ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Історія науки і техніки » Марксистка концепція історії –XIX століття

Имманентная сторона марксистской критики и ее целенаправленность
Обратим теперь внимание на другую сторону критики, которую мы назовем «имманентной», поскольку она направлена на постановку и решение конструктивной задачи — выработку новой концепции или теории, свободной от недостатков, односторонности и внутренней противоречивости критикуемых воззрений. Следовательно, здесь речь идет о построении более обобщенной теории и о позитивном изучении самого реального предмета исследования. Односторонне негативная критика объявляет просто ошибочной предшествующую теорию и отбрасывает ее полностью. Напротив, марксистская концепция подчеркивает, что «объявить данную философию ошибочной еще не значит покончить с ней» [21, с. 281]. Сама критика прежних воззрений проходит в своем развитии несколько стадий. «Первая критика всякой науки необходимо находится во власти предпосылок той самой науки, против которой она ведет борьбу» [2, с. 33]. Это замечание имеет большое методологическое значение для разработки истории науки. Действительно, движение научного знания осуществляется в ходе борьбы между сторонниками различных подходов, концепций, теорий. Размежевание научных теорий на первых порах еще не получает ясного осознания у самих ученых. Поэтому критика предшествующей теории вначале ведется с позиций этой же теории и лишь позднее, когда тот или иной ученый осознает существо своего открытия и осмысливает принципиальное отличие предпосылок своей теории, критика этой теории вырастает до критики общих предпосылок прежних теорий.
Научный прогресс и заключается в том, чтобы от первой ступени, когда основная предпосылка принимается в качестве непреложного факта, не подвергаемого никакому дальнейшему исследованию, перейти к другой ступени — критическому исследованию самих предпосылок теории. И притом, как пишут основоположники марксизма, к «решительному, беспощадному и в то же время научному исследованию» [2, с. 34].
Негативная критика «движется вне того предмета, который она будто бы исследует», «избавляет себя от изучения этого действительного движения, образующего целое» [2, с. 38]; тем самым негативная критика неизбежно оказывается спекулятив-
71

ной критикой. Напротив, критичность марксистской диалектики тесным образом связана с позитивным изучением самой реальности, составляющей предмет споров. Позитивная, имманентная критика буржуазной политэкономии «совершенно невозможна без весьма положительных знаний по вопросу о движении частной собственности» [2, с. 56].
Теоретическое постижение буржуазного общества, объективный анализ развития частной собственности предполагает развертывание критической позиции и по отношению к самой реальности, и по отношению к экономическим теориям, которые не выходят за пределы исторической формы этой реальности. Энгельс подчеркивал, что критика существующего общества — действительная основа, главная задача всякого исследования социальных вопросов [2, с. 581 ]. При этом у основоположников марксизма речь идет «о конкретной критике существующего общества, т. е. об исследовании экономических фактов» [21, с. 220]. Научно-теоретическое знание (в данном случае социальное знание) оказывается процессом триединым: во-первых, процессом позитивного, объективно-научного анализа самого предмета; во-вторых, критикой реальных экономических форм буржуазного общества; в-третьих, критикой различных теорий и идеологий, развитых с позиций защиты и оправдания этого общества.
Имманентная критика предполагает не только позитивное изучение объекта, но и построение целостной, обобщенной теории. В этом случае критика предстает как диалектическое отрицание предшествующей теории, ее «преодоление» и вместе с тем как «сохранение» внутри более развитой, конкретной теории положительных сторон или моментов прежней теории.
Таково отношение Маркса к экономистам прошлого; оно является критикой имманентной, ибо предполагает выявление противоречий внутри прежних теорий, их различных (научных и вне-научных) моментов и направлено прежде всего на построение новой теории. К. Маркс, отталкиваясь от научных моментов теории прошлого, развертывает свой собственный подход к проблеме, свою систему понятий и удерживает в этом подходе и в этой системе позитивные элементы предшествующих концепций в их коренным образом переработанном виде. Он обращает основное внимание на действенность теории, подчеркивает связь научного объяснения с практическим преобразованием действительности. «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобыизменить его» [3, с. 4].
Нередко позитивная концепция марксизма рождается в порядке ее прямого противопоставления позициям домарксистских мыслителей. Так, Маркс и Энгельс характеризуют свое мировоззрение как принципиально отличное от всех предшествующих мировоззрений. Подчеркивая противоположность материалистической диалектики всей предыдущей философии, Маркс и Энгельс отказываются от старой терминологии, которая часто
72

скрывает реальное содержание. Утверждение своей философской концепции, осознание ее противоположности всей предшествующей истории философии сопровождается отказом от спекулятивной терминологии, но отнюдь не от тех действительных проблем, которые в ней выражены.
В «Тезисах о Фейербахе» Маркс вскрывает коренную противоположность материализма Фейербаха диалектическому материализму. Если Фейербах рассматривает процесс познания как пассивно-созерцательное отражение органами чувств внешнего предмета, то Маркс видит основу познания в практической человеческой деятельности. В противоположность антропологическому материализму, который считал процесс познания только результатом воздействия внешнего мира на человека, марксистская концепция на первый план выдвигает практическую деятельность субъекта (производство, промышленность, технику).
Итак, критичность марксистской концепции предполагает развитие критикуемой теории, прогресс научного знания и формирование более высокой, обобщенной теории. Мера последовательности, научности и критичности диалектики состоит как раз в развитии теоретического подхода, принципов теоретического анализа предмета.
В историко-научном исследовании критичность материалистической диалектики находит различное воплощение. Во-первых, в осмыслении взаимной критики и столкновений между сторонниками различных теорий, различных методологических подходов к объекту изучения, в раскрытии противоречивости научного познания на том или ином этапе истории науки. Во-вторых, в критическом анализе предшествующих теорий с точки зрения современного уровня знания, выявления их ограниченностей, непоследовательностей, отступлений и отказов от истины, в критическом осмыслении объекта исследования, вычленяемого в предшествующем теоретическом знании. В-третьих, в развертывании имманентной критики, ставшей орудием историко-научного анализа, в раскрытии путей становления целостной, обобщенной теории, показывающей место каждой из предшествующих теорий в процессе формирования развитой теоретической системы.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Имманентная сторона марксистской критики и ее целенаправленность» з дисципліни «Марксистка концепція історії –XIX століття»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит визнання, збереження і технічного стану необоротних активів
Ознайомлення з об’єктом аудиту
Визначення грошових потоків на основі прогнозних фінансових звіті...
СУЧАСНІ СИСТЕМИ МЕНЕДЖМЕНТУ ЯКОСТІ
Аудит нерозподіленого прибутку


Категорія: Марксистка концепція історії –XIX століття | Додав: koljan (25.05.2013)
Переглядів: 548 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП