ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Історія науки і техніки » Марксистка концепція історії –XIX століття

Анализ внутренней логики развития науки в идеалистической диалектике Гегеля
По Гегелю, теория знания должна представить само знание системно. Это означает, что надо представить знание
40

во всем многообразии его форм и проследить закономерности перехода от одних форм к другим. Этой задаче посвящена «Феноменология духа». С одной стороны, здесь изображен ряд исторически конкретных феноменов сознания, а с другой — внутренняя логика переходов, внутренняя закономерность смены этих феноменов.
Гегель впервые указал на важный закон научного познания — единство исторического и логического в процессе его развития. Движение феноменов сознания, изображенное в «Феноменологии духа», особым образом повторяет движение категорий, представленное в «Науке логики». Однако процесс смены категорий в «Науке логики» представлен идеалистически как самопорождение их. Фактически же — это лишь логически «чистое» изображение реального исторического пути познания. Историческая смена феноменов знания рассматривается Гегелем как отражение движения логических категорий. В этом — гениальная догадка, прозрение реальных процессов и законов познания; но в этом же заключена и глубокая ошибка, состоящая в представлении о непосредственной реализации движения логических категорий в историческом движении познания.
Логика, по Гегелю, уже не является знанием в точном смысле слова, она есть сама Истина, система Истины. Смена категорий, развитие Идеи происходит объективно; это — раскрытие самой Истины, как бы стоящее над конкретным историческим познанием и воплощающееся в нем.
При этом каждая философская система, по Гегелю, есть постижение современной ей эпохи в понятии. Поскольку же исторические условия меняются, то меняются и философские теории. Однако история философии — не «перечень мнений», а закономерный процесс, поступательное движение к абсолютной истине. Каждая философская система отражает определенную ступень в процессе развития Идеи или в процессе раскрытия Истины. Поэтому каждая система ограничена исторически, но содержит момент абсолютного.
Гегелевская философия сосредоточена на исследовании внутренних механизмов самого процесса развития. Можно сказать, что в «Науке логики» Гегель исследовал в абстрактной форме особым образом объективированный процесс развития — его внутреннюю последовательность, его законы и механизмы. Все это проявляется и в развитии науки, в развитии знания.
Противоположность, противоречие — вот внутренний источник самоизменения и саморазвития, «корень всякого движения и жизненности». По Гегелю,противоречие движет миром. Накопление количественных изменений приводит к качественным изменениям, переход первых во вторые прерывает постепенность предшествующего развития, совершается «скачок». Гегель отверг метафизическое представление о непрерывности движения, изменения и выдвинул понятие «меры» как единства количества и
41

качества. «Узловая линия мер» изображает как бы последовательность и характер совершающегося развития.
Важной закономерностью процесса развития, по Гегелю, является «отрицание отрицания», т. е. появление на более высоких ступенях развития некоторых черт, характерных для более низких его ступеней. Закон отрицания отрицания раскрывает механизм преемственной связи, существующей между последовательными этапами процесса развития.
В своем учении о понятии Гегель указал на диалектическое единство всеобщего, особенного и единичного как моментов познания. Он дал новую классификацию суждений, расположив суждения в порядке возрастания их общности и познавательной ценности.
В «Философии природы» Гегель стремился раскрыть диалектическое единство и внутреннюю связь всей области естественнонаучного знания. Объектом изучения здесь служит природа. Природа раскрывается последовательно, «определяет» себя в категориях пространства, времени, материи, движения и др. Шаг за шагом Гегель систематизирует здесь понятия, в которых получает определение природа и происходит ее познание. Важнейшую черту этого раскрытия природы у Гегеля составляет развитие, происходящее в знании. Конкретные естественнонаучные представления суть различные содержательные моменты основных понятий, они упорядочиваются как различные фрагменты одного большого полотна — Науки о природе. Изменение научных теорий, конкретных естественнонаучных представлений получает свое объяснение как движение в содержании этих знаний.
Будучи объективным идеалистом, Гегель рассматривает природу как застывшее инобытие Идеи. В природе нет поэтому собственного развития, а есть всего лишь зафиксированное отражение развития Идеи. Таково исходное идеалистическое извращение, лежащее в основе всей гегелевской натурфилософии. Но этим отнюдь не зачеркиваются замечательные догадки и прозрения Гегеля, касающиеся действительной внутренней логики развития естествознания. Такая логика проявляется, как верно подметил Гегель, в неразрывной связи всех фрагментов естественнонаучного знания, в непрерывно реализующейся тенденции к концептуальному единству естествознания в целом.
Гегелевский абсолютный дух был идеалистическим истолкованием реального процесса развития. Действительный процесс развития был понят Гегелем всего лишь как движение этого абсолютного духа, как его превращения, игра его форм. Познающий самого себя абсолютный дух производит самоотчуждение, а затем «снимает» это самоотчуждение, возвращаясь к самому себе. В этих фантастических образах имеется свое рациональное зерно, которое нашли, очистили от мистики идеализма и спасли для науки Маркс и Энгельс.
42

К философии Гегеля мы вернемся еще в следующей главе (§ 3 и 4) в связи с анализом отношения Маркса и Энгельса к гегелевской диалектике и раскрытия ими ее рационального зерна и более детально в связи с подтверждением гегелевских положений данными естествознания и его истории, преломленными через призму их оценок со стороны Маркса и Энгельса.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Анализ внутренней логики развития науки в идеалистической диалектике Гегеля» з дисципліни «Марксистка концепція історії –XIX століття»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Ліквідність балансу позичальника. Показники, що характеризують фі...
ДИЗАЙН, ЙОГО ОБ’ЄКТИ ТА ПРОГРАМИ
Аудит вартості об’єктів і законності витрат, пов’язаних з капітал...
ЄВРОПЕЙСЬКИЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦІЇ ТА РОЗВИТКУ
Теорема іррелевантності


Категорія: Марксистка концепція історії –XIX століття | Додав: koljan (25.05.2013)
Переглядів: 616 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП