, четверть века изучавшего дипломатические отношения между США и Китаем, Бжезинский приехал в Пекин «нагруженный подарками». Среди них были совершенно секретные американские оценки советских стратегических сил и баланса военной мощи США и СССР в целом, представленные Сэмюэлем Хантингтоном (17). Бенджамин Губерман из Совета национальной безопасности США предложил «обмены в сфере науки и технологий, включая передачу разведывательных данных о Советском Союзе» (i8). Бжезинский информировал китайское руководство, что США готовы продать Китаю технологии, которые они никогда не передадут Советскому Союзу, например инфракрасное оборудование для сканирования земной поверхности со спутника. Бжезинский также сообщил, что США обратятся к своим европейским союзникам с предложением о продаже Китаю ряда вооружений с целью оказания содействия в модернизации его армии
(19).

Несмотря на эти позитивные инициативы США и китайскую озабоченность советским «гегемонизмом», режим Пекина отказался взять на себя обязательства применять только мирные средства при решении вопроса о присоединении Тайваня. Администрация Картера «отстаивала право на продажу оружия Тайваню после нормализации американо-китайских отношений» (2о). После успешного посредничества в заключении мирных договоренностей между Израилем и Египтом в Кэмп-Дэвиде в октябре 1978 года президент Картер окончательно решил пойти на нормализацию отношений с Китаем. В ходе переговоров американской делегации пришлось выслушать гневную отповедь Дэн Сяопина, который заявил, что «Китай никогда не согласится с продолжающейся продажей оружия Тайваню» (2i). Однако в декабре 1978 года КПК приняла ряд важных решений. Дэн Сяопин был утвержден высшим руководителем Китая, теперь ему подчинялся Хуа Гофен. КПК одобрила новую политику Дэн Сяопина в отношении Тайваня под названием «Мирное воссоединение родины». Дэн Сяопин и коммунистическое руководство Китая приняли решение напасть на Вьетнам и наказать его за тесное сотрудничество с Советским Союзом. Учитывая, что в ноябре 1978 года СССР и Вьетнам заключили договор в сфере безопасности, Китай стремился укрепить отношения с США и тем самым противодействовать СССР в случае его возможной реакции на агрессию против Вьетнама. Дэн Сяопин потребовал пригласить его в США, что и было сделано после окончательного согласования всех условий взаимного дипломатического признания. Начиная с i95Q-x годов Китай оказывал коммунистическому движению Вьетнама военную, политическую и экономическую помощь и поддержку. Битва при Дьенбьенфу в 1954 году, обернувшаяся последующим поражением Франции и установлением коммунистического режима в Северном Вьетнаме, велась китайским оружием и при активном участии китайских военных

советников (22). По некоторым оценкам, во время войны во Вьетнаме Китай не только направил туда зоо тысяч солдат и технических специалистов, но и предоставил вьетнамцам существенную военную и экономическую помощь на огромную сумму в 15—2о миллиардов долларов (23). Китайский режим рассчитывал на более тесные отношения с Вьетнамом, когда коммунисты получили контроль над всей страной. Вместо этого Вьетнам сблизился с Советским Союзом, хотя и не имел с ним общей границы. Такой поворот разозлил Китай, и, очевидно, поэтому близкий союзник Пекина, жестокий и фанатичный режим «красных кхмеров» в Камбодже, начал в 1978 году совершать акты агрессии против соседнего Вьетнама. Это, в свою очередь, вынудило Вьетнам заключить военный союз с СССР и начать масштабное наступление на Камбоджу в конце 1978 года с целью замены прокитай-ского режима на провьетнамский. Дэн Сяопин публично заявил о необходимости «проучить вьетнамцев». Китай намеревался показать, что именно он, а не Советский Союз будет господствовать в Азии. По мнению исследователей, Дэн Сяопин, руководитель экономической модернизации и экономический прагматик, прежде всего «хотел показать миру, что Китай не боится войны или интервенции Советского Союза» (24). В результате урок получили сами китайцы — их вооруженные силы оказались не столь эффективными, как они рассчитывали. Это послужило толчком для новых усилий Китая по развитию экономики, прежде всего имевшим целью модернизировать вооруженные силы. США поняли, что сторонники модернизации и экономического прагматизма в китайском руководстве могут начать внезапную и большую войну, если посчитают, что она в их интересах. Сердечный и общительный Дэн Сяопин, каким он зарекомендовал себя в ходе визита в США, оказался коммунистическим и военным руководителем, готовым рискнуть войной с СССР и принести страдания и разрушения Вьетнаму для того, чтобы «проучить» эту страну. Выступая по национальному телевидению is декабря 1978 года, президент Картер объявил, что США и Китай устанавливают дипломатические отношения в полном объеме с i января 1979 года. США приняли три китайских условия относительно Тайваня, однако Картер заявил, что Тайвань «не будет принесен в жертву» и США продолжат поддерживать с ним деловые, культурные и другие связи через неформальное представительство. Было подчеркнуто, что продажа оружия Тайваню будет продолжена для обеспечения его адекватной самообороны (25). Президент Картер также объявил, что Дэн Сяопин посетит США в начале 1979 года. Конгресс США принял закон о взаимоотношениях с Тайванем. В нем подчеркивалось, что США продолжат обеспечение Тайваня «таким воору142 жением и в таких объемах, какие необходимы для поддержания его обороноспособности» (26). В законе также отмечено, что США будут считать любые военные действия Китая в отношении Тайваня, а также бойкот или эмбарго «угрозой миру в западной части Тихого океана и предметом серьезной озабоченности США» (27). Закон приняли подавляющим большинством голосов как в палате представителей, так и в сенате США, что исключало возможность президентского вето. Он был подписан президентом Картером. В последующие годы Китай неоднократно угрожал применить силу против Тайваня и США, если Америка будет продолжать оказывать помощь в обороноспособности острова. Однако закон о взаимоотношениях с Тайванем остался краеугольным камнем в политике США в Тихоокеанском регионе. ВИЗИТ ДЭН СЯОПИНА В США Для Дэн Сяопина установление прочных китайско-американских отношений на постоянной основе было не только полезно с точки зрения противостояния с Советским Союзом, но и отвечало задачам претворения в жизнь программы четырех модернизаций. Дэн стремился прорубить для Китая экономическое окно во внешний мир, рассчитывая получить для страны серьезную выгоду. Его визит стал первой поездкой в США столь высокого официального лица из Китая. Президент Картер приветствовал визит как «время воссоединения и нового начала... день примирения, открывший двери, столь долго остававшиеся закрытыми» (28). Обе стороны рассматривали визит как начало близких и тесных взаимоотношений. В своих выступлениях Дэн Сяопин несколько раз обрушивался с косвенными нападками на Советский Союз. В частности, он заявил: «Мир сегодня далеко не спокоен. Существуют не только угрозы миру, но и факторы, которые могут вызвать войну» (29). Дэн Сяопин напомнил американскому руководству и народу, что в совместном коммюнике об установлении дипломатических отношений говорится о согласии США и Китая «про143

тивостоять усилиям любой страны или групп стран установить. .. гегемонию» (зо). Он также публично заявил, что Вьетнам, напавший в конце декабря 1978 года на Камбоджу, стал «Кубой Востока» и его «нужно как следует проучить» (31). Еще одной стратегической целью визита Дэн Сяопина было создание нового имиджа Китая у американской общественности, что позволило бы установить новые отношения с местными деловыми кругами и тем самым способствовать привлечению инвестиций в производство. Помимо Вашингтона Дэн Сяопин посетил Атланту, Хьюстон и Сиэтл, где встречался с представителями общественности и деловых кругов. Джеймс Шлезингер, министр энергетики в администрации Картера, сопровождавший его в Хьюстоне, вспоминал: «Мы приехали в Техас, известный своим ярым антикоммунизмом, встречались с представителями нефтяных и других крупных компаний, которые неоднократно заявляли о своей приверженности рыночной экономике. И они влюбились в марксистского диктатора» (з2). Для США главным приоритетом во время переговоров с Дэн Сяопином была необходимость заручиться сотрудничеством Китая в размещении разведывательных станций вдоль границы с Советским Союзом, так как размещать их в Иране отныне не представлялось возможным из-за совершившейся там революции и свержения шаха. В ходе визита Дэн Сяопин согласился, что США «могут создать такие разведывательные станции в Западном Китае, оборудовать и обслуживать их с привлечением персонала из ЦРУ и Агентства национальной безопасности... Китайский персонал будет помогать в их обслуживании, а США делиться с Китаем полученными данными» (зз)- Это новое сотрудничество вышло далеко за пределы существовавшего ранее спорадического обмена разведывательными данными. По мнению Манна, «при администрации Картера сотрудничество в области разведки стало официальным и разведывательные службы двух стран тесно работали друг с другом» (34)Во время встречи в Овальном зале Белого дома Дэн Сяопин поделился с президентом Картером, вице-президентом Мондейлом, советником по вопросам национальной безопасности Бжезинским и государственным секретарем Вэн-сом важной информацией. Он проинформировал о решении Китая напасть на Вьетнам в качестве ответной меры на его вторжение в Лаос и смену режима «красных кхмеров» в Камбодже, тесно сотрудничавшего с Китаем. Дэн также обсудил возможную советскую реакцию на эти действия, которая могла включать и адекватные удары Советского Союза по Китаю. Хотя в своих мемуарах Картер пишет, что пытался отговорить Дэн Сяопина от подобных действий, Манн утверждает, что «президент передал ему записку, просто предлагавшую проявить сдержанность и воздержаться от открытой агрессии» (35)- Бывший директор ЦРУ Роберт Гейтс пишет в своих мемуарах, что подобная записка «стала лучшим сигналом, на который мог рассчитывать Дэн Сяопин. Ни слова о последствиях для нормализации отношений. Ни слова об изменениях в экономическом и военном сотрудничестве. Никаких принципиальных возражений против вторжения в другое государство. Просто некая, хотя и выраженная в твердой форме, озабоченность в связи с возможными проблемами. И никаких намеков на то, что китайский секрет может быть разглашен, а будущая жертва предупреждена» (зб). Чтобы заручиться безусловной поддержкой США в предстоящей агрессии против Вьетнама, Дэн Сяопин заверил американское руководство, что не предпримет каких-либо военных действий против Тайваня. Примечательно следующее заявление Дэн Сяопина в ходе визита:
До возвращения Тайваня и создания единого Китая мы будем полностью уважать сложившиеся на Тайване реалии. Мы сохраним существующую на Тайване систему и образ жизни. Мы разрешим местному правительству Тайваня и населению острова поддерживать отношения с народами других стран, в том числе Японии и США. Мы уверены, что, проводя такую политику, сможем добиться мирного объединения. У китайцев достаточно терпения. Однако Китай не может взять на себя обязательство не использовать другие средства (37)-

Это заявление было весьма важным для администрации Картера и конгресса США, опасавшихся возможной военной акции Китая против Тайваня. В то же время Дэн Сяопин неоднократно повторял, что позиция Китая не исключает применения силы для решения этого вопроса. Визит Дэн Сяопина стал важным политическим и общественным прорывом для Китая. Весьма вероятно, что Дэн Сяопин стремился создать иллюзию теплых и близких отношений с США, с тем чтобы исключить возможные прямые военные действия СССР после вторжения Китая во Вьетнам. КИТАЙ НАПАДАЕТ НА ВЬЕТНАМ (17 ФЕВРАЛЯ 1979 ГОДА) На следующий день после возвращения Дэн Сяопина из США вооруженные силы Китая атаковали Вьетнам, нарушив его границу на 26 участках. В нападении были задействованы Збо тысяч

военнослужащих, тысяча танков и 1500 тяжелых артиллерийских установок (з8). Нападение стало явной тактической неожиданностью, и в течение недели Китай занял столицы четырех пограничных провинций Вьетнама. Китайцы намеренно разрушали гражданскую инфраструктуру, в захваченных районах «не осталось ни одного фонарного столба, даже больницы были взорваны» (39)- Лучшие вьетнамские подразделения находились в Камбодже, Лаосе, на юге страны или были размещены в районе Ханоя. Тем не менее войска второго эшелона смогли сдержать китайские силы в зоне зо миль от границы и нанести им серьезные потери. Через месяц Китай вывел свои войска, потеряв 46 тысяч солдат убитыми и ранеными, 400 танков и БТР и i,4 миллиарда долларов (40). Советский Союз оказал Вьетнаму скромную военную помощь, провел демонстрацию силы вдоль советско-китайской границы, однако на прямые военные действия не пошел.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Китай и Соединенные Штаты: взаимное дипломатическое признание (1978)» з дисципліни «Китай: Наростаюча загроза»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит звітності з податку на прибуток
ІНДИКАТИВНЕ ПЛАНУВАННЯ ІНВЕСТИЦІЙ
МАРКЕТИНГОВЕ РОЗУМІННЯ ТОВАРУ
Аудит нематеріальних активів. Мета і завдання аудиту
СТВОРЕННЯ І РОЗВИТОК ГРОШОВОЇ СИСТЕМИ УКРАЇНИ


Категорія: Китай: Наростаюча загроза | Додав: koljan (01.06.2013)
Переглядів: 611 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП